Notice: Undefined offset: 2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/encyclo.php on line 20

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/encyclo.php on line 20
Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия - скачать бесплатные электронные книги, рефераты, курсовые, дипломные работы

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/encyclo.php on line 73

Главная / Энциклопедии и справочники

Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия

Поиск:

Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия

Главный редактор и автор проекта «Современная иллюстрированная энциклопедия» профессор МГУ им. М. В. Ломоносова А. П. Горкин Научный редактор заслуженный работник культуры С. А. Романова Авторы статей: Т. В. Балицкая, Г. С. Барсенкова, Л. М. Бедретдинова, О. А. Васильева, И. И. Григорьян, Л. В. Давыдова, В. В. Донец, Е. Н. Евстратова, С. Г. Загорская, Т. Г. Игнаткина, Т. В. Ильина, М. В. Мацкевич, О. В. Морозова, М. В. Петрова, В. М. Петюшенко, Е. И. Романова, С. А. Романова, Е. Г. Середнякова, ...

Просмотров: 1525 | Читать далее >>>

АБРАМЦЕВО

усадьба в Сергиево-Посадском районе Московской области, построенная в 18 в. В 19 в. дважды становилась центром культурной жизни России. В 1843 г. усадьбу приобрёл писатель и театральный критик С. Т. Аксаков, создавший здесь многие свои произведения («Детские годы Багрова-внука», «Семейная хроника). Сыновья писателя И. С. и К. С. Аксаковы стояли во главе философско-литературного кружка славянофилов, которые утверждали своеобразие культурного пути России, его противоположность Западу. В гости к Ак...

Просмотров: 2167 | Читать далее >>>

АБРАМЦЕВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КРУЖОК

(Мамонтовский кружок), неформальное объединение русской творческой интеллигенции (художников, музыкантов, театральных деятелей, учёных). Действовал в 1870—90-х гг. в Абрамцево– усадьбе предпринимателя и мецената С. И. Мамонтова. В. А. Серов. «Девочка с персиками». 1887 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва Начало кружку было положено в 1872 г. в Риме. Мамонтов познакомился с работавшими там русскими художниками и деятелями искусства: В. Д. Поленовым, М. М. Антокольским, А. В. Праховы...

Просмотров: 6972 | Читать далее >>>

АБСИДА

то же, что апсида...

Просмотров: 1889 | Читать далее >>>

АБСТРАКЦИОНИЗМ

(от лат. abstractiо – отвлечение), беспредметное искусство, одно из самых влиятельных художественных направлений 20 в., возникшее в нач. 1910-х гг. В основе творческого метода абстракционизма – полный отказ от «жизнеподобия», изображения форм реальной действительности. Абстрактная картина строится на соотношениях цветных пятен, линий, штрихов; скульптура – на комбинациях объёмных и плоских геометризованных форм. При помощи отвлечённых построений художники хотели выразить внутренние закономерност...

Просмотров: 2312 | Читать далее >>>

АБУ-СИМБЕЛ

местность на западном берегу Нила (Египет), где находятся два скальных (вырубленных в толще скалы) древнеегипетских храма первой пол. 13 в. до н. э.: большой храм фараона Рамсеса II и малый – его жены Нефертари. Храм Рамсеса II, открытый швейцарским исследователем И. Л. Буркхардтом в 1812 г., был посвящён богу Амону-Ра и назывался тронным именем Рамсеса – «Усер-маат-Ра» («мощна справедливость бога Ра»). Таким образом, одновременно прославлялось могущество и солнечного бога, и его сына – фараона....

Просмотров: 1687 | Читать далее >>>

АВАНГАРДИЗМ

(от франц. avantgarde – передовой отряд), наиболее радикальное художественное течение в культуре 20 в. Заимствованный из военной лексики термин подчёркивает роль авангардистов как первооткрывателей невиданного прежде искусства, созвучного новому столетию, борцов с устоявшейся веками (начиная с эпохи Возрождения) художественной системой. В нач. 20 в. возникло множество авангардных направлений: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм и др. Часть исследователей считает ...

Просмотров: 2219 | Читать далее >>>

АВТОПОРТРЕТ

портрет, в котором художник изображает сам себя, обычно используя для этого зеркало. Особенность автопортрета прежде всего в том, что он «говорит» со зрителем от первого лица – о времени и о себе; это монолог художника: сокровенная исповедь или активное утверждение своего творческого кредо, самоирония или спокойное повествование. Предание об одном из первых автопортретных изображений дошло до нас из античности: древнегреческого скульптора Фидия обвинили в кощунстве за то, что он посмел изобразит...

