Главная / Энциклопедии и справочники
Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия
АНДЖЕЛИКО
(angйlico) Фра Беато (настоящее имя – Фра Джованни да Фьезоле) (1395, Виккио ди Муджело, Италия – 1455, Рим), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. С юности отличался глубокой религиозностью; ок. 1418 г. стал монахом-доминиканцем. Занимал высокие посты в монашеском ордене, пользовался уважением римских пап. Обучался миниатюре в монастыре Сан-Доменико во Фьезоле; испытал влияние Лоренцо Монако. В ранних работах художника удлинённые, изящно изогнутые, как в позднеготической миниатюре, ф...
АНДРЕЙРУБЛЁВ
см. Рублёв Андрей....
АНИМАЛИЗМ
(анималистика, анималистический жанр) (от лат. animal – животное, зверь), жанр изобразительного искусства, посвящённый животному миру. Художников, работающих в этом жанре, называют анималистами. Примеры непревзойденного совершенства в изображении животных даёт первобытное искусство. Наскальные рисунки, найденные в Испании (Альтамира), Франции (Ласко, Фон-де-Гом), России (Капова пещера на Южном Урале), поражают удивительной жизненностью передачи облика и движений животных – быков, диких лошадей, ...
АНСАМБЛЬ АРХИТЕКТУРНЫЙ
(от франц. ensemble – совокупность), ряд сооружений, образующих стройное целое, т. е. подчинённых единому ритму, размещённых с учётом определённых точек зрительского восприятия, масштабно и пропорционально соотнесённых друг с другом и образующих уравновешенную композицию. Ансамбль может строиться как на принципе симметрии (Версаль, 17–18 вв.), так и асимметрии (афинский Акрополь, 5 в. до н. э.), объединять здания одной эпохи и стиля (Смольный монастырь в Санкт-Петербурге в стиле барокко, Б. Ф. Р...
АНТАБЛЕМЕНТ
(франц. entablement, от table – стол, доска), горизонтальное балочное перекрытие пролёта или завершение стены, составной элемент ордера архитектурного. Делится на три основные части: архитрав, фриз, карниз. Архитрав – балка, нижняя часть антаблемента, основной конструктивный элемент; обычно лежит на капителях колонн. В дорическом и тосканском ордерах балка гладкая, в ионическом и коринфском состоит из одного или нескольких уступов (фасций). Фриз – средняя часть антаблемента, между архитравом и к...
АНТОКОЛЬСКИЙ
Марк (Мордух) Матвеевич (1843, Вильно – 1902, Бад-Гомбург), русский скульптор. Учился в Петербургской академии художеств у Н. С. Пименова и И. И. Реймерса (1862—68). В годы учёбы познакомился с И. Е. Репиным, И. Н. Крамским; в 1896 г. – с художественным критиком В. В. Стасовым, дружбу с которыми поддерживал в течение всей своей жизни. По состоянию здоровья был вынужден уехать за границу (в 1871—77 гг. жил в Риме, в 1877–1902 гг. – в Париже), однако его творчество было по-прежнему тесно связано с...
АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА
(antonello da messina) (ок. 1430, Мессина, о. Сицилия – 1479, там же), итальянский художник эпохи Раннего Возрождения. Биографических сведений о нём почти не сохранилось. В 1450 г. переехал в Неаполь, где познакомился с произведениями нидерландских мастеров Я. ван Эйка, Р. ван дер Вейдена и П. Кристуса, находившимися в коллекции Арагонского короля Альфонса, и был поражён возможностями масляной живописи. Согласно Дж. Вазари, совершил путешествие в Нидерланды с целью узнать секрет новой, ещё неизв...
АНТРОПОВ
Алексей Петрович (1716, Санкт-Петербург – 1795, там же), русский портретист, декоратор, иконописец. Сын солдата лейб-гвардии Семёновского полка, служившего мастером в Оружейной палате. Учился у французского художника Л. Каравака и А. М. Матвеева. В кон. 1730-х гг. был зачислен в штат «Канцелярии от строений», возглавляемой И. Я. Вишняковым, под руководством которого продолжил своё художественное образование. Будучи зрелым мастером, брал уроки у приехавшего в Россию итальянского живописца П. Рота...
АНФИЛАДА
(франц. enfilade), ряд находящихся друг за другом помещений, дверные проёмы которых расположены на одной оси. Анфиладное расположение комнат чаще всего встречается в постройках дворцового типа. Дом с анфиладой парадных залов, с гостеприимно открытыми дверями позволяет человеку заглянуть в самые удалённые уголки, создавая ощущение ясного, обозримого пространства, у которого нет тайн....
АПОЛЛОН БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ
знаменитая статуя, мраморная копия с утраченной греческой бронзовой скульптуры Леохара, созданной во второй пол. 4 в. до н. э. Своё название получила от галереи Бельведер в Ватикане (Рим), где долгое время была выставлена. Согласно древнегреческим мифам, Аполлон – сын верховного олимпийского бога Зевса и богини Лето, брат Артемиды, бог солнечного света и покровитель искусств. Статуя представляет его победителем дракона Пифона – чудовища, обитавшего возле города Дельфы. В древнегреческом оригинал...
