Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 34
Инженерная психология (engineering psychology) И. п. — это ветвь психологии, к-рая изучает челов. поведение в его связи с оборудованием, компьютерными программами, производственными условиями и сис...

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 105

Главная / Энциклопедии и справочники / Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах - Психологическая энциклопедия

Инженерная психология (engineering psychology)



Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 128
И. п. — это ветвь психологии, к-рая изучает челов. поведение в его связи с оборудованием, компьютерными программами, производственными условиями и системами «человек — машина», характерными для совр. техники и технологии. В первую очередь ее интересуют возможности и ограничения челов. деятельности касающиеся использования техники, технологии и ее продуктов, а тж способы подготовки людей и создания машин, обеспечивающие их приспособление друг к другу. Слово «машины» здесь следует понимать в широком значении: это творения не только инженеров, но и программистов, аналитиков, архитекторов, разработчиков программ производственного обучения и проектировщиков.
Неудивительно, что инж. психологи часто поддерживают связь с этими дисциплинами, а тж с физ. антропологией и физиол. В рамках психологии инж. психологи тесно соприкасаются не только с эксперим. психологией, к-рая воспитала большинство первых инж. психологов, но и с областями организационной и промышленной психологии, психологии персонала и оперантного поведения. Однако они отличаются от представителей этих областей, так как делают акцент на физ. характеристиках техники как источнике входных сигналов для поведения чел. и реципиента его выходных реакций. Поскольку техника оказывает необычайно сильное влияние на совр. жизнь, И. п., по-видимому, имеет важное значение. Ее развитие связано с развитием многоотраслевой области челов. факторов (гигиены труда, эргономики). Мн. (если не все) американские инж. психологи называют себя тж специалистами в области челов. факторов, а те из них, кто занимается решением прикладных задач, — инженерами челов. факторов.
История
Возникновение И. п. принято относить к периоду II мировой войны, с ее важными технологическими новшествами в боевой технике, авиации, подводном флоте и радиолокации. Все эти новшества предъявляли к психомоторным навыкам и переработке информ. требования, превышающие, как иногда казалось, челов. способности. Рез-том могли стать потерянные челов. жизни и проигранные сражения. Создаваемая чел. техника должна была работать как следует с самого начала; традиционный метод «проб и ошибок» в этой ситуации явно не годился. Оказавшись в столь жесткой ситуации, военные орг-ции начали поощрять И. п. к выяснению того, какие операторы могли бы эффективно работать на таком новом оборудовании: где они могли бы преуспеть, а где — потерпеть неудачу. Проблемы заключались не только в конструкции дисплеев и ручках настройки, но и в допустимых рабочих нагрузках на операторов, а тж в условиях, в к-рых они функционировали. Задачи должны были выполняться в пределах установленных нормативов времени и с минимальной вероятностью ошибки. Предыдущие лабораторные исслед. в области психофиз. и психомоторной деятельности не могли предоставить достаточной информ. относительно того, что люди могут и не могут делать; исслед. предстояло направить на специфические, более сложные сенсорные, перерабатывающие и контролирующие действия, связанные с конкретными входными сигналами, поступающими от технических устройств к операторам и выходными реакциями операторов по управлению этими устройствами. Поскольку нек-рыми из этих новых технических чудес следовало управлять в высотных и подводных условиях, опасных для людей, возникла необходимость выяснить, как на их деятельность влияло увеличение или снижение атмосферного давления, увеличение или снижение ускорений, шума, жары или холода и вибрации. Биолог. влияния этих условий изучались исследователями-медиками и психофизиологами.
Включение в разраб. систем распространилось на др. комплексы «человек — машина», такие как центры управления полетами и электростанции; движущей силой развития И. п., наряду с финансовыми потерями, по-прежнему была цена жизни людей.
Военные продолжали активно поддерживать И. п. и после II мировой войны. Напр., Управление морских исслед. (Office of Naval Research) финансировало крупную исследовательскую программу, возглавляемую Альфонсом Чапанисом в Университете Джона Гопкинса, тж как начавшуюся раньше программу Нью-Йоркского ун-та и последующие программы во мн. др. унтах и научных центрах. При непосредственном участии армии была организована Лаборатория проектирования техники с учетом человеческого фактора (Human Engineering Laboratory), в к-рой трудились мн. инж. психологи. Лаборатория авиакосмических медицинских исследований ВВС США (Air Force`s Aerospace Medical Research Laboratory) проводила обширные исслед. сама и оказывала поддержку аналогичным исслед. в др. местах. Когда военно-воздушные силы начали требовать от своих подрядчиков приведения разраб. ими систем и оборудования в соответствие с новыми требованиями технологии, учитывающей челов. факторы, подрядчики сформировали в своих конструкторско-технологических подразделениях группы по челов. факторам, в состав к-рых вошли инж. психологи. Первая такая группа была организована в Хью Эйркрафт под руководством Александра Уильямса; этому примеру последовали др. крупнейшие авиакосмические концерны: «Локхид», «Дуглас», «Макдоннелл» (ныне «Макдоннелл Дуглас»), «Боинг», «Хонивелл». Военно-морской флот и армия США ввели аналогичные требования, к-рые начали закрепляться в соотв. нормах и стандартах Министерства обороны. Нек-рые инж. психологи занимались лабораторными исслед., др. — разраб. и приложениями, а третьи — тем и др.
И. п. на раннем этапе своего развития получила поддержку и в ряде промышленных орг-ций, сначала в телефонных лабораториях фирмы «Белл», а затем в IBM и др. корпорациях. В последующие годы объем исслед., разраб. и приложений невоенного назначения неуклонно возрастал, о чем свидетельствовали количество и размер внутриведомственных групп по челов. факторам, а тж консультирующих орг-ций в области челов. факторов, хотя зачастую было непросто разобраться, в какой пропорции в них была представлена И. п. Эффективность изделия для пользователя как рез-тат применения И. п. редко оказывалась в роли рекламного ключевого свойства товара в соревнованиях за продажи, хотя могла бы стать таковым, если бы будущие покупатели больше знали об этой дисциплине. Однако безопасность изделия действительно стала «двигателем», и инж. психологи все чаще и чаще привлекались как свидетели-эксперты при рассмотрении судебных исков к производителю по поводу низкого качества продукции.