Просмотров: 2006 | Читать далее >>>

АГНЕЦ

(лат. agnus – ягнёнок), распространённый сюжетный и символический мотив средневекового и ренессансного искусства. В Ветхом Завете – наиболее часто упоминаемая жертва Богу. Особое значение имел агнец пасхальный, которого, в память об исходе евреев из Египта, каждое иудейское семейство должно было заколоть и вкушать с подобающими обрядами. Эта пасхальная жертва стала прообразом новозаветного Агнца – Иисуса Христа, претерпевшего смерть на кресте как невинную, добровольную жертву во искупление грехо...

Просмотров: 1710 | Читать далее >>>

АЙВАЗОВКИЙ

Гайвазовский Иван Константинович (1817, Феодосия – 1900, там же), русский живописец и график, маринист, представитель романтизма. Родился в семье мелкого торговца-армянина, с детства отличался необыкновенной одарённостью к рисованию. Увидев его рисунки, губернатор Феодосии А. И. Казначеев помог начинающему художнику поступить в Петербургскую академию художеств. В 1833 г. Айвазовский был зачислен в класс М. Н. Воробьёва – мастера романтического пейзажа; вскоре остановил свой выбор на изображении ...

Просмотров: 2032 | Читать далее >>>

АКАДЕМИЗМ

(франц. academisme), направление в изобразительном искусстве, возникшее под эгидой художественных академий 16–19 вв. и основанное на следовании внешним формам и приёмам искусства античности и эпохи Возрождения. Отобранные в наследии прошлого традиции, признанные классическими, были переработаны в систему правил, по которым предписывалось создавать картины и скульптуры. Практически это выражалось в повторе и комбинировании формальных приёмов, признанных «наилучшими» в произведениях разных эпох. В...

Просмотров: 1568 | Читать далее >>>

АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ

(от греч. akademia – школа, основанная философом Платоном в священной роще Академ вблизи Афин), учебные и научно-творческие центры (чаще всего государственные) в области пластических искусств, а также высшие художественные школы. Академии впервые возникли в Италии в 16 в.: «Академия идущих по истинному пути» в Болонье, основана братьями Лодовико, Агостино и Аннибале Карраччи в 1585 г.; Академия Св. Луки в Риме, основана живописцем, представителем маньеризма Ф. Цуккаро в 1593 г., всего ок. 500 ак...

Просмотров: 2325 | Читать далее >>>

АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ В ПЕТЕРБУРГЕ

см. Петербургская академия художеств....

Просмотров: 1664 | Читать далее >>>

АКВАРЕЛЬ

(от лат. aqua – вода), особая техника, занимающая промежуточное положение между живописью и графикой. Художник-акварелист работает водорастворимыми красками по бумаге или картону. Связующим веществом в акварельных красках является гуммиарабик. Акварельные краски легко смешиваются с водой, растекаются по поверхности бумаги, требуют большой осторожности в работе. Белый фон бумаги в акварельной технике изображает свет и пространство, что является особенностью графических техник. Водорастворимыми кр...

Просмотров: 2096 | Читать далее >>>

АКВАТИНТА

(итал. аcquatinta – окрашенная вода), метод гравирования, разновидность офорта. Основан на протравливании кислотой поверхности металлической доски с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением, нанесённым с помощью кисти кислотоупорным лаком. Изобретён в 1765 г. французским художником Ж. Б. Лепренсом. Первоначально акватинта предназначалась для воспроизведения (репродукции) рисунков тушью и акварелью. Создаёт эффект, близкий к тоновому рисунку. Великий испанский мастер Ф. Гой...

Просмотров: 1966 | Читать далее >>>

АКВЕДУК

(от лат. aquа – вода и duco – веду), в широком смысле сооружение, построенное для подачи воды самотёком к населённым пунктам из расположенных выше их источников. Акведуком обычно называют часть такого водовода, перекинутого в виде арочного моста над оврагом, рекой, дорогой. Кроме наземных, бывают подземные акведуки в виде узких тоннелей. Сооружались со 2-го тыс. до н. э. в странах Древнего Востока, в Древней Греции (с 7 в. до н. э.), в Риме (с 4 в. до н. э.) и провинциях Римской империи, в Средн...

Просмотров: 1600 | Читать далее >>>

АКРОПОЛЬ

(греч. akrуpolis, от akros – верхний и polis – город), «верхний город», укреплённая часть древнегреческого города, находящаяся на возвышенности и имеющая стратегическое значение. Древнейшие акрополи (в Микенах, Тиринфе, 15–13 вв. до н. э.) представляли собой окружённые крепостными стенами царские резиденции, где находились дворец правителя и святилища. В греческих полисах 7–4 вв. до н. э. акрополь был самым священным местом, в котором располагались храмы богов, и укрытием для жителей во время во...