АПСИДА
(абсида) (от греч. hapsis – свод), в христианских храмах обычно полукруглый или гранёный в плане выступ, перекрытый полусводом (конхой), расположенный с восточной стороны здания, где находится алтарь. Апсиды церкви Покрова Богородицы на Нерли близ г. Владимира. 1165 г....
АРГУНОВЫ
династия крепостной «интеллигенции» 18 в. Семья принадлежала князьям Черкасским; в 1743 г., как часть приданого В. А. Черкасской, перешла во владение графов Шереметевых. Среди представителей этого талантливого рода известны: Алексей Аргунов – «урных дел мастер» (каменщик, лепщик); архитектор Фёдор Семёнович Аргунов – один из создателей ансамбля в Кусково и Фонтанного дома в Санкт-Петербурге; живописец Фёдор Леонтьевич Аргунов. Наиболее знамениты портретисты Иван Петрович Аргунов и его сын Никола...
АРКА
(от лат. arcus – дуга, изгиб) в архитектуре, криво линейная конструкция для перекрытия проёма в стене или пространства между двумя опорами (столбами, колоннами и пр.). Наиболее часто используются полукруглые (полуциркульные) арки; для готики характерны стрельчатые (в форме тетивы натянутого лука) арки, для арабской архитектуры – подковообразные. Арка. Схема конструкции Арки возводят из камня, кирпича, металла или дерева, современные – чаще из железобетона. Впервые появились в странах Древнего В...
АРКА ТРИУМФАЛЬНАЯ
см. Триумфальная арка....
АРКАДА
(франц. arcade), ряд одинаковых арок, опирающихся на столбы или колонны и образующих галерею....
АРКАТУРА
(франц. arcature), ряд декоративных (не имеющих конструктивного значения) арок, расположенных в виде фриза, пояса на фасаде здания или на внутренних стенах. Впервые стала применяться в средневековой архитектуре. Аркатурный пояс, опирающийся на тонкие колонки, называют аркатурно колончатым. Этот декоративный элемент широко применялся в древнерусской архитектуре, особенно во владимиро суздальских белокаменных храмах. К. И. Росси. Арка зданий Сената и Синода в Санкт-Петербурге. 1829-34 гг....
АРКБУТАН
(франц. arc-boutant), каменная полуарка, находящаяся снаружи здания и передающая распор (давление) сводов главного нефа средневекового храма внешним опорным столбам – контрфорсам. Особенно широко применялись в архитектуре готики. Их использование позволяло сделать внутреннее пространство зданий более свободным за счёт уменьшения массы внутренних опор, увеличить оконные проёмы, зрительно облегчив стены, и т. д. Аркбутаны и контрфорсы. Схема конструкции (стрелками указаны аркбутаны)...
АРТЕФАКТ
(от лат. artefactum – искусственно сделанное), рукотворный, т. е. созданный человеком, а не природой, объект (кухонная утварь, обломок мебели и т. д.), который художник в процессе творчества изымает из бытового контекста и пересоздаёт в произведение искусства....
АРХИТЕКТУРА
(лат. architectura, от греч. architЕkton – строитель), зодчество, искусство строительства зданий и сооружений; один из видов пространственных искусств. Формирует пространственную среду для жизни и деятельности людей. Имеет первостепенное значение в синтезе искусств (живописи, скульптуры, декоративноприкладного творчества), объединяя их в художественный ансамбль. Архитектурные сооружения являются, с одной стороны, памятниками материальной культуры (свидетельствуют о технических достижениях, связа...
АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ
см. Ансамбль архитектурный....
АРХИТЕКТУРНЫЙ ОРДЕР
см. Ордер архитектурный....
АРХИТРАВ
см. в ст. Антаблемент....
АРЧИМБОЛЬДО
Арчимбольди (arcimboldо) Джузеппе (ок. 1527, Милан – 1593, там же), итальянский живописец и график, мастер гротеска; представитель маньеризма. Родился в знатной семье, многие представители которой были архиепископами Милана. Обучался в мастерской отца, вместе с ним работал над фресками Миланского собора. Приобрёл известность, став придворным художником Габсбургов – Максимилиана, а затем (с 1575 г.) его сына Рудольфа II. В Праге был организатором придворных празднеств и маскарадов, конструировал ...
АССАМБЛЯЖ
термин для обозначения художественного произведения, созданного по принципу соединения разнородных материалов и предметов. Известны композиции с включением готовых изделий промышленного производства. Такие произведения часто создавались представителями поп-арта. Ассамбляж ведёт начало от коллажей в кубистических картинах П. Пикассо и Ж. Брака. Объединяя на плоскости различные предметы, художники как бы стирают границы между произведением и реальным пространством, представляя зрителю игру-размышл...
АССИРИЙСКАЯ КУЛЬТУРА
см. в ст. Месопотамии культура....
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/area7.ru/docs/encyclo.php on line 157
Начало ... Предыдущая страница 1 2 3 4 5 6 7 8 Следующая страница ... Конец
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|