Главная / Методические материалы / Преподавание экономики
Учебно-методический комплект по элективному курсу на тему: Экономика Красноярского края
Автор(ы): Зубкова Ольга Ивановна, учитель экономики; Демасова Елена Алексеевна, учитель экономики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Реализация концепции “Модернизации образования” в России обусловливает поиск новых педагогических идей и решений, отвечающих задачам подготовки подрастающего поколения к жизни в современном обществе. Мы полагаем, что в свете задач перехода к профильному обучению данная программа может представлять определенный интерес для учителей, учащихся и их родителей. Реалии современной действительности, с которой уже пришлось столкнуться россиянам и в частности жителям региона, показали важность экономического образования. Вместе с тем, проблемы отбора содержания экономического образования пока находятся в стадии научного осмысления и проработки. Сравнительный анализ содержания школьных программ по экономическому образованию, географии и краеведению позволяет выявить свободную нишу, которая, может быть заполнена содержанием курса “Экономика Красноярского края”. Убеждены, что программа данного элективного курса может быть гармонично вписана в систему как предпрофильной, так и профильной подготовки школьников, нести объединяющее, интеграционное начало. Рассматриваемый курс приемлем для различных профилей всех типов образовательных учреждений, и может быть направлен на : - углубленное изучение раздела профильного курса “Экономика”;
- изучение раздела базового курса “Экономика”, не входящего в обязательную программу;
- межпредметный элективный курс, в целях удовлетворения разнообразных познавательных интересов школьников, выходящих за рамки выбранного профиля.
Курс достаточно актуален на современном этапе развития общества, он направлен на знакомство учащихся с комплексными проблемами и задачами экономики Красноярского края, требующими синтеза знаний различных предметных областей, а также ориентации в различных профессиональных сферах. Каждый учащийся должен знать край, где он живет, его экономические особенности и связи с другими регионами России. Основная задача курса состоит в расширении представления учащихся об экономическом потенциале Красноярском крае и в представлении доказательной базы актуальности данных знаний. Цели изучения элективного курса: - расширение и углубление их знаний в области экономики и географии, краеведения;
- ознакомление учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний и специфических способов деятельности ( синтез, анализ, сравнение, абстрагирование, мониторинг, прогнозирование,) в различных сферах;
- развитие у учащихся умений подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, критически осмысливать информацию об экономике региона , государственной и региональной экономической политике и вырабатывать собственное аргументированное мнение;
- ориентация в выборе профессии; ознакомление с функционированием рынка труда, сферой малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельностью, используя возможности региона;
- ориентация на социализацию подростков в общественной жизни;
Курс носит интерактивный, междисциплинарный характер. Предполагается, что в результате изучения курса учащиеся должны: - знать экономические характеристики края, особенности его географического и экономического положения,
- иметь представление о перспективах и особенностях развития всех территориальных единиц края,
- уметь анализировать экономические отношения края с другими субъектами России и иностранными партнерами;
- уметь объяснять (интерпретировать) изучаемые явления и процессы;
- уметь приводить известные примеры явлений и тенденций;
- проводить квазинаучные и научные исследования в области экономики и географии края.
Для изучения курса “Экономика Красноярского края” учащимися 10-11 классов различных образовательных учреждений отводится 34 ч. , также возможна модификация для предпрофильной подготовки учеников 9 классов в пределах 15-17 часов. Программа представленного курса имеет блочно-модульную структуру: № модуля | Название образовательного модуля | Количество часов | МОДУЛЬ 1 | Объединенный Красноярский край - ведущее звено экономической системы России. Его характеристика. | 7 | МОДУЛЬ 2 | Экономический потенциал территорий края. | 4 | МОДУЛЬ 3 | Таймырский АО. Особенности экономического развития. Перспективы. | 7 | МОДУЛЬ 4 | Свободные экономические зоны края. | 6 | МОДУЛЬ 5 | Экономические отношения края с другими регионами России, мира. | 4 | | Выполнение зачетного проекта “ Будущее края –это…” | 8 | ИТОГО | | 34 часов | Особенностью изучения курса является усиление практической составляющей: большое число работ, связанных с анализом статистических материалов, документации, социально-экономических ситуаций, подборка материалов из СМИ, математических задач с экономическим содержанием, семинаров , активное внедрение “кейс-стадиз” ( конкретных ситуаций). Большое внимание уделено учебно-исследовательской деятельности учащихся. Предлагаются темы для проведения исследовательских работ, рефератов, проблемных семинаров, дискуссий. Система оценивания строится на разнообразном дифференцированном наборе контрольно-измерительных материалов : - текущий контроль – беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемами, аспектами развития, рецензирование сообщений учащихся и т. д. ;
- тематический контроль – тестовые задания и тематические зачеты;
- зачетный практикум - описание и практическое выполнение практических заданий, связанных с изучением прикладного аспекта курса;
- обобщающий, итоговый в форме презентаций личных достижений (самостоятельно подготовленные энциклопедические справки, устные и письменные доклады и сообщения, описание выполненных практических работ).
