Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 34
Интербихевиоральная психология (interbehavioral psychology) И. п. резко расходится с традиционными подходами к пониманию психол. событий. Согласно превалирующему дуалистическому взгляду, человек состоит из двух...

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 105

Главная / Энциклопедии и справочники / Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах - Психологическая энциклопедия

Интербихевиоральная психология (interbehavioral psychology)



Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 128
И. п. резко расходится с традиционными подходами к пониманию психол. событий. Согласно превалирующему дуалистическому взгляду, человек состоит из двух нередуцируемых сущностей: видимой части, или тела, и невидимой части, или души. Еще более материалистическая т. зр. — классический бихевиоризм — отвергает понятие психики (разума) и приписывает психол. активность мозгу.
Как популярная, так и господствующая научная психология, опирающиеся на дуалистический подход, считают источниками всех психол. событий либо мозг, либо разум, либо то и другое вместе. Нередко такие термины, как мозг (brain) и разум (mind), используются на правах синонимов. Независимо от того, чья роль признается доминирующей (мозга или разума), признается необходимость либо а) инициирующего действия, либо б) реакции на стимуляцию факторами, находящимися вне организма. В соответствии с традиционной т. зр. мозг или разум являются не только «хранилищем воспоминаний», но и главным контролирующим и координирующим центром.
И. п., осн. положения к-рой были впервые сформулированы Дж. Р. Кантором, решительно отвергает все гипотетические сущности, играющие столь заметную роль в большинстве господствующих направлений научной психологии и в обыденных психол. представлениях. По мнению Кантора, нет никакой научной базы для воображаемых «хранилищ» и «исполнительных центров», независимо от того, чему приписываются их функции — мозгу или разуму.
Подход Кантора к психол. событиям осн. на допущении, что они происходят не обособленно от природы, а составляют ее неотъемлемую часть. Распространив на психол. исслед. натуралистический подход, Кантор утверждал, что невозможно найти организм, действующий в одиночку, словно в вакууме. Организму всегда противостоит стимульный объект — др. организм, вещь или событие. Чтобы понять изучаемое событие, нужно принимать во внимание оба фактора. Если отсутствует к.-л. из этих двух переменных, событие произойти не может.
До Кантора существовала т. зр., согласно к-рой центром психол. событий и их источником являются живые организмы. Кантор же низвел организм до уровня, сравнимого с уровнем стимульного объекта, поскольку приписывал принципиально важную роль взаимодействию этих двух осн. переменных, причем действие каждой из них является обоюдным, скоординированным, совместным и реципрокным.
Признавая, что организм и стимульный объект занимают центральное положение в структуре психол. события, Кантор, тем не менее, ввел ряд др. переменных. Напр. он считал, что организм может увидеть стимульный объект только тогда, когда средой, в к-рой они контактируют, является свет. Поэтому свет должен быть признан контактной средой зрительного взаимодействия. Среди др. контактных сред прежде всего следует указать воздух, обеспечивающий возможность слухового взаимодействия.
Интербихевиористы воспользовались полевым подходом, аналогичным подходу экологов в биолог. исслед. Экологию можно определить как изучение отношений организмов со средой обитания и друг с другом; экология не изучает отдельно организмы и отдельно среду, объектом ее внимания является их реципрокная, обоюдная и совместная активность как система. Экологи вообще не изучают организмы, а только то, что происходит между ними и их средой обитания.
С т. зр. интербихевиориста поле — это взаимодействие комплекса или полной совокупности взаимозависимых факторов, к-рые составляют психол. событие. Система организм — стимульный объект, контактная среда и факторы сеттинга являются поддающимися анализу элементами психол. поля.
Однако это еще не все. Интербихевиорист полагает, что невозможно «постичь смысл» единичного события, вырванного из непрерывного потока психол. событий. Настоящее понимание приходит только тогда, когда этот фрагмент (единичное событие) рассматривается в контексте, или в континууме, поскольку психол. события тоже связаны друг с другом. Сторонники И. п. твердо следуют принципу: настоящие события являются функцией предшествующих событий. Вот мы и подошли к фундаментальной концепции Кантора — концепции реакциональной биографии (reactional biography). Теперь мы можем рассматривать единичное событие как поле или расширить наше понятие поля, чтобы охватить достаточно большой поток поведенческих событий, — достаточно большой, чтобы привести к пониманию. Однако обратите внимание на два обстоятельства. Во-первых, существует разница между более широким толкованием интербихевиористов и традиционным широким взглядом на поведение как на нечто воображаемое, имеющее место где-то в голове организма (напр. в мозге или сознании). Во-вторых, интербихевиористы имеют дело только с тем, что можно наблюдать, поскольку хоть прошедшие события и нельзя наблюдать сейчас, в свое время это было возможно, ибо они были реальными, а не воображаемыми.
Физиология и психология
В чем отличие предмета психологии от предмета физиологии? Если руководствоваться одной лишь логикой, то может показаться, что чем яснее обозначена граница между психол. и физиолог. данными, тем более чистыми будет результаты нашего исслед. Именно такое предположение и подтолкнуло Кантора к отделению психол. данных от данных, представляющих интерес для физиологов.
Настаивая на четком разграничении этих двух областей знания, Кантор сформулировал критерии, к-рым должно отвечать событие, чтобы быть отнесенным к разряду психологических, но сделал это не произвольно или a priori, а эмпирически, на основании непосредственного анализа данных. Ниже приводятся критерии, с помощью к-рых можно определить предмет психологии, не прибегая к таким понятиям, как мозг или психика.
1. Психол. события историчны. Чтобы индивидуум мог ненавидеть, любить, разговаривать, голосовать и молиться, он должен научиться этому, но ему не нужно учиться принюхиваться, дышать или переваривать пищу. Приобретенные «способности» должны изучаться в др. измерении (dimension)в рамках реакциональной биографии или интеракциональной истории, а не в пространственно-временных рамках функционирования органа или роста/увядания биолог. организма.
2. Психол. события более специфичны, чем биологические. Коленный рефлекс можно вызвать чем угодно: куском картона, специальным молоточком, к-рым пользуются невропатологи, ручкой ножа, куском доски и т. д., но попросите любого человека назвать эти предметы, и вы — можете в этом не сомнев
">

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемой вами энциклопедической статьи урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать эту и другие статьи полностью, авторизуйтесь  на  сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ
Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:



Просмотров: 884

Поиск в данной энциклопедии


При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 205