Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок русского языка Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих. 2-й класс - Преподавание в начальной школе - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Урок русского языка Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих. 2-й класс


Автор(ы): Люлькова Светлана Петровна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель:
  • формировать у детей интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову;
  • на основе повторения ранее изученного материала развивать умение видеть орфограмму «Гласные после шипящих» в слове, графически обозначать ее;
  • создать условия для применения знаний и умений по данной теме в знакомой и новых учебных ситуациях.
Тип учебного занятия. Комплексное применение знаний и умений.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Вступительное слово

Учитель. Я думаю, каждый из вас не раз задумывался над тем, почему все вокруг называется так, а не иначе? Как образуются слова? Откуда пришли к нам в язык те или иные слова и выражения, какое имеют лексическое значение? На уроках русского языка мы постоянно ищем и находим ответы на эти вопросы, и этот урок не будет исключением. А чем еще мы будем заниматься на уроке, я думаю, чуть позже, вы скажете сами.
А почему нужно доискиваться до ответов на эти вопросы?
Ответы детей.

III. Актуализация знаний

Разминка (Слайды 2-6)
  1. Как называется густой лес, заросли?
    • Чаща
    • Опушка
    • Аллея
    • Проталинка
  2. Какую форму имеет планета Земля?
    • Круг
    • Квадрат
    • Шар
    • Куб
  3. В кого не превращался князь Гвидон?
    • В комара
    • В щуку
    • В шмеля
    • В муху
  4. Какие животные не водятся в наших лесах?
    • Зайцы
    • Лисы
    • Белки
    • Жирафы
  5. Какая из этих птиц умеет летать?
    • Пингвин
    • Страус
    • Щурок
    • Курица
Учитель. Какое слово оказалось новым незнакомым? (щурок)
Обратимся к электронному толковому словарю С.И. Ожегова, который находится в энциклопедии «Кирилла и Мефодия» (На слайде 7 словарная статья из электронной энциклопедии)
Щурнебольшая северная лесная певчая птица семейства вьюрковых с ярко-красным оперением головы и груди (у самцов). Уменьш. щурок.
При помощи какой части слова было образовано слово щурок? (суффикса –ок)
Что такое суффикс?
Ответы детей.
Учитель. Назовите звуки с которых начинались слова-отгадки. (Слайд 8)
Дети. Слова-отгадки начинались со звуков [ч], [ш], [щ], [ж]
Учитель. Какие это звуки? (согласные, шипящие). Дайте характеристику этим звукам. Найдите лишнее слово-отгадку, по какому-либо признаку.
На доске слова-отгадки:
Чаща, шар, щука, жираф, щурок.
(Шар – нет орфограммы «Гласные после шипящих»; один слог, а в остальных словах – два.)
Что такое орфограмма?

IV. Постановка учебной задачи

Попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока. Что мы сегодня будем делать? (повторять орфограмму о правописании гласных после шипящих и упражняться в написании слов с жи-ши, ча-ща, чу-щу).
Открываем тетради, записываем число, классная работа.

V. Применение знаний

1. В знакомой ситуации.
Слайд 9
Выделите в предложенных словах те части, которые вы видите напротив (корень и суффикс). и вы образуете новое слово, которое обозначает:
1 значение Человек, обычно живущий в лесу, сроднившийся с ним. (лесовик)
  • лесочек
  • берёзовый
  • листик
Но у этого слова, есть и второе значение:
2 значение То же, что в русской народной мифологии – сверхъестественное существо, живущее в лесу. (леший)
Запишите, выделите орфограмму.
2. Работа с фразеологизмами.
Учитель. Кого только не встретишь в лесу! Лешего, который внешне напоминает человека, только сильно косматого, со спрятанными в гуще волос рожками. В лесу он старается сбить людей с дороги, напугать.
Кого еще можно встретить в лесу?
Догадайтесь о ком идет речь:
  • За двумя погонишься, ни одного не поймаешь (заяц)
  • Вертеться, как кто в колесе? (белка)
  • Кто на ухо наступил? (медведь)
  • Его ноги кормят. Его не за то бьют, что сер, а за то, что овцу съел. (волк)
(записать названия животных в столбик)
- Во второй столбик напишите детенышей этих животных, употребив слова во множественном числе:
зайчата
бельчата
медвежата
волчата
Слайд 10
— При помощи чего образовали эти слова? (суффикс -ат) Какую орфограмму выделили? В каком слове этой орфограммы нет?
3. В измененной ситуации. Работа в группах
Цель: развитие умения работать в группе, закрепление учебного материала невербальными средствами.
Для выполнения следующего задания я предлагаю объединиться в группы. Образуйте слова из предложенных вам букв, но будьте внимательны, в каждом наборе одна буква лишняя.
ЖРЧУУЮ ЖУРЧУ (лишняя Ю)
ЩУЮИ ИЩУ (лишняя Ю)
ВРЧОУЮ ВОРЧУ (лишняя Ю)
ЖВОИАЮЫ ОЖИВАЮ (лишняя Ы)
ТРЩЕУЮ ТРЕЩУ (лишняя Ю)
(Тот, кому досталась в процессе работы «лишняя» буква, объясняет, почему она в слове «лишняя»)
— Из первых букв каждого слова составьте новое слово (ЖИВОТ).
Работа над лексическим значением слова живот. (Слайд 11)
1 значение.
Живот – часть тела человека и животных, в которой расположены органы пищеварения.
2 значение.
«Волк из лесу в деревню забежал,
Не в гости, но живот спасая».
И.А. Крылов

«Проговорил морской рак:
Не дай мне смерти, а дай живота!»
Русская народная сказка «Василиса Прекрасная».
— В каком значении употреблено слово живот в этих отрывках? (жизнь)
Запишите один из понравившихся вам отрывков. Выделите орфограмму.
Знакомство со словарем редких и забытых слов В.П. Сомова.
— В русском языке, как, впрочем, и в любом другом, немало устарелых слов и выражений. Слово живот во втором значении – устаревшее слово, которое сейчас можно встретить только в литературе. А узнать лексическое значение таких слов всегда можно в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и в «Словаре редких и забытых слов» В.П. Сомова.
4. В новой ситуации. Работа в парах
Учитель. Я думаю мы не раз еще обратимся на наших уроках к этим словарям, а сейчас я прошу достать содержимое конвертов. Разделите слова на группы по какому-либо признаку (существительные и прилагательные).
Подберите к данным существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.
Фронтальная проверка
УЗКАЯ ТРОПИНКА
ОТВРАТИТЕЛЬНАЯ<...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.06.18 | Просмотров: 3030

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340