Notice: Undefined offset: 2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/encyclo.php on line 20
Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах - Психологическая энциклопедия - скачать бесплатные электронные книги, рефераты, курсовые, дипломные работы

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/encyclo.php on line 73

Главная / Энциклопедии и справочники

Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах - Психологическая энциклопедия

Поиск:

Меры читаемости (reading measures)

Что-либо читаемое людьми может определяться как доходчивое, легкое, доставляющее удовольствие и/или интересное. Оценка читаемости текстов является сложной проблемой. Хотя большинство исследователей признают необходимость в количественных М. ч., они расходятся в том, что кладется в основу таких мер. Широко используемые меры включают формулу читаемости Дейла—Челла (Dale—Chall Readability Formula), формулы Флеша, формулу Фарра—Дженкинса—Паттерсона (Farr-Jenkins-Patterson Formula), формулу читаемост...

Просмотров: 684 | Читать далее >>>

Мета-анализ (metaanalysis)

М. представляет собой попытку объединения, используя различные статистические методы, данных из разных исслед., посвященных изучению одного и того же вопроса. Он предусматривает количественную оценку степени согласованности или расхождения результатов, полученных в разных исслед. Как отметил Гласе: «Мета-анализ относится к... статистическому анализу большой совокупности результатов анализа данных из отдельных исследований в целях объединения этих данных. Он ассоциируется со строгой альтернативой...

Просмотров: 869 | Читать далее >>>

Метапсихология (metapsychology)

В буквальном смысле слова термин М. означает то, что находится «за» психологией или «позади» нее, так же как термин «метафизика» означает то, что находится «за» физикой или «позади» нее. Эти два значения связаны между собой, но не идентичны. То, что находится «за» психологией, обычно относится к сфере систематизации или теорет. рассмотрения вопросов и проблем, к-рые, строго говоря, не принадлежат к области психологии, но релевантны ей. Обычно это проблемы и вопросы общетеоретического или филос. ...

Просмотров: 702 | Читать далее >>>

Метод антиципации (anticipation method)

М. а. в вербальном научении — это распространенный способ предъявления стимульного материала в задачах на парные ассоц. и заучивание рядов. При использовании М. а. в задачах на парные ассоц. испытуемым говорится, что они должны реагировать определенным образом всякий раз, когда предъявляется стимул. Несколько секунд спустя этот стимул и соответствующая ему реакция предъявляются совместно. Т. о. испытуемые чередуют антиципирующие реакции и получаемую обратную связь. Эти пары «стимул—реакция» пред...

Просмотров: 706 | Читать далее >>>

Метод критических случаев (critical incident technique)

М. к. с., относящийся к категории методов профессиографического анализа деятельности, был впервые описан Дж. Фланаганом в 1954 г. Этот метод связан со сбором сотен описаний эпизодов эффективных и неэффективных трудовых действий, которые реально наблюдали в своей трудовой деятельности опытные специалисты, руководители и другие работники. Эти эпизоды, названные «критическими случаями», должны представлять собой специфические действия, к-рые иллюстрируют успех или неудачу в одной из сторон анализир...

Просмотров: 1381 | Читать далее >>>

Метод Монтессори (Montessory method)

На пороге XX в. в Европе приобрел распространение новый и революционный метод обучения — М. М. — основанный на оригинальных идеях Марии Монтессори, первой женщины-врача в Италии. Ее страсть к преподаванию обнаружилась, когда она в своей школе начала обучать детей с задержками умственного развития, а позднее — трудных детей. Она считала основной проблемой образования необходимость в установлении новых и лучших взаимоотношений между детьми и взрослыми на протяжении различных стадий детского развит...

Просмотров: 1962 | Читать далее >>>

Методика вынужденного выбора (forced-choice testing)

Тестирование с применением М. в. в. требует сравнительных, в противоположность абсолютным, оценок пунктов. М. в. в. обычно применяется в самооценочных инструментах, таких как инвентари интересов или оценочные (рейтинговые) шкалы. Чел., отвечающему на пункты таких опросников, предъявляются пары, тройки или, максимум, 5—6 типичных черт, действий или других характеристик, связанных с измеряемым качеством и уравненных по своей желательности/нежелательности. Респондент должен проранжировать их, указа...

Просмотров: 733 | Читать далее >>>

Методика наводнения (flooding)

М. н. (фладинг) относится к группе методов поведенческой терапии и используется преимущественно для снятия страхов и фобий. Самую общую характеристику применения М. н. дают в своей статье Маршалл, Готье и Гордон: «Фладинг — это родовой термин для обозначения процедур, имеющих своей целью угашение классов дезадаптивных реакций на аверсивные раздражители за продолжительные периоды времени при отсутствии реальных физически травмирующих последствий». Как следует из этого определения, М. н. имеет два...

