Notice: Undefined offset: 2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/encyclo.php on line 20
Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах - Психологическая энциклопедия - скачать бесплатные электронные книги, рефераты, курсовые, дипломные работы

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/encyclo.php on line 73

Главная / Энциклопедии и справочники

Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах - Психологическая энциклопедия

Поиск:

Натуралистическое наблюдение (naturalistic observation)

Под Н. н. понимается не нарушающее естественный ход событий и не вызывающее ответной реакции изучение организмов в их естественной среде обитания или привычной обстановке в отсутствие манипуляции или целенаправленного воздействия со стороны исследователя. Границы таких исслед. простираются от наблюдений за отдельными индивидами до наблюдений целостных соц. структур и культур. Такие исслед. реализуются в широком разнообразии условий и в широком спектре дисциплин, использующих множество различных ...

Просмотров: 693 | Читать далее >>>

Научение «парному чередованию» (double-alternation learning)

Данная модель научения использовалась для оценки вклада высших психич. процессов в научение. Первые исслед. проводились с лабиринтами. По своему устройству все лабиринты делятся на два осн. вида, пространственные и временные. Большинство лабиринтов являются пространственными, в к-рых животное продвигается от одного места к другому по мере прохождения маршрута со стартовой позиции до целевой камеры. В исслед. Н. «п. ч.» использовались временные лабиринты, к-рые требуют от животного разных реакций...

Просмотров: 923 | Читать далее >>>

Научение грубым моторным навыкам (gross motor skill learning)

Приобретение умения двигаться, иногда называемое моторным научением, яв-сь предметом большого числа эксперим. исслед. Наиболее популярным инструментом таких исслед., безусловно, служит выполнение вращения, или вращательный тест. Наиболее важной переменной, оказывающей влияние на результативность в процессе приобретения умения, яв-ся распределение упражнений (distribution of practice). Как правило, исполнение оказывается гораздо лучшим в условиях разнесенных по времени упражнений, нежели при их к...

Просмотров: 641 | Читать далее >>>

Научение по типу инсайта (insight learning)

Согласно многим традиционными теориям научения, таким как теория Э. Л. Торндайка, научение происходит в результате постепенного процесса, состоящего из проб и ошибок. Альтернативная т. зр., преимущественно развивавшаяся гештальт-психологами, состоит в том, что в некоторых ситуациях животные демонстрируют Н. т. и., предположительно влекущее за собой фундаментальное перцептивное реструктурирование объектов и событий в окружении. Психологи расходятся во мнениях о том, действительно ли Н. т. и. пред...

Просмотров: 803 | Читать далее >>>

Научение убеганию—избеганию (escape—avoidance learning)

Научение избеганию и угашение оборонительного рефлекса, как правило, исследуются на крысах с использованием в качестве аверсивного стимула удара электрическим током. Для изучения активного избегания крысу помещают в клетку, одна часть пола к-рой находится под электрическим напряжением, а другая, по крайней мере на нек-рое время, остается безопасной. Крыса должна переместиться на противоположный конец клетки, чтобы убежать от удара током или избежать его. На то, чтобы отреагировать перед подачей ...

Просмотров: 717 | Читать далее >>>

Научение через подражание (imitative learning)

Подражание обычно признается врожденной склонностью копировать или перенимать что-то от других. Однако наличие названия для всего лишь предполагаемого феномена еще не является доказательством существования самого этого феномена, и вполне возможно, что есть более подходящие объяснения «подражательного» поведения. Подражание проявляется не только в тех шаблонных действиях, к-рые можно наблюдать в детской игре, но тж играет определенную роль в процессе научения. О. X. Маурер предложил подходящее об...

Просмотров: 937 | Читать далее >>>

Научный метод (scientific method)

Психология как наука использует Н. м., который представляет собой набор процедур, предназначенных для установления общих законов посредством оценивания теорий, выдвигающихся для описания, объяснения и предсказания явлений. Н. м. требует эксплицитно сформулированных теорий. Он состоит в выведении гипотез из теорий, систематическом, критическом оценивании гипотез в объективных, контролируемых, эмпирических исслед. и формулировании выводов, доступных для широкого изучения, анализа и воспроизведения...

Просмотров: 734 | Читать далее >>>

Национальная ассоциация образования (National Education Association)

Национальная ассоц. образования (NEA) была осн. в 1857 как Национальная ассоц. учителей, цель к-рой состоит в содействии развитию пед. профессии и продвижении интересов образования в Америке. Будучи созданной по решению Конгресса, она тем не менее является независимой и добровольной орг-цией, чья деятельность не контролируется и не финансируется федеральным правительством. Через свои дочерние ассоциации в штатах NEA представляет интересы около 1,8 млн профессиональных педагогов. На протяжении св...

