Главная / Энциклопедии и справочники

Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия

Поиск:

ВАСНЕЦОВ

Виктор Михайлович (1848, село Лопьял Вятской губернии – 1926, Москва), русский живописец, график, театральный декоратор, монументалист, автор архитектурных и дизайнерских проектов; представитель неорусского стиля в рамках модерна. Старший брат А. М. Васнецова. Родился в семье священника. Учился в духовной семинарии в Вятке (1862—67), посещал Рисовальную школу при Обществе поощрения художеств в Санкт-Петербурге, где учился у И. Н. Крамского (1867—68). Обучался в Петербургской академии художеств (...

Просмотров: 1439 | Читать далее >>>

ВАТТО

(watteau) Антуан (1684, Валансьенн – 1721, Ножан-сюр-Марн, близ Парижа), французский живописец и график, представитель стиля рококо. Сын кровельщика. В юности копировал картины фламандских художников. Ок. 1702 г. приехал в Париж, где учился у мастеров декоративной живописи К. Жилло и К. Одрана. Его работы привлекли внимание мецената Ж. де Жюльенна, торговца картинами Ф. Жерсена, банкира и коллекционера Пьера Кроза, в доме которого художник некоторое время жил. В 1717 г. получил звание академика ...

Просмотров: 1276 | Читать далее >>>

ВЕДУТА

(итал. veduta – увиденная, вид местности), городской пейзаж. Термин возник в Венеции, где ведутами называли виды этого города и его окрестностей, изображённые с топографической точностью. Время расцвета ведуты – 18 в. Среди зарубежных мастеров ведуты особенно знаменит Антонио Канале, известный под прозвищем Каналетто. В его пейзажах, представлявших площади и каналы, которые служили «городу на воде» улицами, соединились исключительная правдивость и поэтичность. В них ощущается насыщенный морской ...

Просмотров: 870 | Читать далее >>>

ВЕЙДЕН

(weyden) Рогир ван дер (ок. 1400, Турне – 1464, Брюссель), нидерландский живописец. Родился в семье резчика по дереву. Творческую деятельность начал в качестве скульптора и ювелира. Учился у Р. Кампена в Турне. В 1430-е гг. переехал в Брюссель, где вскоре занял место главного городского живописца. По заказу городского совета написал четыре аллегорические композиции на тему правосудия для ратуши (не сохранились). Работы мастера пользовались огромным успехом; его слава достигла испанского королевс...

Просмотров: 1468 | Читать далее >>>

ВЕЛАСКЕС

(velasquez) Диего Родригес де Сильва (1599, Севилья – 1660, Мадрид), выдающийся испанский живописец, портретист; представитель стиля барокко. Происходил из небогатой дворянской семьи. Учился у Ф. де Эрреры Старшего. В возрасте 11 лет стал учеником известного севильского художника Ф. Пачеко, на дочери которого женился в 1618 г. До 1623 г. работал в Севилье; писал бодегоны (бытовые картины; от исп. вodegуn – трактир, харчевня), изображая самые обыденные вещи – деревенскую глиняную утварь, кухни и ...

Просмотров: 866 | Читать далее >>>

ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА

крепостная стена, грандиозный памятник оборонительной архитектуры Древнего Китая. Построена в основном в 3 в. до н. э. Тянется с Северо-Восточного побережья до пустынных районов Северо-Западного Китая. Длина, по одним предположениям, составляла ок. 4 тыс. км, по другим – свыше 6 тыс. км (сохранился участок длиной ок. 2,5 тыс. км). Высота стены – от 6,6 до 10 м. Ширина такова, что могут разъехаться две повозки. Это самое масштабное сооружение человечества, видимое даже из космоса. Великая Китайс...

Просмотров: 874 | Читать далее >>>

ВЕНЕРА МИЛОССКАЯ

общепринятое название греческой мраморной статуи богини Афродиты (сер. 2 в. до н. э.), найденной на о. Милос (Мелос) в 1820 г. Ныне хранится в Лувре. Надпись на плите, обнаруженной рядом со статуей, гласила, что скульптуру изваял Агесандр (или Александр). По одной из версий, прекрасная богиня любви и красоты Афродита (Венера) в левой руке держала яблоко, а правой поддерживала одежды. Богиня представлена в царственном, величавом покое. Обнажённый торс Венеры сияет возвышенной, благородной красото...

Просмотров: 683 | Читать далее >>>

ВЕНЕЦИАНОВ

Алексей Гаврилович (1780, Москва – 1847, село Поддубье Тверской области), русский живописец, педагог, родоначальник бытового жанра. Сын небогатого купца. Занятия живописью первое время вынужден был совмещать со службой в должности мелкого чиновника. Самостоятельно освоил мастерство художника, копируя картины в Эрмитаже. В 1807—11 гг. брал уроки у портретиста В. Л. Боровиковского. Глубоко убеждённый, что «смех исправляет нравы», предпринял издание «Журнала карикатур» (1808), который был запрещён ...