Так как курс выбирается инициативно, по желанию учащихся и с учетом направленности познавательных интересов, целесообразно при оценке результата обучения использовать нетрадиционную форму оценивания, например, портфолио. В портфолио учащегося к моменту завершения изучения курса каждый ученик должен “вложить” выполненные в процессе обучения работы. Перечень таких работ является обязательным, а темы, по которым выполняется каждый вид работы, - по выбору учащихся. Ученик может самостоятельно решить, какие именно свои работы он считает достаточно квалифицированными, чтобы представить их в своем портфолио. Возможный перечень работ, входящих в портфолио: - предметный или именной указатель;
- тематический доклад (текст);
- эссе;
- энциклопедическая справка;
- проект.
Учебный процесс может поддерживаться различными учебным пособием по курсу “Экономика”, учебно-методическим комплектом для учителя и конспект-тетрадью для учащихся. Следует отметить, что в рамках технологической поддержки (УМК) курса “Экономика Красноярского края” большая роль отводится разным методическим конструкциям использования современных телекоммуникационных технологий, предлагаются Интернет-экскурсии, проекты, презентации. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МОДУЛЬ 1 | Красноярский край - ведущее звено экономической системы России. Его характеристика. | 7 | | Ведение. Красноярский край - субъект России. | 1 | | История, традиции и быт населения . | 1 | | Устройство органов государственной власти и органов местного самоуправления. | 1 | | Законодательная база, регулирующая деятельность Красноярского края. | 1 | | Особенности экономического развития территорий края. | 1 | | Культурно-экономические связи Красноярского края с другими субъектами России и иностранными государствами. | 1 | | Тематический контроль. | 1 | МОДУЛЬ 2 | Экономический потенциал территорий края. | 4 | | Центральная часть Красноярского края. | 1 | | Таймырский ( Долгано-Ненецкий ) автономный округ. | 1 | | Эвенкийский автономный округ. | 1 | | Тематический контроль. | 1 | МОДУЛЬ 3 | Таймырский АО. Особенности экономического развития. Перспективы. | 8 | | Таймырский АО. Анализ экономического состояния. Особенности экономического развития. Тенденции и перспективы на современном этапе. | 1 | | НПР. Особенности экономического развития. | 1 | | Законодательная база, регулирующая экономическую деятельность в регионе. | 1 | | РАО “ Норильский никель”. | 2 | | Экономический потенциал территории Таймыра | 1 | | Культурные и экономические связи ТАО и РАО с другими районами КК. | 1 | | Тематический контроль. | 1 | МОДУЛЬ 4 | Свободные экономические зоны края. | 5 | | Понятие свободной экономической зоны. | 1 | | сэз края. | 3 | | Тематический контроль. | 1 | МОДУЛЬ 5 | Экономические отношения края с другими регионами России, мира. | 3 | | Экономические отношения края с другими регионами России. | 1 | | Международные экономические связи края. | 1 | | Тематический контроль. | 1 | | Выполнение и защита зачетного проекта“ Будущее края –это…” | 7 | ИТОГО | 34 | Конспект-тетрадь для учащихся Выполняет функцию рабочей тетради, задачника и практикума для подготовки к...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2026
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|