Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Прости — оставляю тебя для Пугачева... А.С. Пушкин в Казанском крае. Заочное путешествие - Организация школьной библиотеки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Организация школьной библиотеки

Прости — оставляю тебя для Пугачева... А.С. Пушкин в Казанском крае. Заочное путешествие


Автор(ы): Балякина Марина Анатольевна, зав. библиотекой


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Вступительное слово библиотекаря: 7 февраля 1833 года поэт запросил военного министра Чернышева о бумагах, касающихся Пугачевского восстания. А за неделю до того сделал первые наброски к сюжету «Капитанской дочки». Пушкин нашел материал, на котором можно было решить самую болезненную проблему последних ста лет русской истории - проблему крестьянской революции. Очень скоро архивные материалы столицы его уже не могли удовлетворить, и он решил посетить те места Поволжья и Приуралья, которые были охвачены этими событиями. На исходе лета поэт выехал из Петербурга в Москву, чтобы оттуда отправиться к Оренбургу.
Он ехал в места пугачевские.

Часть I. «Если ехать вам случится…»

Звучит «Тройка» Г.Свиридова из цикла «Метель: Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина»
Ученик читает стихотворение А.С.Пушкина «Дорожные жалобы» (1830).
Ведущий: Начало сентября 1833 года. Вдоль Волги четверка лошадей тащит экипаж. Рядом с ямщиком сидит задумчивый поэт, вырвавшийся, наконец, из надоевшего Петербурга. Он любил путешествовать. Порой его путешествия были вынужденными, как у некоторых его героев. А иногда им просто овладевало беспокойство: «охота к перемене мест». Его отпустили лишь на четыре месяца. Времени мало: ведь предстояло проделать около пяти тысяч верст пути…
(музыка смолкает)
Ожидая в Тюрлеме перемены лошадей, Пушкин прошелся по улице. Тюрлема показалась ему опрятной черемисской деревней. Чуваши были приветливы и услужливы. Они охотно и без боязни отвечали проезжему барину, когда он с ними заговаривал. От старого чуваша Пушкин узнал, что город, из которого он едет, - Нижний Новгород - называется Чол-Хола, что значит Каменный город. А он, Пушкин, вырос. Очевидно, это было искаженное «урыс», что по-татарски означает «русский».
Звучит музыка. Г.Свиридов. «Весна и осень»
Отсюда начинался новый, неведомый поэту край, населенный разными народами - чувашами, черемисами, мордвой, татарами. В летописях он именовался Низовскими землями.
В 1833 году стояла необычайная для сентября жара. С крестьянских полей возили снопы, а кое-где еще жали яровые. Впереди, на склоне большой с меловыми отрогами горы показались две деревни, разделенные узенькой лентой речушки и нешироким лугом.
Передают, что между поэтом и возницей происходил такой разговор…
( Далее следует сцена «У деревни Ширданы» )
Поэт и ямщик едут в телеге.

Пушкин: Что это там за деревня с колокольней?
Ямщик: Ширданы, барин.
Пушкин:А это что за деревня?
Ямщик: И это Ширданы.
Пушкин:Как? Две деревни с одинаковым названием?
Ямщик: Эти русские Ширданы, а те татарские Ширданы… А ежели желаетеиспить, барин, так лучшего напитка, чем в Ширданах, вам не сыскать.
Пушкин:А что! Пожалуй…

Путешественники слезают с телеги. Ямщик подходит к избе. Стучит кнутовищем в «окошко». Выходит татарин в каляпуше и безрукавке поверх белой рубахи. Ямщик что-то говорит ему вполголоса. Татарин кивает и скрывается в избе. Через минуту выходит снова. За ним идет девочка в длинной рубашке с деревянной бадейкой в руках, покрытой чистым полотенцем, с двумя пиалами и деревянными ложками. Разостлала полотенце, поставила посуду, чинно поклонилась и убежала в дом.

Ямщик: Кушайте, барин.
Пушкин:Что же это за напиток такой?
Ямщик: А вы, барин, сперва отведайте, а уж после сами скажете, какой.
Пушкин (прихлебывает): О-о, действительно замечательный катык… Чудо-катык! Ну, спасибо! Большое спасибо! Уважили.

Хозяин избы молча сидит на скамье. В это время, медленно переставляя ноги и опираясь на костыль, выходит из дома дряхлый старик с перевязанными щеками. Он оперся на костыль и немигающее разглядывает русского барина.

Пушкин (смущен пристальным взглядом старика): У него что, зубы болят?
Ямщик: Да у него зубов-то давным-давно нету, нечему стало быть болеть…
Пушкин:Что же, должно быть, уши?
Ямщик: Так и ушей у него, барин, нет.
Пушкин:Как нет?!
Ямщик: Да, чай, отрезали ему уши-то.
Пушкин:Как отрезали?! За что?
Ямщик: За Пугача отрезали. У Пугача старик был когда-то. Вот и отрезали.

