Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 34
ТЕАТР (от греч. the atron – место для зрелищ, зрелище), один из видов искусства; сценическое действо, исполняемое актёрами перед зрителями. Театральные спек...

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 105

Главная / Энциклопедии и справочники / Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия

ТЕАТР



Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 128
(от греч. the atron – место для зрелищ, зрелище), один из видов искусства; сценическое действо, исполняемое актёрами перед зрителями. Театральные спектакли бывают как драматическими (трагедия, комедия, водевиль и др.), так и музыкальными (опера, оперетта) или музыкально-танцевальными (балет). Постановка создаётся совместными усилиями драматурга (автора текста пьесы), режиссёра, разрабатывающего сценический образ спектакля (в балете – балетмейстера и дирижёра, в опере и оперетте – режиссёра и дирижёра), актёров, художников-оформителей, сочиняющих костюмы и декорации (см. ст. Театрально-декорационное искусство), осветителей и др. Главное внимание зрителей сосредоточено на игре актёра, который создаёт на сцене образ героя, перевоплощаясь для этого внешне и внутренне. Изменить внешний облик артисту помогают костюм, грим, в некоторых случаях – маска. Для воплощения характера персонажа, особенностей его психологии и поведения, исполнитель использует искусство речи, мимики, жеста, пластику поз и т. д.

«Актёры с масками». Вазопись. Кон. 5 в. до н. э.


В. Г. Перов. «Портрет драматурга А. Н. Островского». 1872 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва


А. Я. Головин. «Портрет режиссёра В. Э. Мейерхольда». 1917 г. Государственный театральный музей. Санкт-Петербург

Истоки театра – в древних священных игрищах, массовых народных обрядах и празднествах. Из священных празднеств в честь бога Диониса родился древнегреческий театр, в котором уже возникли главные драматические жанры – трагедия (Эсхил, Софокл, Еврипид) и комедия (Аристофан). Трагедия – вид драмы, в основе которой лежат неразрешимые противоречия, столкновения личности с роком, миром, обществом, выраженные в форме напряжённой борьбы сильных характеров и страстей. Трагическая коллизия обычно разрешается гибелью главного героя. В комедиях действия и реплики героев производят смеховой эффект. В первых драмах на сцене играл только один актёр, действия которого «комментировал» хор со своим предводителем – корифеем. Позднее на сцене взаимодействовали три и больше персонажей, произносивших монологи и диалоги. Актёры играли в масках. Меняя маски, один и тот же артист мог становиться то Ахиллом, то прекрасной Еленой (женские роли исполняли мужчины). Чтобы маски можно было разглядеть издали, их делали огромными, больше человеческой головы. Улыбка или горестное выражение сразу позволяли отличить трагическую маску от комической. Чтобы казаться выше ростом, актёры привязывали к ногам котурны (скамейки).
В Средние века были популярны представления площадного театра (мистерии, фарсы), исполнителями в которых были, как правило, бродячие актёры (жонглёры, скоморохи и др.). На основе образов площадных представлений в эпоху Возрождения возник первый профессиональный театр – итальянская народная комедия дель арте (комедия масок). Спектакли комедии дель арте создавались методом импровизации на основе сценария, в них нашли продолжение традиции народного фарса и карнавальных празднеств. Со сцены звучали хорошо знакомые зрителям народные песни и мелодии, шутки и поговорки. В комедии дель арте, как и в античных спектаклях, действовали персонажи-маски, однако их состав стал намного разнообразнее: зрители узнавали по характерному костюму и поведению ловких и остроумных слуг Бригеллу, Арлекина, Пульчинеллу; глупого жадного купца Панталоне, фанфарона и труса Капитана, болтливого невежественного Доктора, назойливого педанта Тарталью и др. К образам комедии дель арте до сих пор обращаются режиссёры (спектакль «Принцесса Турандот» Е. Б. Вахтангова по пьесе К. Гоцци и сегодня идёт в театре). С эпохи Возрождения театр постепенно становится литературным, тяготеет к оседлому существованию в городских культурных центрах. Начинают возводиться специальные театральные здания, появляется авторская режиссура. Кроме бродячих трупп, создавались стабильные актёрские товарищества (шекспировский театр «Глобус» в Лондоне и др.). Возникли многочисленные придворные театры.
На рубеже 16–17 вв. наряду с драматическими спектаклями появляются первые оперы; в кон. 18 в. зарождаются балет, водевиль (вид «комедии положений» с песнями-куплетами, романсами и танцами) и мелодрама (пьесы с острой интригой, резким противопоставлением добра и зла и преувеличенной эмоциональностью); в сер. 19 в. – оперетта. Новый подъём театрального искусства происходит в эпоху классицизма, когда драматурги (П. Корнель, Ж. Расин во Франции; П. А. Сумароков, Я. Б. Княжнин в России) выводят на сцену героев, приносящих свои чувства и желания в жертву общественному долгу. В спектаклях утвердился принцип единства места, времени и действия. Актёрская игра была основана на музыкально и поэтически выверенной декламации, изъяснении «высоким стилем», не допускавшим просторечных выражений, на строгой лаконичной пластике жестов и поз. Приподнятость, отвлечённость, монументальность определяли форму спектакля, в котором, на фоне живописной перспективной декорации, на
">

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемой вами энциклопедической статьи урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать эту и другие статьи полностью, авторизуйтесь  на  сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ
Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:



Просмотров: 1094

Поиск в данной энциклопедии


При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 205