Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 34
КОНДОРСЕ ( Condorcet) Мари- Жан Антуан Никола де Карита, маркиз ( 1743- 1794) - французский мыслитель, философ- просветитель, математик, политический деятель....

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 105

Главная / Энциклопедии и справочники / История философии - энциклопедия

КОНДОРСЕ



Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 128
( Condorcet) Мари- Жан Антуан Никола де Карита, маркиз ( 1743- 1794) - французский мыслитель, философ- просветитель, математик, политический деятель. Постоянный секретарь Академии наук ( с 1785). Сотрудничал в " Энциклопедии" Дидро. Депутат Законодательного собрания ( 1791). В 1793 предложил либеральный проект конституции, отвергнутый радикальными якобинцами. Как умеренный, был обозначен " врагом народа" и заочно приговорен режимом Робеспьера к смертной казни. После продолжительного пребывания в подполье, был арестован и казнен ( по некоторым сведениям покончил с собой в тюрьме). Основные сочинения: " Размышления о рабстве негров" ( 1781), " Опыт о применении анализа вероятности решений, принимаемых большинством голосов" ( 1785, легло в основу современной философской дисциплины - " теории решений"), " Жизнь господина Тюрго" ( 1786), " Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума" ( написано в подполье в 1794, опубликовано вдовой К. после падения Робеспьера в 1795). Миропонимание К. основывалось на его убеждении в том, что достоверность человеческого знания ограничена. При этом главным способом оптимизации и улучшения жизни людей ( в контексте возможности бесконечного совершенствования последней) К. полагал использование математического аппарата в решении как социальных, так и повседневных житейских проблем. По мысли К., " существуют надежные средства нахождения очень большой вероятности некоторых случаев и установления степени этой вероятности в огромной их массе". Исследуя причины того, что мы способны обнаружить достоверность в математике, по не в естественных, социальных и этических науках, К. пришел к выводу, что предпосылкой этого выступает специфичность наблюдателя- человека. Обобщения и закономерности, познаваемые посредством индукции на фундаменте опыта, обладают, по К., только вероятностью. Все наши знания, согласно мысли К., " подкрепляются тем наблюдением, что факт, наблюдавшийся вчера, будет наблюдаться и сегодня, если только не произошло каких- нибудь изменений". Прогресс разума, по К., предполагает единство истины, счастья и добродетели ( свободы и естественных прав человека). Прогресс закономерен, подчинен общим законам развития, которые фактически являются законами развития человеческих способностей. По мнению К., каждое разумное существо приходит к аналогичным идеям в сфере морали, как и в области геометрии. Это является результатом актуализации свойств чувствующих существ, способных к размышлениям: " Действительность положений нравственности, их истина, соотносящаяся с положением реальных существ, целиком и полностью зависит от истинности следующего факта: люди суть чувствующие и мыслящие существа". В конечном итоге, с точки зрения К., прогрессом становится сам прогресс как безграничность совершенствования. К. стремился реконструировать закономерности исторического процесса, его основные этапы и движущие силы. Выделил десять этапов - эпох
">

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемой вами энциклопедической статьи урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать эту и другие статьи полностью, авторизуйтесь  на  сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ
Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:



Просмотров: 776

Поиск в данной энциклопедии


При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 205