Просмотров: 639 | Читать далее >>>

Методика репертуарных решеток (repertory grid technique)

Все формы репертуарной решетки яв-ся производными от Репертуарного теста ролевых конструктов Дж. Келли (Role Construct Repertory Grid Test). Впервые данный тест был описан в его двухтомном труде, где он сформулировал основные принципы теории личных конструктов. М. р. р. сыграла существенную роль в развитии теории Дж. Келли с самого начала ее использования, выступая и как методика клинической оценки, и как исследовательский инструмент. По сути дела, М. р. р. представляет собой метод количественно...

Просмотров: 803 | Читать далее >>>

Методика Роршаха (Rorchach technique)

Эта методика приобрела известность после публикации в 1921 г. «Психодиагностики» (Psychodiagnostik) Германа Роршаха. Он рассматривал психич. расстройства как (овладевающие человеком) болезненные сущности (disease entities) и любил говорить о таких способностях организма, как воля, эмоции, интеллект и воображение. Роршах сначала был юнгианским аналитиком и, экспериментируя с чернильными пятнами, он пытался разраб. средства предсказания того, будут ли пациенты интроверсивными или экстратенсивными....

Просмотров: 706 | Читать далее >>>

Методика чернильных пятен Хольцмана (Holtzman inkblot technique)

Данная методика (HIT) была разработана Уэйном Хольцманом и др. в 1961 г. с целью преодоления психометрических недостатков Теста чернильных пятен Роршаха. Ее отличительные особенности состоят в следующем. — Тестовый материал. Был разработан новый набор чернильных пятен, в результате чего их общее количество увеличилось до 45 по сравнению с 10 у Роршаха. Сконструирован тж параллельный набор. Эти параллельные формы дают высокий коэффициент надежности эквивалентных форм. — Процедура. Задача тестируе...

Просмотров: 686 | Читать далее >>>

Методики психотерапии (psychotherapy techniques)

Ниже приводятся конкретные примеры методик, используемых психотерапевтами для изменения поведения, когниций и эмоционального состояния клиентов. Разговор — фокусирование на интеллекте Свободные ассоциации. Психотерапевт в свободной от оценочных суждений атмосфере выслушивает сообщения клиента о его психич. образах в том порядке, в каком он предпочитает высказываться. Интерпретации используются позднее. Клиенту предлагается отреагировать словами на слова, подобранные и предъявляемые в определенно...

Просмотров: 705 | Читать далее >>>

Методология (научных) исследований (research methodology)

Методология планирования исслед. в психологии вытекает из принципов методологии исслед. в естественных науках, сформулированных Джоном Стюартом Миллем в методе различия. Он гласит, если за А всегда следует а, и за не-А всегда следует не-а, тогда А определенно является причиной а. В психологии этот базовый принцип дополняется целым рядом специфических соображений. Большинство психол. переменных яв-ся абстрактными и зачастую не имеют непосредственных референтов в биолог. или физ. мире. Сам акт наб...

Просмотров: 848 | Читать далее >>>

Методы многомерного анализа (multivariate analysis methods)

Многомерность свойственна психол. данным по природе, поскольку они чаще всего состоят по крайней мере из неск. наблюдений за поведением одного человека или группы лиц. М. м. а. и были созданы для совместной обработки таких данных, напр. для их исслед. с целью обнаружения присущих им базисных характеристик либо, в случае дедуктивного подхода, для проверки или оценки априорных гипотез в отношении этих данных. В своих лучших образцах многомерный анализ представляет собой обобщение одномерного анали...

Просмотров: 686 | Читать далее >>>

Методы тестирования (testing methods)

Психол. тесты разраб. для столь широкого разнообразия целей, что сами М. т. значительно варьируют от теста к тесту. Существует множество континуумов, по к-рым можно классифицировать отдельные тесты. С т. зр. содержания тест может измерять максимальное выполнение или типичное выполнение, выявлять лучший уровень, к-рого может достичь обследуемый, либо типичный уровень его выполнения. Тесты на максимальное выполнение (maximum performance tests) предполагают правильные и неправильные ответы; тесты н...

Просмотров: 732 | Читать далее >>>

Методы эмпирического исследования (empirical research methods)

Слово «эмпирический» буквально означает «то, что воспринимается органами чувств». Когда это прилагательное употребляется по отношению к методам научного исслед., оно служит для обозначения методик и методов, связанных с сенсорным (чувственным) опытом. Поэтому говорят, что эмпирические методы основываются на т. н. «твердых (неопровержимых) данных» («hard data»). Кроме того, эмпирическое исслед. твердо придерживается научного метода в противоположность др. исследовательским методологиям, таким как...

Просмотров: 727 | Читать далее >>>

Механизмы групповой психотерапии (mechanisms of group psychotherapy)

Термин «механизмы», в том смысле, в каком он употребляется здесь, относится к процессам, делающим групповую психотер. действенной. Корсини и Розенберг проанализировали св. 300 публикаций и обнаружили, что в них упоминается 166 механизмов, таких, как «дружественное окружение», «симпатия», «наблюдение за поведением других», «высвобождение эмоций» и т. п. Использование факторного анализа для обнаружения общих черт в этих специфических механизмах выявило 3 главных фактора в сфере эмоций, один в когн...