Просмотров: 1121 | Читать далее >>>

ВЕНЕЦИАНОВСКАЯ ШКОЛА

круг учеников А. Г. Венецианова, преподававшего в Санкт-Петербурге и деревне Сафонково Тверской губернии (Н. С. Крылов, А. В. Тыранов, Е. Ф. Крендовский, Л. К. Плахов, А. А. Алексеев, А. Г. Денисов, С. К. Зарянко, К. А. Зеленцов, Г. В. Сорока и др.). Начало педагогической деятельности Венецианова относится к рубежу 1810—20-х гг. Учеников из числа разночинцев и крепостных крестьян художник обучал по частной инициативе; Петербургская академия художеств не предоставила ему официального права препод...

Просмотров: 1505 | Читать далее >>>

ВЕРЕЩАГИН

Василий Васильевич (1842, Череповец – 1904, Порт-Артур), русский живописец и график, баталист. Родился в дворянской семье. Обучался в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге (1853—59), который закончил в чине гардемарина. В 1860 г. отказался от карьеры офицера и, выйдя в отставку, поступил в Петербургскую академию художеств; однако в 1863 г. оставил её в знак протеста против устарелых методов преподавания. Позднее учился в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже (1864—65). Много путешествовал по Р...

Просмотров: 837 | Читать далее >>>

ВЕРМЕРДЕЛФТСКИЙ

(vermeer van delft) Ян (1632, Делфт – 1675, там же), голландский живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Родился в семье торговца декоративными тканями и картинами. В 1653 г. вступил в гильдию Св. Луки; четырежды избирался в ней членом правления. Живя в кальвинистской стране, стал католиком, приняв исповедание своей жены. Поселился в доме тёщи, которая на протяжении всей жизни оказывала ему финансовую поддержку. Никогда не писал на заказ, подолгу работал над каждой картиной; поэ...

Просмотров: 817 | Читать далее >>>

ВЕРОНЕЗЕ

(veronese) Паоло (настоящее имя Паоло Кальяри) (1528, Верона – 1588, Венеция), итальянский художник эпохи Позднего Возрождения. Сын скульптора Г. Кальяри; племянник художника А. Бадиле, у которого учился. Важную роль в его творческом формировании сыграли традиции веронской школы живописи с её интересом к архитектурно-пространственным композициям. С 1553 г. работал в основном в Венеции. П. Веронезе. «Брак в Кане». 1563 г. Лувр. Париж Веронезе прославился как блестящий мастер монументально-декора...

Просмотров: 977 | Читать далее >>>

ВЕРРОККЬО

(verrocchio) Андреа дель (настоящее имя Андреа ди Микеле Чони) (1435 или 1436, Флоренция – 1488, Венеция), итальянский скульптор и живописец эпохи Раннего Возрождения. Учился у ювелира Верроккьо. Падение спроса на ювелирные изделия побудило его обратиться к декоративной резьбе, живописи и скульптуре. Изучал произведения античного искусства; испытал влияние Донателло и своих современников – Д. да Сеттиньяно, С. Боттичелли и А. дель Поллайоло. Немногочисленные живописные работы (изображения Мадонн...

Просмотров: 1072 | Читать далее >>>

ВЕРСАЛЬ

(versailles), дворцово-парковый ансамбль 17–18 вв. близ Парижа. В 1682–1789 гг. – главная резиденция французских королей. Людовик XIII построил здесь охотничий замок (1624; архитектор Ф. Леруа) и разбил парк. Его сын Людовик XIV задумал создать в Версале свою загородную резиденцию; при этом пожелал сохранить отцовский замок, пристроив к нему новые корпуса (архитекторы Л. Лево, 1661—68; Ф. д’Орбе, 1670—74; Ж. Ардуэн-Мансар, 1678—89). Центральная часть дворца имеет П-образную форму. В глубине, за ...

Просмотров: 931 | Читать далее >>>

ВИДЕОАРТ

(англ. video art), направление в постмодернизме, использующее возможности видеотехники. В отличие от телевидения, рассчитанного на трансляцию для массового зрителя, мастера видеоарта создают экспериментальные фильмы в духе концептуального искусства, демонстрирующиеся в специальных выставочных пространствах. С помощью современной электроники наглядно показывают путь создания произведения искусства – от возникновения идеи к её воплощению. Основоположник направления – американец корейского происхож...

Просмотров: 1421 | Читать далее >>>

ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО

искусство государства 4—15 вв., возникшего в результате распада Римской империи (395) в её восточной части (Балканский полуостров, Малая Азия, Юго-Восточное Средиземноморье). Название происходит от города Византий, на месте которого римский император Константин I Великий в 330 г. основал столицу империи Константинополь. Византии, в отличие от западной части Римской империи, удалось избежать опустошительных набегов варваров; она осталась главной хранительницей античного наследия, центром науки и ...

