Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 128
Сергей Александрович (1895, с. Константиново Рязанской губ. – 1925, Ленинград, похоронен в Москве), русский поэт. Учился в Константиновском земском училище и в Спас-Клепиковской школе. Есенин вошёл в литературу поэтическим сборником «Радуница» (1916), в котором, как и в жизни крестьянской Руси, причудливо переплелись языческие и христианские мотивы. Поэтику раннего творчества Есенина определили изобразительно-выразительные средства языка, мощная опора на фольклорную традицию, патриотизм, стремление воспеть красоту родного края. Дальнейшие литературные поиски поэта были связаны с жанром поэмы. В кон. 1910-х гг. Есенин увлекается имажинизмом, но вскоре отходит от этой литературной группировки.
С. А. Есенин
В 1921 г. поэт создаёт первое крупное поэтическое произведение – поэму «Пугачёв», в которой воплощается народная мечта о сильном и справедливом герое-заступнике. Есенинский Пугачёв становится самозванцем из гуманистических соображений: он хочет спасти мужиков от произвола власти, дать им свободу. Поэма поднимает важный для поэта вопрос о земле и о том, кто должен быть её хозяином. В этом же 1921 г. Есенин вступает в брак с известной американской танцовщицей Айседорой Дункан, работавшей в то время в России, с которой много путешествует по Европе и Америке.
Автограф С. Есенина
В последние годы жизни С. Есенин создаёт поэму «Анна Снегина» (1925), маленькую поэму «Чёрный человек» (1925), самые грустные и одновременно задушевные стихотворения.
Иллюстрация к стихотворению С. А. Есенина «Пороша». Художник В. Гальдяев
Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…» (1925) важно для понимания противоречий в мировоззрении поэта, причин его душевной тоски и боли последних лет. С восторгом встретивший революцию, поэт к сер. 1920-х гг. разочаровывается в прежних идеалах, его мечты о крестьянском рае разбились о жестокую реальность: Есенин видит, что положение жителей деревни не только не улучшилось, но и осложнилось рядом причин. В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» – полемика с теми, кто в безудержном стремлении к социальным экспериментам и новациям забывает о традициях, об исконном крестьянском укладе и мировоззрении. Два выразительных образа-символа: «свет луны» и «новый свет» – противопоставляют исконный менталитет и новую эпоху. Любовь к родине в стихотворении сопряжена с глубокой болью за её судьбу:
Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси — Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живётся на Руси?
В произведении важен образ избы – символ крестьянского жизненного уклада. Называя себя поэтом «золотой бревенчатой избы», Есенин подчёркивает, что не сумел преодолеть социально-классовое восприятие действительности и остался во многом сторонником патриархальных взглядов. Надрывным и трагичным по отношению к общей тональности произведения – настроению элегического повествования – выглядит финал стихотворения:
Дайте мне на родине любимой, Всё любя, спокойно умереть.
Ещё не начались сталинские репрессии, но поэт словно предчувствует кровавые страницы истории. Есенин продолжает традиции пейзажной лирики 19 в.: «Есенинский пейзаж не только очень свеж и ярок (Есенин редко пишет белым, но всегда по белому!), он ещё и пахнущий и звучащий. И запахи так же вещественны и конкретны, как и краски» (А. Марченко). Поэт был также мастером любовной лирики (цикл «Персидские мотивы» (1924), посвящение А. Миклашевской («Заметался пожар голубой…», 1923, «Письмо к женщине», 1924 и др.). Любовь у Есенина – своеобразный поединок мужчины и женщины, в котором не бывает победителей. Поэма «Анна Снегина» отразила социальные противоречия 1920-х гг. Хорошо зная обстоятельства деревенской жизни, суть отношений между барином и крестьянином, С. Есенин был предельно внимателен к постреволюционному развитию крестьянского вопроса. Однако поэт далё">
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемой вами энциклопедической статьи урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать эту и другие статьи полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|