Просмотров: 690 | Читать далее >>>

Механистическая теория (mechanistic theory)

Механистической наз. такую психол. теорию, к-рая уподобляет всех животных, включ. человека, машинам и исходит из того, что хоть живые существа и могут быть сложными, тем не менее они — машины, и для объяснения их поведения не требуются никакие дополнительные соображения. М. т. нередко связывают с детерминизмом и материализмом, но ее не следует с ними путать. Сторонник М. т., отказывающий живым существам в праве на душу или разум, всегда материалист, но не всякий материалист является приверженцем...

Просмотров: 657 | Читать далее >>>

Механическое заучивание (rote learning)

Под М. з. понимается изменение поведения, происходящее в результате образования произвольных, дословных (verbatim) ассоциаций между стимулом и реакцией. Д. Осубель и др. предполагают, что все задачи на заучивание можно концептуализировать на континууме «механическое—осмысленное». Осубель полагает далее, что в школе осн. часть заучиваемого материала должна рассматриваться как осмысленная и преподноситься учащимся т. о., чтобы им легче было понять его смысл и значимость. Механически заученный мате...

Просмотров: 662 | Читать далее >>>

Микродиагностика (microdiagnosis)

М. представляет собой усовершенствование и углубление диагностического процесса в клинической психологии и родственных психол. дисциплинах. М. — это процесс оценки, к-рый позволяет более эффективно оценивать последствия как в аспекте промежуточных процессов (или маршрутов), приводящих к таким последствиям (результирующему поведению или тестовой оценке), так и в плане возможностей изменения или улучшения данного поведения. Клинические психологи, наряду с другими, уже давно осознали, что тестовые ...

Просмотров: 835 | Читать далее >>>

Микротренинг (microtraining)

М. — это специализированная технология обучения, связанная с подготовкой индивидуумов к реализации сложных форм поведения. К таким формам поведения относятся преподавание, консультирование, пожарное дело, методы продаж и различные виды спорта, такие как лыжи и гольф. Эта технология была разраб. как метод подготовки учителей и, пожалуй, наибольшей популярностью пользуется при подготовке консультантов и интервьюеров. Первый шаг при создании микротренинговой программы состоит в разложении сложного ...

Просмотров: 696 | Читать далее >>>

Минимальная мозговая дисфункция (вмешательство) (minimal brain dysfunction (intervention))

Лонгитюдные и катамнестические исследования молодых взрослых, у которых в детстве была диагностирована ММД (недостаточная обучаемость или дислексия), свидетельствуют о том, что, хотя некоторые из ранних проявлений нейрофизиологического дефицита могут исчезнуть, адаптационные и психологические проблемы сохраняются и по выходе из детского возраста. Эти люди часто демонстрируют незрелость эго, чувство несостоятельности и плохие трудовые, учебные и социальные навыки. Они окружены мириадами негативны...

Просмотров: 620 | Читать далее >>>

Минимальная мозговая дисфункция (диагноз) (minimal brain dysfunction (diagnosis))

Синдром ММД был впервые определен С. Клементсом, описавшим большую группу детей с выраженными нарушениями поведения и школьных навыков, для к-рых обычные методы вмешательства оказывались неэффективными. Катамнестические исслед. показывают, что этот синдром не ограничивается детством. Такие дефициты, как компенсаторная личностная проблематика и недостаточная обучаемость, сохраняются на протяжении отрочества-юности и взрослости. Клементе определил состав синдрома ММД следующим образом: близкий к с...

Просмотров: 819 | Читать далее >>>

Миннесотский многофазный личностный опросник (minnesota multiphasic personality inventory)

MMPI (после новой редакции 1989 г. — MMPI-2) на сегодня является наиболее широко используемым бланковым личностным тестом среди неск. сотен методик оценки личности. Хатуэй и Мак-Кинли намеревались создать объективный диагностический инструмент для всеобъемлющей оценки психиатрических пациентов. Из огромного множества утвердительных формулировок в стиле самоописаний личности Хатуэй и Мак-Кинли отобрали в качестве пунктов своего опросника 504 утверждения, на к-рые испытуемого просили отвечать «вер...

Просмотров: 864 | Читать далее >>>

Миф о психической болезни (myth of mental illness)

Оригинальное заявление Томаса Заца, что психич. болезнь — это миф, имело целью бросить вызов исходной предпосылке о том, что психич. болезнь «существует» и «в принципе не отличается от любой др. болезни». Т. к. идея психич. болезни является фундаментальной не только для психиатрии и профессий охраны психич. здоровья, но и для совр. мышления, заявление о том, что психич. болезни не существуют, подрывает саму основу психиатрической диагностики и лечения. Представление о том, что психич. болезнь — ...

Просмотров: 706 | Читать далее >>>


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/area7.ru/docs/encyclo.php on line 157
Начало ... Предыдущая страница 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Следующая страница ... Конец

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/encyclo.php on line 191