Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок-конференция Развитие представлений о мироздании - Преподавание астрономии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание астрономии

Урок-конференция Развитие представлений о мироздании


Автор(ы): Ишевская Елена Павловна, учитель математики и физики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  • Познакомить учащихся с существовавшими теориями о строении мира.
  • Раскрыть сущность каждой из теорий.
  • Рассказать о жизни учёных, занимавшихся созданием теорий о строении мира.
Оборудование: видеопроектор, экран, компьютер, программа-презентация “Microsoft PowerPoint”.
ХОД УРОКА
I. Изучение нового материала
Слайд 1
…пора чудес пришла, и нам
Подыскивать приходится причины
Всему, что совершается на свете

Вильям Шекспир
Сегодня мы приступаем к изучению новой главы “Строение Солнечной системы”.
Слайд 2. Содержание темы.
  • Развитие представлений о Солнечной системе.
  • Видимое движение планет.
  • Законы Кеплера, обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера.
  • Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров этих небесных тел.
Вопросы, которые мы будем рассматривать при изучении этой темы, следующие:
  • Петлеобразное движение планет.
  • Конфигурации планет.
  • Периоды обращения планет.
  • Законы движения планет.
  • Расстояния до тел Солнечной системы и размеры этих небесных тел.
  • Форма, размеры, масса Земли и др.
Изучение первой темы главы III мы проведем в виде конференции. Тема урока: Слайд 3 Запишите тему урока в тетрадь. На конференции мы поведем разговор о том, как складывались и почему менялись представления о Мироздании, как возникло и утверждалось новое учение о мире, и какими же были люди, беззаветно служившие музе астрономии – Урании.
По ходу урока вы самостоятельно фиксируете в тетради необходимый материал (обязательно: представление о Мироздании – схематично).
Звездное небо во все времена занимало воображение людей. Почему зажигаются звезды? Сколько их сияет в ночи? Далеко ли они от нас? Есть ли границы у звездной Вселенной? С глубокой древности человек задумывался над этими и многими другими вопросами, стремился понять и осмыслить устройство того большого мира, в котором мы живем. Прошли века и тысячелетия, прежде чем возникла и получила глубокое обоснование и развитие наука о Вселенной, раскрывшая нам удивительный порядок мироздания. Недаром еще в древней Греции Вселенную называли Космосом, а это слово первоначально означало “порядок” и “красота”.
Системы мира – это представления о расположении в пространстве и движении Земли, Солнца, Луны, планет, звезд и других небесных тел. Запишите в тетрадь.
А теперь я предоставляю слово докладчикам – ученикам 11 класса, подготовившим доклады и демонстрации о том, как развивались представления о Мироздании.
1 докладчик
– Шилина Г. “Человек начинает познавать Вселенную”.
Кратко: основой для создания небесной механики как науки послужила наблюдательная астрономия.
Приложение 1
2 докладчик – Попова М. “Философы античности и Мироздание”
Кратко: Фалес Милетский самостоятельно разработал теорию солнечных и лунных затмений, открыл сарос.
Анаксимандр учил о бесчисленном множестве непрерывно рождающихся и гибнущих миров в замкнутой шарообразной Вселенной, центром которой является Земля; ему приписывалось изобретение небесной сферы, некоторых других астрономических инструментов и первых географических карт.
Пифагор поставил в центр мира шарообразную Землю, которая вращалась вокруг невидимой оси. Все небесные тела были прикреплены к хрустальным невидимым сферам, вращающимися с разной скоростью.
Филолай в центре Мироздания поместил Центральный огонь, вокруг которого вращается планета-экран, Земля и другие планеты. Солнце – в стороне от них.
Вероятная система пифагорейцев: 1 – Центральный огонь; 2 – Земля; 3 – Антиземля; 4 – Луна; 5 - Солнце – зеркало; 6 – планеты; 7 – небо.
Приложение 2
3 докладчик – Черкасов А. “Вселенная Аристотеля и Птолемея”
Запишите в тетради:
  • Эпицикл – малый круг, по которому движется планета;
  • Деферент – большой круг, по которому движется центр эпицикла.
Кратко: Аристотель, признавая шарообразность Земли, Луны и небесных тел, был сторонником собственной геоцентрической системы мира. Аристотель поместил в центр Вселенной Землю и сделал ее неподвижной.
Аристарх Самосский задолго до Коперника сделал вывод о вращении Земли вокруг Солнца. Он рассчитал, что Солнце - одна, ближайшая из звезд. Именно Аристарх первым создал гелиоцентрическую систему мира, которая, к сожалению, не была детально разработана.
Клавдий Птолемей попытался создать теорию видимого движения Солнца, Луны и планет. На основе каталога Гиппарха, собственных наблюдений и физики Аристотеля, разработал самую подробную и популярную геоцентрическую систему мира, определявшую космологические представления ученых на протяжении 1500 лет. По теории Птолемея:
1) Земля неподвижна и находится в центре мира;
2) планеты вращаются по строго круговым орбитам;
3) движение планет равномерно.
Для объяснения движения планет Птолемей применил систему эпициклов и деферентов, сделав их гармоническими.
Приложение 3
4 докладчик – Несмеянова С. “Построение научной картины мира”
Кратко: Николай Коперник стал одним из создателей новой астрономии и научного мировоззрения. В своем труде "О вращении небесных сфер" он изложил гелиоцентрическую теорию. Теория Коперника вскрыла важнейший принцип устройства Вселенной – подвижность, планетарность Земли, устраняла вековое представление об уникальности центра вращения Вселенной. На памятнике Н. Копернику в Варшаве высечена надпись: "Он остановил Солнце и сдвинул Землю".
Тихо Браге – великий датский астроном, последний из "титанов" дотелескопической эпохи. Главным делом жизни считал повышение точности астрономических наблюдений. В 1584 году на подаренном королем острове Гвен у берегов Швеции он построил две обсерватории - Ураниенборг и Стьертенборг, в которых 21 год вел астрономические наблюдения при помощи созданных им металлических угломерных инструментов, повысив точность измерений положений небесных светил в 100 раз. Составил каталог 777 звезд.
Создал свою, компромиссную систему мира: вокруг неподвижной Земли в центре Вселенной вращалось Солнце, вокруг которого вращались планеты.
Приложение 4
5 докладчик – Гречишникова Н. “Астрономия эпохи Возрождения”
Кратко: Джордано Бруно создал свою естественно-философскую картину бесконечной изотропной Вселенной с множеством обитаемых планетных миров. Бруно высказал догадки, что и Солнце, и звезды вращаются вокруг своих осей, а в Солнечной системе, кроме известных уже планет существуют и другие, пока еще не открытые. Джордано Бруно активно боролся с католической церковью. На месте его сожжения в Риме на памятнике высечена надпись "От столетия, которое он пре...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2147

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340