Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Поэт и время (элективный курс по литературе)
Автор(ы): Пери Светлана Васильевна
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Изучение литературы как искусства слова предполагает чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при умело направленном знакомстве с литературой. Литература тесно связана с историей, и влияние исторических событий на произведения искусства бесспорно. Жизнь писателя, вехи его творчества всегда связаны с историческими событиями. Программа “Поэт и время” показывает влияние исторической эпохи на судьбы, творчество Анны Ахматовой и Марины Цветаевой. Цель курса: - формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова;
- понимание истоков творчества поэтов;
- умение увидеть внутреннюю драму сильной творческой личности при столкновении с суровой эпохой.
Задачи: - формировать эстетический вкус учащихся;
- повышать интерес к изучаемому материалу;
- формировать и развивать умения грамотно и свободно владеть устной и письменной речью.
Программа предусматривает различные формы работы (анализ лирического стихотворения, устные сообщения, работа со справочной литературой, мини-сочинения в прозаической и стихотворной форме, составление сценария) Для анализа используются произведения А.Ахматовой и М.Цветаевой, отражающее их жизненный и творческий путь. Лирические произведения выбираются на усмотрения учителя, учащихся. Курс “Поэт и время” рассчитан на 34 часа. Изучается в течение года. В конце программы предлагается список литература для учителя и учащихся. Тематический план курса. № | Наименование | Теория | Практика | 1 | “Мы коронованы тем, что одну с тобой мы землю топчем” (Переломные вехи истории России) | | | 2 | “Мне дали имя при крещенье – Анна” (Биографические сведения) | | | 3 | “Да, я любила их, те сборища ночные…” (Петербург. Признание.) | | | 4 | “Мне голос был, он звал утешно…” (Травля поэтессы) | | | 5 | “Нас покориться никто не заставит” (ВО война. Голос скорби и мужества) | | | 6 | “…безвинная корчилась Русь” (Годы ежовщины ) | | | 7 | “Надо снова научиться жить” (Терпение, стойкость Ахматовой) | | | 8 | “Семнадцать месяцев кричу…” (Арест сына. У стен тюрьмы) | | | 9 | “И все-таки узнают голос мой. И все-таки ему опять поверят” (Память о поэтессе) | | | 10 | “Если душа родилась крылатой…” (Жизнь, творчество М.Цветаевой) | | | 11 | “Я с вызовом ношу его кольцо” (С.Эфрон в жизни М.Цветаевой) | | | 12 | “Господи! – для чего стольким простреливать грудь?” (Первая мировая война ) | | | 13 | “А я – руки настежь! – застыла – что столбняк! Чтоб выдул мне душу – российский сквозняк!” (Революция 1917 г. 20 годы. Расставание с мужем ) | | | 14 | “В две руки развели, распяв…” (Отъезд за границу) | | | 15 | “Что же мне делать певцу и первенцу…” (Тоска по родине) | | | 16 | “Облака – вокруг, купола – вокруг” (Москва Цветаевой) | | | 17 | “Творцу вернуть билет” (Возвращение) | | | 18 | “Отказываюсь жить с волками площадей” (В России. Потеря близких) | | | 19 | “Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед” (Бессмертие поэтессы) | | | 20 | “Из пламя и света рожденное слово” (Переплетение судеб. Итоговое занятие) | | | Содержание курса. Раздел | Знания | Умения и навыки | 1. “Мы коронованы тем, что одну с тобой мы землю топчем” (Переломные вехи истории России) | Исторические события. Влияние перемен на судьбы людей искусства | - оперировать фактами;- делать письменные и устные сообщения; - характеризовать место писателя в литературном процессе; | 2. “Мне дали имя при крещенье – Анна” (Биографические сведения) | Хроника жизни А.Ахматовой. | - оперировать биографическими сведениями;- составлять план. | 3. “Да, я любила их, те сборища ночные…” (Петербург. Признание.) | Занятия в “Цехе поэтов”. Литературные направления | - определять принадлежность писателя к той или иной группировке;- характеризовать программу кружка; | 4. “Мне голос был, он звал утешно…” (Травля поэтессы) | Биографические сведения из жизни А.Ахматовой | - оперировать фактами;- работать с дополнительной литературой; | 5. “Нас покориться никто не заставит” (ВО война. Голос скорби и мужества) | Тематика стихотворений. Содержание. Особенности лирики. | - производить анализ лирического произведения;- владеть теоретическими сведениями; | 6. “…безвинная корчилась Русь” (Годы ежовщины ) | Влияние перемен на судьбу поэтессы. | - уметь полемизировать;- самостоятельно подбирать материал для анализа; | 7. “Надо снова научиться жить” (Терпение, стойкость Ахматовой) | Вехи биографии А.Ахматовой. Содержание стихотворений. | - уметь производить анализ; | 8. “Семнадцать месяцев кричу…” (Арест сына. У стен тюрьмы) | Влияние истории на жизнь людей. | - приводить примеры, опираясь на текст; | 9. “И все-таки узнают голос мой. И все-таки ему опять поверят” (Память о поэтессе) | Место стихотворений в литературе и истории | - осознанно ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1396
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|