В пору своего возникновения И. п. редко проникала на производственные предприятия. Областью разраб. производственного оборудования давно завладели инженеры-технологи, в то время как промышленные психологи специализировались на решении организационных и кадровых проблем. Но в конечном счёте инж. психологи начали работать в области робототехники — важной формы автоматизации, все еще требующей участия чел. Они тж занялись изучением проблемы контроля качества, поскольку челов. ошибка является важнейшим объектом И. п. и важным фактором производительности.
Основные практические приложения
За стенами научных учреждений И. п. сконцентрировалась на нек-рых специфических аспектах челов. деятельности как зависимых переменных и на разнообразных категориях оборудования, режимах эксплуатации и системах как независимых переменных. Ее разраб. применимы к различным системам «человек—машина». Преимущественно зависимыми (но все же не исключительно) переменными являются: необходимое время и достигаемая точность при выполнении конкретных операций; компоненты процесса обработки информ. человеком; принятие решений, контроль и бдительность; поиск и обнаружение сигналов; аварийные ситуации; слуховая коммуникация; психомоторные навыки и приобретение мастерства; ручное управление (слежение); считывание показателей приборов; стресс, утомление и способность к различным видам рабочих нагрузок. Категории независимых переменных включают: системы, автоматизацию, рабочие задачи, органы управления и контрольно-измерительные приборы, способы отображения информ. (в т. ч. печатной), конструкцию оборудования и инструментов, рабочую нагрузку (психол. и физ.), циклы работы и отдыха, последовательность операций, уход и техническое обслуживание, информ. обратную связь, методы обучения, обучающие устройства и условия внешней среды (освещение, блеск, шум, температура, вибрация, ускорение и атмосферное давление). Совокупность «человек—машина» существует везде: в авиации (военной и гражданской), на подводных лодках, космических аппаратах. С ней связаны тж: работа радаров, эхолокаторов, морских подводных лабораторий; управление воздушным движением, скоростным транспортом; автомобилестроение, городской транспорт, почтовая связь, жилищная среда, офисная среда, телефонная и радиосвязь, атомные электростанции, горные разраб., интерактивные компьютеры, ракетные системы, системы контроля и управления, здравоохранение и правоохранительная система.
Университеты
Мн. американские ун-ты имеют аспирантские программы и присваивают ученые степени по И. п., а нек-рые (напр., Военно-воздушная академия США) обучают И. п. своих слушателей. Но их число постепенно сокращается по неск. причинам: а) аспирантская подготовка в области челов. факторов, в т. ч. по И. п., начала перемещаться на инж. факультеты, и прежде всего на факультеты орг-ции производства; б) работодатели в большей степени испытывают потребность в подготовке специалистов в области междисциплинарных приложений, нежели в области эксперим. исслед., хотя нек-рые немногочисленные работодатели по-прежнему рассматривают исследовательскую подготовку в качестве важного признака квалификации; в) на психол. факультетах ун-тов доминируют эксперим. психологи, как правило, преуменьшающие роль инж. психологов на том основании, что их исследования носят слишком приземленный характер, т. е. недостаточно связаны с теорией.
Б. ч. университетской И. п. пытается быть «фундаментальной» наукой — т. е. абстрактной или высоко обобщенной областью знания, — тогда как нек-рая ее часть по-прежнему остается прикладной, или непосредственно относящейся к процессам и продуктам совр. технологии. Приводятся серьезные аргументы в пользу каждого из этих акцентов, Преимущественный научный интерес вызывают к себе процессы обработки информ. человеком, изучение к-рых началось гл. обр. в рамках И. п. в США и Великобритании в связи с решением технологических проблем. Однако процессы обработки информ. тж стали важным объектом эксперим. психологии, к-рая рассматривает их как фактический синоним познавательных процессов.
С распространением компьютеров И. п. начала заниматься исслед. языка как средства обработки информ., однако тем же самым начала заниматься и эксперим. психология, по крайней мере, она изучает процессы переработки информ., используя в качестве средства язык. Т. о., различия между той и др. стали стираться; каждая использует чрезвычайно схожие входы и выходы, в отличие от того времени, когда И. п. в основном концентрировалась на психомоторных навыках.
Методы
Осн. исследовательским методом как в университетской, так и в не университетской И. п. является эксперимент — причина, по к-рой оказывается полезной академическая подготовка в области эксперим. психологии. Эксперим. исслед. проводятся в лабораториях, в полевых условиях и в условиях, сочетающих то и др. Нек-рые из проводящихся за стенами ун-тов экспериментов посвящены общим проблемам, однако большинство связано с решением определенной частной задачи, напр.: оценить эффективность работы оператора на конкретном оборудовании или сравнить между собой различные дисплеи или машины, управляемые людьми. В этих двух видах частных экспериментов не обязательно используются те же самые зависимые переменные. В первом из них для того, чтобы измерить только деятельность чел., могут (а возможно, и нет) изолироваться время, затраченное оператором, или ошибки, к-рые он совершает, при реагировании на нек-рый компонент, хотя еще Франклин Тейлор — о
">

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемой вами энциклопедической статьи урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать эту и другие статьи полностью, авторизуйтесь  на  сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ
Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:



Просмотров: 1458

Поиск в данной энциклопедии


При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 205