Просмотров: 1288 | Читать далее >>>

ВИТРАЖ

(франц. vitrage, от лат. vitrum – стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. Простейшие витражи существовали уже в Древнем Египте. Искусство создания витражных композиций переживает расцвет в эпоху Средневековья. В романском искусстве применялись стёкла красного и синего цветов; куски, вырезанные по контуру изображений, скреплялись свинцовым каркасом (собор в Аугсбурге, Германия;...

Просмотров: 1288 | Читать далее >>>

ВИТРУВИЙ

(vitruvius), римский архитектор, инженер и изобретатель, теоретик архитектуры второй пол. 1 в. до н. э. Построил водопровод в Риме, изобрёл клапаны в водопроводных трубах, спроектировал базилику в г. Фано. Возможно, разработал также конструкцию мостов через Рейн, возведённых по приказу Цезаря во время военного похода в Галлию. Наиболее известен как автор трактата «Десять книг об архитектуре», основанного на изучении греческой литературы по строительному, инженерному и военному делу. В трактате, ...

Просмотров: 814 | Читать далее >>>

ВИШНЯКОВ

Иван Яковлевич (1699, Москва – 1761, Санкт-Петербург), русский живописец, портретист, декоратор, иконописец. Сын «шатёрных дел мастера» при императорском доме в Москве. В 1714 г. переехал в Санкт-Петербург, где был определён в Адмиралтейств-коллегию сначала к «лаковому делу», а затем к «живописному делу». И. Я. Вишняков. «Портрет Сары Фермор». 1749 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петрбург В 1727 г. работал в качестве подмастерья у А. М. Матвеева, позднее у французского художника Л. Кара...

Просмотров: 808 | Читать далее >>>

ВОЗРОЖДЕНИЕ

(Ренессанс), эпоха, ознаменовавшая наступление нового времени в истории культуры европейских стран (в Италии – вторая пол. 13–16 в., в др. странах – 15–16 вв.). Радость открытия чувственного богатства земного мира сочеталась в итальянском искусстве с духом пытливого аналитического изучения действительности. Средства реалистического изображения человека и окружающего его пространства были теоретически обоснованы ренессансными мастерами и подкреплены научным изучением проблем анатомии, перспективы...

Просмотров: 1325 | Читать далее >>>

ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕВЕРНОЕ

культура европейских стран, расположенных к северу от Альп (Нидерланды, Германия, Франция; отчасти – Англия и Испания), где в 15–16 вв. произошёл расцвет изобразительных искусств и архитектуры во многом под влиянием Италии. Эти страны не обладали собственным античным наследием, как это было в Италии, где памятники древнеримской эпохи находились в каждом городе. Северное Возрождение выросло из готики и сохранило с ней тесную связь; новые гуманистические идеи соединились со средневековыми традиция...

Просмотров: 1982 | Читать далее >>>

ВОЛКОВ

Александр Николаевич (1886, Фергана – 1957, Ташкент), русский живописец, народный художник Узбекистана (1946). Родился в семье военного врача. Учился в Петербургской академии художеств у В. Е. Маковского (1908—10), в Киевском художественном училище у Ф. Г. Кричевского (1912—16). С 1916 г. жил в Ташкенте. Первый директор Государственного музея искусств Средней Азии (1919). Директор театра Пролеткульта (1922). Участник объединения узбекских художников «Мастера нового Востока» (1927—30). Ранние раб...

Просмотров: 1143 | Читать далее >>>

ВОЛЮТА

(итал. voluta – завиток, спираль), архитектурная деталь в форме спиралевидного завитка. Две волюты являются составными частями ионической капители. В архитектуре эпохи Возрождения характерным мотивом были две симметрично расположенные волюты, зрительно объединяющие центральный высокий неф базилик с более низкими боковыми (церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции, 1456—70, архитектор Л. Б. Альберти). В эпоху барокко применялись волюты S-образной формы (с двумя завитками на концах), выражающие хар...

Просмотров: 755 | Читать далее >>>

ВОРОНИХИН

Андрей Никифорович (1759, село Новое Усолье в Пермской области – 1814, Санкт-Петербург), выдающийся русский архитектор, представитель стиля ампир. Родился в семье крепостного дворового человека графа А. С. Строганова; возможно, был внебрачным сыном графа. В 1785 г. получил вольную. Искусству архитектора учился в Москве у В. И. Баженова и М. Ф. Казакова (1877—79). С 1779 г. жил в Санкт-Петербурге в доме Строганова. В 1784 г. во время путешествия по России выполнил цикл пейзажных акварелей и рисун...

Просмотров: 1268 | Читать далее >>>

ВРУБЕЛЬ

Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург), выдающийся русский живописец и график, монументалист, театральный декоратор, мастер декоративно-прикладного искусства; представитель символизма, выразитель тенденций модерна. Участник Абрамцевского художественного кружка. Сын военного юриста. По желанию отца прошёл обучение на юридическом отделении Санкт-Петербургского университета (1874—80); по окончании его поступил в Петербургскую академию художеств, где учился у П. П. Чистякова (1880...

Просмотров: 803 | Читать далее >>>

Начало ... Предыдущая страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Следующая страница ... Конец

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!