Просмотров: 612 | Читать далее >>>

Национальная лаборатория тренинга (National Training Laboratory)

Цели Н. л. т., основанной на работах К. Левина и др., первонач. заключались в повышении качества соц. партнерства и оценке новых методов изменения поведения в условиях различных групп. Со временем, однако, участники Н. л. т. заинтересовались тж проблемой индивидуального психол. роста. Концепция лаборатории тренинга предполагает временное существование нек-рого сообщества, к-рое призвано обеспечить своим членам учеб. опыт. Благодаря формальным и неформальным процессам, отдельные участники могут п...

Просмотров: 735 | Читать далее >>>

Национальный колледж профессиональной психологии (National College Of Professional Psychology)

В 1980-х гг. люди, прибегавшие к услугам психологов, начали требовать больше информ. о тех, кто предоставляет эти услуги, их деятельности и самих услугах в сфере психич. здоровья. Потребители и покупатели услуг в сфере психич. здоровья стали обращать внимание на определенность процесса лечения тех или иных психич. расстройств. Страховые компании, правительственные агентства и орг-ции регулируемого психиатрического здравоохранения стали уделять особое внимание оценке умения справляться с такими р...

Просмотров: 681 | Читать далее >>>

Национальный характер (national character)

Н. х. отражает личностные характеристики среднего представителя национальной популяции, к-рыми он отличается от средних представителей др. национальностей. С т. зр. измерения, Н. х. представляет собой различия в оценках личностных черт между выборками различных национальных популяций. Нек-рые исследователи на основе таких различий пытаются составить обобщенную картину того, что они именуют «французским характером», «американским характером» и т. п. В ряде исслед. сравниваются между собой методы ...

Просмотров: 691 | Читать далее >>>

Невербальное поведение (nonverbal behavior)

Н. п. вызывает интерес постольку, поскольку представляет собой неречевую передачу информ. между людьми. Невербальная коммуникация может включать массовую коммуникацию с помощью таких средств, как телевидение, иск-во и различного рода графика. Анализ Н. п. и коммуникации касается зрительного, слухового и тактильного каналов непосредственного взаимодействия между людьми. При большинстве встреч в повседневной жизни используются неск. каналов одновременно, напр. мать в магазине, упрекающая ребенка з...

Просмотров: 691 | Читать далее >>>

Невербальные терапии (nonverbal therapies)

К Н. т. относят такие виды терапии, эффективность к-рых достигается без фокусирования на вербальном обмене между терапевтом и клиентом. Предназначенные для достижения эмоционального облегчения, роста и развития личности, устранения невротических и психотических симптомов, они включают арт-терапию (танцы, рисование, музыка, живопись и скульптура), тренинг с использованием биолог. обратной связи, методики контроля дыхания (йога, дзэн, повторные роды), терапию диетой и мегавитаминами, методики эмоц...

Просмотров: 957 | Читать далее >>>

Невербальные тесты интеллекта (nonverbal intelligence tests)

Н. т. и. — это тесты, составленные из неязыковых заданий, проводимые с минимальным использованием речи или вообще без нее и предположительно измеряющие интеллектуальную способность. Термины и иллюстративные задания Термин «невербальный» тесно связан с др. наименованиями тестов. Тест действия подразумевает наличие заданий на манипулирование объектами, напр., составление кубиков или конструирование объектов из отдельных элементов, в отличие от бланковых тестов (типа «карандаш — бумага»). Неязыковы...

Просмотров: 1050 | Читать далее >>>

Недирективный психоанализ (nondirective psychoanalysis)

Этот психотерапевтический подход представляет собой смесь традиционного психоан. и клиентоцентрированной терапии. Осн. понятия клинической психоан. теории (сопротивление, регрессия, перенос и катарсис) сохраняются, однако психотерапевт занимает недирективную позицию, оставаясь нейтральным и безличным и используя интерпретацию в качестве терапевтического инструмента. Психотерапевт стремится быть неавторитарным, он пытается выразить высокое уважение к индивидуальности и самостоятельности пациента ...

Просмотров: 624 | Читать далее >>>

Недостаточная обучаемость чтению (reading disability)

Н. о. ч. — это состояние, при к-ром «уровень чтения оказывается существенно более низким в сравнении с ожидаемым для данного возраста и интеллекта, а тж несоизмеримым с культурным, лингв. и образовательным опытом уч-ся». В этом определении не содержится указаний на конкретный характер вызывающих ее причин. Алексия означает полную неспособность читать; под ней обычно подразумевают утрату способности к чтению в рез-те повреждения или заболевания головного мозга. Дислексия означает частичное (но, к...

Просмотров: 695 | Читать далее >>>

Недостаточная специфическая обучаемость (learning disabilities)

Если индивидуум не извлекает пользы из традиционной программы обучения и при этом не яв-ся социально неблагополучным, педагогически запущенным, не страдает задержками в интеллектуальном развитии и не обнаруживает заметных симптомов, к-рые бы свидетельствовали о нарушениях нейропсихологического функционирования, то такой индивидуум характеризуется как страдающий Н. с. о. Если индивидуум испытывает в процессе общения трудности либо с восприятием речи, либо с речевой экспрессией и не может читать и...