Просмотров: 3066 | Читать далее >>>

АЛЕКСЕЕВ

Фёдор Яковлевич (1753 или 1754, Санкт-Петербург – 1824, там же), русский живописец, акварелист; мастер городского пейзажа. Сын отставного солдата, сторожа Академии наук. Обучался в Петербургской академии художеств, сначала в классе «живописи плодов и цветов», затем, за год до окончания учёбы, «по необоримой склонности к перспективе» был переведён в ландшафтный класс, который закончил с малой золотой медалью (1773). В 1773—77 гг. обучался театрально-декорационной живописи в Венеции у Дж. Моретти ...

Просмотров: 2137 | Читать далее >>>

АЛЛЕГОРИЯ

(греч. allegoria – иносказание), изображение отвлечённой идеи или понятия посредством зримого образа. В живописи, скульптуре, графике выражается, как правило, человеческой фигурой с определёнными атрибутами – поясняющими предметами (например, Правосудие – богиня Фемида с повязкой на глазах и весами в руках). Известны также сложные аллегорические композиции («Аллегория живописи» Я. Вермера Делфтского, ок. 1675) и циклы (фрески «Аллегория доброго правления» и «Аллегория дурного правления» А. Лорен...

Просмотров: 1688 | Читать далее >>>

АЛТАРЬ

(от лат. alta ara – возвышенное место, высокий жертвенник), в древности: священное место, стол для жертвоприношений богам; обычно земляной или каменный куб с углублением, располагавшийся перед храмом. В эпоху эллинизма и позднее в Древнем Риме возводят роскошные алтари в виде грандиозных архитектурных сооружений (алтарь Зевса в Пергаме, ок. 181–159 гг. до н. э.). Алтарь Зевса в Пергаме. Ок. 181–159 гг. до н. э. Государственные музеи. Берлин В христианской церковной архитектуре алтарём называют ...

Просмотров: 2015 | Читать далее >>>

АЛЬБЕРТИ

(alberti) Леон Баттиста (1404, Генуя – 1472, Рим), итальянский архитектор, инженер, скульптор, художник, писатель, музыкант, математик, теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения. Сын знатного флорентийца, изгнанного из города по политическим мотивам. Получил образование в Падуе, в школе гуманиста Гаспарино да Барцицца. Окончил Болонский университет со степенью доктора канонического права (1428). С 1432 г. обосновался в Риме, где до конца жизни служил аббревиатором (нотариусом) при папской кур...

Просмотров: 2657 | Читать далее >>>

АЛЬГАМБРА

(от араб. al-hamra – красная), дворцовый комплекс близ г. Гранада (Испания); выдающийся памятник средневекового искусства; яркий образец мавританской (арабо-испанской мусульманской) архитектуры. Название объясняют по-разному: использованием в строительстве красной глины или воспоминаниями об отблесках ночных костров на стенах. Дворцовый комплекс Альгамбра близ г. Гранада. Сер. 13–14 вв. Строительство началось в сер. 13 в., в правление первого эмира Гранады Ибн аль-Ахмара, на холме в центре горо...

Просмотров: 1574 | Читать далее >>>

АЛЬТАМИРА

(altamira), пещера в Кантабрийских горах (Испания) с наскальными росписями эпохи позднего палеолита (эпоха Мадлен, 15—10-е тыс. до н. э.). Обнаружена в 1868 г.; в 1875 г. исследована испанским археологом Марселино де Саутуола, нашедшим в ней каменные орудия, а в 1879 г. – множество изображений животных. Саутуола назвал Альтамиру «Сикстинской капеллой наскального искусства». Опубликованная в 1880 г. книга археолога не получила признания среди учёных; лишь после того, как в пещерах Франции были от...

Просмотров: 2518 | Читать далее >>>

АМПИР

(от франц. empire – империя), стиль в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве первой трети 19 в., завершивший развитие классицизма. Ампир с его стремлением к величию и грандиозности, героике и торжественности наиболее ярко выразил себя в основном в архитектуре и скульптуре. Массивные, подчёркнуто строгие архитектурные формы, военные мотивы в декоре, опора на художественное наследие Древнего Рима и Древнего Египта служили воплощению идей государственного могущества и воинс...

Просмотров: 2009 | Читать далее >>>

АМФИТЕАТР

(от греч. amphithйatron), тип монументальных сооружений в Древнем Риме, использовавшихся для публичных зрелищ – боёв гладиаторов, травли диких зверей, массовых театрализованных действий. Представлял собой большую овальную в плане каменную постройку, открытую сверху (в жаркие дни и во время дождя над ним натягивался полотняный тент). В центре здания находилась арена, окружённая рядами мест для публики. Зрительские места ступенями поднимались кверху. Под ареной располагались помещения для гладиато...

Просмотров: 1679 | Читать далее >>>


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/area7.ru/docs/encyclo.php on line 166
1 2 3 4 5 6 7 Следующая страница ... Конец

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/encyclo.php on line 191