Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 34
Индивидуальные различия (individual differences) Система коммуникации, приобретенная людьми в ходе эволюции, обусловливает не только нашу уникальность как биолог. вида, но и уникальность каждого чело...

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 105

Главная / Энциклопедии и справочники / Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах - Психологическая энциклопедия

Индивидуальные различия (individual differences)



Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 128
Система коммуникации, приобретенная людьми в ходе эволюции, обусловливает не только нашу уникальность как биолог. вида, но и уникальность каждого человека. Речь и язык требуют адекватного физ. и неврологического развития людей в сочетании с получением ими соотв. сенсорного опыта для того, чтобы они могли развить базовые навыки, необходимые для коммуникации. Поражение всей НС или к.-л. из ее отделов в результате воздействия генетических или физ. факторов, так же как неадекватный сенсорный опыт или неадекватное научение, могут делать людей различными. Возраст, в к-ром приобретается опыт, эмоциональные факторы и спектр возможностей, тж вносят свой вклад в уникальность каждого человека.
Вследствие челов. уникальности, для получения информ. об индивидууме психологии пришлось обратиться к более общим и менее эффективным групповым подходам. Пришлось разрабатывать методы оценки и статистические процедуры, чтобы сделать результаты оценивания полезными. На их разработку ушло очень много времени, и в результате, научное исслед. И. р., вместе с особыми факторами, определяющими каждый конкретный случай, началось сравнительно недавно. Образовалась специализированная область в рамках общего поля психологии, к-рая была названа дифференциальной психологией.
Осн. вопрос дифференциальной психологии — определение характера и количества тех аспектов, в к-рых индивидуум может отличаться от других. Эти различия начинают формироваться с момента зачатия вследствие значительных различий хромосом и генов, присущих каждому родителю. На то, какие именно хромосомы и гены «достанутся» младенцу, влияют средовые факторы, а тж физ., ментальное и эмоциональное состояние его матери. Среди прочих факторов индивидуализации — питание, получаемое плодом в утробе матери и новорожденным, объем доступной стимуляции после рождения, тип и степень травмирующего опыта, люди в окружении младенца, а тж тип и объем доступного ему обучающего опыта.
Базовое физ., умственное и эмоциональное развитие индивидуума определяется специфическими генами, полученными от родителей. Каждый набор генов уникален, даже в случае идентичных близнецов. В недавних исслед. обнаружены различия материнской среды, к-рые могут сильнее влиять на развитие одного из близнецов.
Среда способна лишь видоизменять то, что уже существует. Напр. питание, лишенное таких важных компонентов, как витамины и белки, а тж неблагоприятная экология (наличие вредных физ. и хим. факторов) могут стать причиной драматических изменений.
Нормальное развитие индивидуума невозможно без стимуляции. Сенсорная депривация может привести к задержке моторного и умственного развития.
Опыт различных травм тж порождает индивидуальные различия. Падение, вызвавшее повреждение шеи или черепно-мозговую травму, может повлиять на физ., умственное и эмоциональное развитие. Эмоциональный опыт травматического характера может оказать кратковременное или долговременное влияние на интеллектуальное развитие. Изнурительная болезнь способна пагубно отразиться на физ. и умственных способностях индивидуума, равно как и на его эмоциональной сфере.
Половые различия становятся заметными после рождения. Девочки обычно развиваются быстрее мальчиков, что сказывается и на развитии мозга. Вербальные способности быстрее развивающихся индивидуумов превосходят их пространственные способности, а медленнее развивающиеся индивидуумы лучше справляются с задачами на оперирование пространственными образами, чем с вербальными задачами.
В области физ. роста существует относительно упорядоченная последовательность возрастных изменений, обусловленная преим. наследственностью. Несмотря на то, что порядок стадий физ. развития практически одинаков у всех детей, темп развития варьирует очень широко, поэтому возраст, в к-ром дети начинают вставать или ходить, может колебаться в пределах неск. месяцев. Половые различия играют здесь главную роль: к 5 годам девочки опережают мальчиков примерно на 4 месяца. Более выраженные различия между полами можно наблюдать во время предподросткового скачка роста, к-рый появляется ближе к концу детства, начинаясь за 2 года до наступления подросткового (пубертатного) возраста. В среднем девочки начинают быстро расти вскоре после 10 лет и достигают пубертатного периода примерно к 12,5 годам, а к 14 годам у них начинается замедление роста. У мальчиков в среднем скачок роста начинается примерно в 13 лет, период половой зрелости наступает в 15 лет, а в 16 лет происходит замедление роста.
Связанный с научением опыт играет столь важную роль в эмоциональном развитии, что никаких четких различий в эмоциональном поведении представителей двух полов установить не удалось. По мере взросления ребенка его эмоциональные особенности претерпевают значительные изменения; то же самое происходит и с типом опыта, вызывающим эмоциональные реакции. Родительские аттитюды и родительское поведение, культура и окружение — все это важные факторы эмоционального развития индивидуума, но не меньшее значение имеют и собственные характеристики последнего.
Честь проведения первого систематического исслед. И. р. приписывается Фрэнсису Гальтону. Убежденный в том, что наследственность является главным фактором появления различий среди людей, он разработал сенсомоторный тест на дифференцировку раздражителей. Этот тест был признан первой мерой интеллектуального потенциала.
Джеймса М. Кэттелла интересовали различия между людьми в неск. областях, включ. академическую успеваемость. Говорят, что уже в 1890 г. он использовал термин «умственный тест».
Альфред Бине пришел к изучению И. р. через свои исслед. гипноза и наблюдения за своими дочерьми, по-разному подходившими к решению задач. Работая с Теодором Симоном, он в 190
">

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемой вами энциклопедической статьи урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать эту и другие статьи полностью, авторизуйтесь  на  сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ
Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:



Просмотров: 831

Поиск в данной энциклопедии


При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 205