Старик на вопросы не отвечает. Пушкин обращается к татарину.

Пушкин:Поведай, мил человек, что знаешь об этой истории.
Татарин: Двадцать лет было. Пристал к Пугачу, хотел возвертаться на добром коне да в сафьяновых сапожках. Да заместо этого попал в казанский каземат. Шесть месяцев сидел. Потом отпустили. А чтоб неповадно было, уши отрезали.
Ямщик: Вот так, барин, бывает…
Конец сцены.
Звучит музыка. Г.Свиридов. «Пастораль»
Ведущий: От Чебоксар до Свияжска дорога шла по горам да оврагам, колеса то увязали в песке, то с перестуком катились по высохшей глине. Тут были две переправы - через небольшие реки Цивиль и Свиягу. А затем - главная через Волгу, под Свияжском.
Красива была Волга, пленительна! Пушкин предался плавному скольжению по ее поверхности. Воображение уводило его от тяжелого парома к легким стругам, которые проплывали здесь по волжской стремнине.
А ведь ему удалось все это выразить еще семь лет назад, не видя этой могучей реки, не вбирая ее в себя всеми чувствами. В ссылке, в сухопутье.
Ученик читает первое стихотворение А.Пушкина из цикла «Песни о Стеньке Разине».
Ведущий: Пушкин стоял и смотрел, как медленно удаляется правый берег с дрожащими огоньками славного города Свияжска, в котором было больше церквей, чем хороших домов, смотрел, как приближается левый, более низкий берег, по которому предстояло проехать всего около сорока верст до Казани…
Музыка смолкает.

Часть II. «Я в Казани с 5-ого…»

Ведущий: В Казань А.Пушкин приехал 5 сентября уже в полной темноте. Шел двенадцатый час ночи. Въезжал он со стороны Ягодной слободы (теперь - Кировский район города), проехал мимо Зилантова мужского монастыря. Затем выехал на Большую Проломную улицу (ныне - улица Баумана) и, поднявшись в гору, подкатил к почтовой станции.
В зале демонстрируются слайды с открыток старой Казани.
Звучит инструментальная музыка Рустема Яхина. «Песня без слов».
Ведущий: Увы, мало что сохранилось до наших дней от прежней, старой Казани. Время и люди изменили город. Но память осталась. Вызолотит солнце умытую улицу - от университета до здания гостиного двора, где теперь музей, зазвенит на стеклах воссозданных недавно фонарей, озарит белокаменный кремль, - как сто и двести лет назад - и будто повернется колесо истории… Зацокают по мощеной мостовой копыта той самой старенькой лошади, замедлит ход коляска, и знакомый цилиндр приветно приподнимется над головой седока…
Ведущий: На следующий день по приезде в город Пушкин, забыв о бессонной ночи и усталости с дороги, с неудержимой любознательностью пустился осматривать Казань. Чутье исследователя влекло его к простолюдинам, чтобы из уст очевидцев добыть правдивые сведения о Пугачеве. И он не обманулся.
На окраине города в Суконной слободе, в конце улицы, называвшейся «Маленькое поле», находился тогда популярный среди суконщиков «Горлов кабак», в котором они по праздникам пели свои песни - «драли горло». Зная о роли в пугачевском движении суконщиков, Пушкин направился в этот кабак, и здесь его собеседником оказался некто Василий Петрович Бабин - рабочий суконной фабрики. Бабину в 1833 году было не менее 60-ти лет. В год взятия пугачевцами Казани ему был лишь год или около этого. Он, разумеется, не мог быть настоящим свидетелем этого события. Но родители его были как раз такими очевидцами, и потому он передавал Пушкину их рассказ.
Здесь же, в кабаке, поэт записал кратко важнейшие сведения о Пугачеве и его соратниках, сообщенные ему Бабиным. Сделанную на двух страницах запись рассказа Бабина поэт использовал потом в 7-й главе «Истории Пугачевского бунта».
Звучит музыка. Г.Свиридов. «Венчание».
Чтец: «Пугачев в Казани» (Отрывок из «Истории Пугачевского бунта»).
«Суконщики, ободряемые преосвященным Вениамином, вооружились чем ни попало, поставили пушку у Горлова кабака и приготовились к обороне. Башкирцы с Шарной горы пустили в них свои стрелы и бросились в улицы. Суконщики приняли было их в рычаги, в копья и сабли; но их пушку разорвало с первого выстрела и убило канонера. В это время Пугачев на Шарной горе поставил свои пушки и пустил картечью по своим и по чужим. Слобода загорелась. Суконщики бежали. Мятежники сбили караулы и рогатки и устремились по городским улицам. Увидя пламя, жители и городское войско, оставя пушки, бросились к крепости, как к последнему убежищу. Потемкин вошел вместе с ними. Город стал добычей мятежников. Они бросились грабить дома и купеческие лавки; вбегали в церкви и монастыри, обдирали иконостасы; резали всех, которые попадались им в немецком платье».
Ведущий: На следующий день, утром 7 сентября, Пушкин на легких дрожках, запряженных тройкой лошадей, спешит за десять километров от Казани к Троицкой мельнице. Именно у этой мельницы, на обрыве, с которого была видна отлично вся Казань, находилась главная ставка Пугачева, расположившего свое войско в 20 тысяч человек.
Внимательно осмотрев место Пугачевского лагеря у деревни Троицкая Нокса, Пушкин объехал места сражения у селения Царицыно, около которого шли упорные бои пугачевцев с войсками Михельсона. Осмотрел и Сибирский тракт, где Пугачев разбил высланный ему навстречу Казанский конный легион полковника Николая Толстого.
Возвращался Пушкин в город Сибирским трактом. Этой дорогой отправлялись в Сибирь тысячи ссыльных. Тут везли и некоторых декабристов - его друзей. Пушкин знал это.
Снова звучит Г.Свиридов. «Венчание».
Ведущий: В середине дня Пушкин отправился в Казанский кремль. Безмолвные древние стены стояли перед ним подновленными, покрытыми густой побелкой. Но мысленно оживало давно прошедшее время. Здесь еще до восстания долго томился в каземате «безвестный колодник» Пугачев. Пушкин видел перед собой и горящую Казань, и рушащиеся в дыму и пламени постройки, и толпы вооруженных крестьян. Видел, как Пугачев поставил свои батареи в трактире гостиного двора, стрелял по крепости, особенно по Спасскому монастырю…
Музыка смолкает.
В архивах Казани Пушкин не мог заниматься: большая часть их погибла в пламени пожара в 1815 году. «Сгорели все присутственные места с главными архивами, с коими вместе Казань лишилась драгоценнейших манускриптов и памятников для истории», - с горечью писал казанский историк М.С.Рыбушкин в 1834 году.
После тщательного осмотра кремля Пушкин записал в гостинице свои впечатлении о Казани.
Звучит музыка. Г.Свиридов. «Весна и осень».
Чтец: Наталье Николаевне Пушкиной. 8 сентября 1833 года. Из Казани в Петербург
«Мой ангел, здравствуй. Я в Казани с пятого и до сих пор не имел время тебе написать слова… Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону. Погода стоит прекрасная, чтоб не сглазить только. Надеюсь до дождей объехать все, что предполагал видеть, и в конце сентября быть в деревне…»
Музыка смолкает.