Просмотров: 665 | Читать далее >>>

Недостаточность питания и поведение человека (malnutrition and human behavior)

Голод и его ужасающие последствия были призраком, пугавшим человечество в течение тысячелетий. Целый ряд нарушений поведения м. б. вызван отклонениями в питании. Существует два осн. типа недостаточности питания: а) общий дефицит потребляемой пищи; б) отсутствие определенных существенно важных ингредиентов питания, таких как аминокислоты, витамины и минералы. Генерализованная алиментарная дистрофия имеет две формы: клиническая (острая) и субклиническая (хроническая). В клинической категории можно...

Просмотров: 625 | Читать далее >>>

Независимая психологическая практика (independent practice)

В то время как психологов обучают применять разнообразные подходы и виды психотерапевтических вмешательств, оценивать интеллект, способности, личность, нейропсихологическое функционирование и супружескую совместимость, организованная или институциональная деятельность зачастую ограничивает профессиональные возможности психолога, обязывая его реализовывать только те элементы, к-рые принимаются его орг-цией. В условиях независимой практики клинические психологи работают совершенно самостоятельно. ...

Просмотров: 644 | Читать далее >>>

Независимые личности (independent personalities)

«Независимость» — понятие, к-рое в психологии трактуется по-разному. В целом быть независимым означает поступать и вести себя, сообразуясь с собственными потребностями, восприятиями или оценками, нежели с требованиями окружения или мнениями др. людей. Задача идентификации случаев независимого поведения не вызывает особых затруднений, трудности возникают при попытке дать им систематическое объяснение. Н. л. может рассматриваться в аспекте мотивации либо способа саморегуляции. В первом случае можн...

Просмотров: 723 | Читать далее >>>

Незаконченные предложения (incomplete sentences)

Метод Н. п. — это метод психол. оценки. Традиционно, первое слово или первые слова, предъявляемые проводящим обследование, наз. «основами». Примерами основ могут служить: Мне нравится...; Что меня раздражает...; Я хочу...; Большинство девушек... Данный метод применяется с различными специфическими целями, напр. для изучения личности, оценки аттитюдов, предсказания достижений и идентификации различий между группами. Вероятно, наиболее заметную роль метод Н. п. сыграл в клинической оценке. В этом ...

Просмотров: 650 | Читать далее >>>

Незаметные измерения (unobtrusive measures)

Н. и. обычно относятся к зависимым переменным в исслед., к-рые не затрагивают реакционную способность испытуемого: т. е. Н. и. не изменяют реакции испытуемого, поскольку он обычно не сознает таких измерений. Интерес к Н. и. возник после опубликования в 1960-х гг. исслед., в к-рых была продемонстрирована широкая распространенность эксперим. артефактов, таких как эффект ожидания экспериментатора, боязнь оценки, эффект добровольного участия в исслед. и эффект соц. желательности (хорошего испытуемог...

Просмотров: 718 | Читать далее >>>

Незрелая личность (immature personality)

Н. л. — это родовой термин, охватывающий ряд связанных, но различимых между собой черт личности. Главное его значение связано с понятием психол. зрелости. Психол. созревание можно охарактеризовать как достижение стадии интеллектуального и эмоционального равновесия, на к-рой индивидуум может совладать с неизбежными разочарованиями и конфликтами, проявляя при этом минимум инфантильного поведения и восприятия. Т. о., для Н. л. свойственно отсутствие эмоционального равновесия, при к-ром даже незначи...

Просмотров: 768 | Читать далее >>>

Нейролингвистика (neurolinguistics)

Определяемая широко, Н. — это учение о языке и мозге. Формальная теория психолингв. развивается во взаимодействии трех научных областей: неврологии, психологии и лингвистики. Ларненделла настаивал на одновременной интеграции в формальной теории языка и мозга трех различных перспектив: открытого речевого и языкового поведения, скрытой нейроанатомии и нейрофизиологии и функциональной орг-ции речевой и языковой систем как возможной реальности. Он подчеркивал необходимость включения в состав нейроли...

Просмотров: 1077 | Читать далее >>>

Нейромедиаторы (neurotransmitters)

Типичный нейрон состоит из клеточного тела, дендритов и аксона. Аксон заканчивается разветвлением более мелких терминальных волокон, образующих т. н. пресинаптические, или концевые бляшки. Концевые бляшки обеспечивают функциональный контакт с др. нейронами, а место осуществления этого функционального контакта наз. синапсом. Синапс представляет собой узкую щель, и передача нервного импульса через синапс почти всегда происходит хим. путем, с помощью веществ, наз. Н. (или нейротрансмиттерами). Н. в...

Просмотров: 1559 | Читать далее >>>


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/area7.ru/docs/encyclo.php on line 157
Начало ... Предыдущая страница 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Следующая страница ... Конец

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/encyclo.php on line 191