Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Урок русского языка Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих. 2-й класс
Автор(ы): Люлькова Светлана Петровна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: - формировать у детей интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову;
- на основе повторения ранее изученного материала развивать умение видеть орфограмму «Гласные после шипящих» в слове, графически обозначать ее;
- создать условия для применения знаний и умений по данной теме в знакомой и новых учебных ситуациях.
Тип учебного занятия. Комплексное применение знаний и умений. Ход урока I. Орг. момент II. Вступительное слово Учитель. Я думаю, каждый из вас не раз задумывался над тем, почему все вокруг называется так, а не иначе? Как образуются слова? Откуда пришли к нам в язык те или иные слова и выражения, какое имеют лексическое значение? На уроках русского языка мы постоянно ищем и находим ответы на эти вопросы, и этот урок не будет исключением. А чем еще мы будем заниматься на уроке, я думаю, чуть позже, вы скажете сами. А почему нужно доискиваться до ответов на эти вопросы? Ответы детей. III. Актуализация знаний Разминка (Слайды 2-6) - Как называется густой лес, заросли?
- Чаща
- Опушка
- Аллея
- Проталинка
- Какую форму имеет планета Земля?
- В кого не превращался князь Гвидон?
- В комара
- В щуку
- В шмеля
- В муху
- Какие животные не водятся в наших лесах?
- Какая из этих птиц умеет летать?
- Пингвин
- Страус
- Щурок
- Курица
Учитель. Какое слово оказалось новым незнакомым? (щурок) Обратимся к электронному толковому словарю С.И. Ожегова, который находится в энциклопедии «Кирилла и Мефодия» (На слайде 7 словарная статья из электронной энциклопедии) Щур – небольшая северная лесная певчая птица семейства вьюрковых с ярко-красным оперением головы и груди (у самцов). Уменьш. щурок. При помощи какой части слова было образовано слово щурок? (суффикса –ок) Что такое суффикс? Ответы детей. Учитель. Назовите звуки с которых начинались слова-отгадки. (Слайд 8) Дети. Слова-отгадки начинались со звуков [ч], [ш], [щ], [ж] Учитель. Какие это звуки? (согласные, шипящие). Дайте характеристику этим звукам. Найдите лишнее слово-отгадку, по какому-либо признаку. На доске слова-отгадки: Чаща, шар, щука, жираф, щурок. (Шар – нет орфограммы «Гласные после шипящих»; один слог, а в остальных словах – два.) Что такое орфограмма? IV. Постановка учебной задачи Попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока. Что мы сегодня будем делать? (повторять орфограмму о правописании гласных после шипящих и упражняться в написании слов с жи-ши, ча-ща, чу-щу). Открываем тетради, записываем число, классная работа. V. Применение знаний 1. В знакомой ситуации. Слайд 9 Выделите в предложенных словах те части, которые вы видите напротив (корень и суффикс). и вы образуете новое слово, которое обозначает: 1 значение Человек, обычно живущий в лесу, сроднившийся с ним. (лесовик) Но у этого слова, есть и второе значение: 2 значение То же, что в русской народной мифологии – сверхъестественное существо, живущее в лесу. (леший) Запишите, выделите орфограмму. 2. Работа с фразеологизмами. Учитель. Кого только не встретишь в лесу! Лешего, который внешне напоминает человека, только сильно косматого, со спрятанными в гуще волос рожками. В лесу он старается сбить людей с дороги, напугать. Кого еще можно встретить в лесу? Догадайтесь о ком идет речь: - За двумя погонишься, ни одного не поймаешь (заяц)
- Вертеться, как кто в колесе? (белка)
- Кто на ухо наступил? (медведь)
- Его ноги кормят. Его не за то бьют, что сер, а за то, что овцу съел. (волк)
(записать названия животных в столбик) - Во второй столбик напишите детенышей этих животных, употребив слова во множественном числе: зайчата бельчата медвежата волчата Слайд 10 — При помощи чего образовали эти слова? (суффикс -ат) Какую орфограмму выделили? В каком слове этой орфограммы нет? 3. В измененной ситуации. Работа в группах Цель: развитие умения работать в группе, закрепление учебного материала невербальными средствами. Для выполнения следующего задания я предлагаю объединиться в группы. Образуйте слова из предложенных вам букв, но будьте внимательны, в каждом наборе одна буква лишняя. ЖРЧУУЮ | ЖУРЧУ | (лишняя Ю) | ЩУЮИ | ИЩУ | (лишняя Ю) | ВРЧОУЮ | ВОРЧУ | (лишняя Ю) | ЖВОИАЮЫ | ОЖИВАЮ | (лишняя Ы) | ТРЩЕУЮ | ТРЕЩУ | (лишняя Ю) | (Тот, кому досталась в процессе работы «лишняя» буква, объясняет, почему она в слове «лишняя») — Из первых букв каждого слова составьте новое слово (ЖИВОТ). Работа над лексическим значением слова живот. (Слайд 11) 1 значение. Живот – часть тела человека и животных, в которой расположены органы пищеварения. 2 значение. «Волк из лесу в деревню забежал, Не в гости, но живот спасая». И.А. Крылов «Проговорил морской рак: Не дай мне смерти, а дай живота!» Русская народная сказка «Василиса Прекрасная». — В каком значении употреблено слово живот в этих отрывках? (жизнь) Запишите один из понравившихся вам отрывков. Выделите орфограмму. Знакомство со словарем редких и забытых слов В.П. Сомова. — В русском языке, как, впрочем, и в любом другом, немало устарелых слов и выражений. Слово живот во втором значении – устаревшее слово, которое сейчас можно встретить только в литературе. А узнать лексическое значение таких слов всегда можно в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и в «Словаре редких и забытых слов» В.П. Сомова. 4. В новой ситуации. Работа в парах Учитель. Я думаю мы не раз еще обратимся на наших уроках к этим словарям, а сейчас я прошу достать содержимое конвертов. Разделите слова на группы по какому-либо признаку (существительные и прилагательные). Подберите к данным существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Фронтальная проверка УЗКАЯ | ТРОПИНКА | ОТВРАТИТЕЛЬНАЯ<...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.06.18 | Просмотров: 3030
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|