Часть III. В литературном салоне Александры Андреевны Фукс

Ведущий: Всегда неполными бывают впечатления от посещения какой-либо новой местности, если не удается встретиться и поговорить с ее людьми и старожилами. Казань уже в то время была знаменита своей интеллигенцией, и Пушкин имел здесь великолепное общение.
Звучит «Вальс» Г.Свиридова, пары кружатся в вальсе.
Перенесемся в известный в 30-е годы XIX века казанский литературный салон, хозяйкой которого была Александра Андреевна Фукс. Здесь проводили литературные и критические беседы. Читали и обсуждали новые литературные произведения участников кружка. В салоне соединялись серьезные, глубокие интересы с развлечением, публичная деятельность с интимным бытом, личное с общественным, и при этом каждая из сторон не подавляла собой другую. Сюда приходило все местное общество, имевшее научные и литературные интересы: литераторы, историки, профессора Казанского университета, писатели, поэты…
Вот и сегодня наездом заглянул сюда известный поэт из Петербурга Евгений Абрамович Боратынский, давнишний друг Пушкина. Он был зятем генерала Энгельгардта, в доме которого Пушкин остановился по приезде в Казань. Александр Сергеевич чрезвычайно высоко ценил его, называл «поэтом мысли», «Гамлетом-Боратынским», подчеркивал в его творчестве наряду с силой мышления и глубину чувства. Он был единственный, пожалуй, из поэтов «пушкинской плеяды», которому удалось найти свою дорогу в поэзии.
Хозяйка салона: Евгений Абрамович, вы почитаете нам что-нибудь?
Чтец:читает стихотворение Боратынского «Мой дар убог и голос мой негромок…».
Снова звучит вальс.
Ведущий: Познакомимся ближе с другими завсегдатаями салона, с которыми Пушкин имел встречи в Казани.
Одним из примечательнейших казанцев той поры был Карл Федорович Фукс, профессор Казанского университе...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2159

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340