Notice: Undefined offset: 2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/encyclo.php on line 20
Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах - Психологическая энциклопедия - скачать бесплатные электронные книги, рефераты, курсовые, дипломные работы

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/encyclo.php on line 73

Главная / Энциклопедии и справочники

Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах - Психологическая энциклопедия

Поиск:

Классическое обусловливание (classical conditioning)

К. о. называют тж обусловленной реакцией, обусловленным рефлексом, условной реакцией и условным рефлексом. И. П. Павлов был первым, кто широко исследовал его особенности. Огромная работа, проведенная в лаборатории Павлова, показала, что обусловливание характеризуется мн. неожиданными свойствами, к-рые привели к разраб. общей теории условных рефлексов и в конечном итоге — к применению принципов обусловливания для объяснения поведения в целом. Обусловливание как форма научения представляет собой с...

Просмотров: 905 | Читать далее >>>

Классная динамика (classroom dynamics)

К. д. охватывает широкую область групповых процессов и взаимодействий «учитель—ученик», влияющих на характер и степень научения учеников. Специфические компоненты динамики включают такие факторы, как способы коммуникации учеников друг с другом, их взаимные ожидания, степень взаимной привлекательности и уважения друг к другу и принципы объединения в группы. Эти компоненты влияют на такие рез-ты научения, как учебные достижения, аттитюды, Я-концепция и формирование соц. перспективы. Коммуникация Х...

Просмотров: 723 | Читать далее >>>

Кластерный анализ (clucter analysis)

К. а. — это общий термин для целого ряда методов, используемых для группировки объектов, событий или индивидов в классы (кластеры) на основе сходства их характерных признаков. Несмотря на отсутствие единого определения кластера, во всех его определениях особо подчеркиваются такие условия, как сходство, однородность и близость. Если воспользоваться специальной терминологией, то кластеры можно определить как однородные подгруппы, формируемые методом, к-рый минимизирует дисперсию внутри групп (клас...

Просмотров: 685 | Читать далее >>>

Клиентоцентрированная терапия (client-centered therapy)

К. т. — один из важнейших подходов в консультировании и психотер. Принципы К. т. были сформулированы Карлом Роджерсом в 1940 г., гл. обр. на основе опыта его работы в 1930-е гг. в качестве директора детского психокоррекционного центра в Рочестере (штат Нью-Йорк). Центральная гипотеза. Этот метод помощи людям основан на убеждении в том, что, при условии оптимального психол. климата, каждый чел. располагает огромными внутренними ресурсами для понимания себя, изменения своих представлений о себе и ...

Просмотров: 778 | Читать далее >>>

Климат и личность (climate and personality)

Рассуждения о погоде и ее влиянии на чел. были очень популярны во все времена начиная с античности. Еще Гиппократ и Аристотель выдвинули предположение о существовании связи между принадлежностью чел. к определенному типу и окружением, в к-ром он живет. Эти античные ученые, как и их позднейшие последователи, полагали, что климат оказывает «детерминистическое» влияние на чел. и его деятельность. Сторонники «климатического детерминизма» утверждают, что различные аспекты погоды оказывают влияние на ...

Просмотров: 742 | Читать далее >>>

Клиники детской психокоррекции (child guidance clinics)

Первые К. д. п. были созданы в начале 1920-х гг. Национальной комиссией по психич. гигиене. Возникновение К. д. п. связано с основанным Клиффордом Бирсом в 1909 г. Движением психич. гигиены (Mental Hygiene Movement), главной целью которого было обеспечение широкого психиатрического обслуживания населения, поскольку ранее оно было доступно лишь зажиточным его слоям. Новой чертой этих первых К. д. п. было использование междисциплинарной бригады профессионалов (психиатров, психологов и соц. работни...

Просмотров: 692 | Читать далее >>>

Клиническая оценка (clinical assessment)

К. о. — это процесс, в результате к-рого клиницисты приобретают знания, необходимые для принятия обоснованных решений относительно пациента. Тип информ., получаемой в этом процессе, зависит от подхода эксперта и используемых инструментов. Целью обычно является описание и прогноз для планирования, проведения и оценивания терапевтических вмешательств и прогнозирования последующего поведения. К. о. может применяться для получения знаний о функционировании какой-то одной сферы (напр., когнитивных пр...

Просмотров: 688 | Читать далее >>>

Клиническая психология: подготовка специалистов через аспирантуру (clinical psychology graduate training)

До 40-х гг. официальная, систематическая подготовка специалистов в области клинической психологии в США не проводилась; стимул к развитию программ их подготовки появился после Второй мировой войны, когда очевидной стала потребность в большом количестве клинических психологов. Хотя термин «клиническая психология», по-видимому, был впервые введен Лайтнером Уитмером в 1896 г., в течение неск. десятилетий не существовало определенной области исслед. и подготовки, по отношению к к-рой можно было бы п...

Просмотров: 834 | Читать далее >>>

Клинический прогноз в сравнении со статистическим (clinical versus statistical prediction)

Традиционная модель клинической терапии включает в себя терапевта в роли диагноста. В соответствии с распространенным представлением в процессе оценки терапевт должен опираться не только на рез-ты различного рода стандартизованных тестов, но и на информ. о клиенте, собираемую им в ходе непосредственного контакта, которая предположительно увеличивает возможности более детализированной и точной оценки клиента и его последующего поведения. Эта т. зр. была поставлена под сомнение психометристами. По...

Просмотров: 718 | Читать далее >>>

Клиническое суждение (clinical judgment)

Изучение К. с. можно подразделить на две различные области. Первую образуют исслед., в основе к-рых лежит предположение о том, что суждения клинициста отличаются низкой надежностью и обоснованностью. Мил пришел к выводу, что актуарная формула, объединяющая данные о неком индивидууме, будет столь же хорошо или даже лучше предсказывать исход, нежели опытный клиницист. Поскольку вводимые в формулу и предоставляемые эксперту данные совершенно одинаковы, вывод о том, что формула не может проиграть со...

Просмотров: 725 | Читать далее >>>

Ковариационный анализ (analysis of covariance)

К. а. — тесно связанный с дисперсионным анализом статистический метод, в к-ром зависимая переменная статистически корректируется на основе связанной с ней дополнительной информ., с тем чтобы устранить вносимую извне изменчивость и т. о. повысить эффективность анализа. В качестве примера рассмотрим эксперим. план, в к-ром сравниваются 3 различные методики обучения арифметике. Ученики случайно распределяются по разным условиям обучения, а зависимой переменной яв-ся оценка по стандартизованному тес...

Просмотров: 747 | Читать далее >>>

Когнитивная психофизиология (cognitive psychophysiology)

К. п. — это междисциплинарная, возникшая благодаря частичному перекрытию психологии и физиологии, область исслед., в к-рой предпринимаются попытки разрешить классическую проблему «разумной души» (mind), делая ставку на использование совр. электронной техники. Исходное допущение состоит в том, что ментальные (психич.) процессы порождаются в процессе взаимодействия выборочных телесных (физ.) систем и что их можно непосредственно исследовать с помощью достаточно чувствительного оборудования. К этим...

Просмотров: 822 | Читать далее >>>

Когнитивная сложность (cognitive complexity)

К. с. первоначально определялась Джеймсом Бьери как «тенденция истолковывать соц. поведение в многоаспектной (многомерной) манере». Его операциональное определение этого понятия основано на Тесте репертуарных решеток ролевых конструктов Джорджа Келли (Role Construct Repertory Grid Test), в к-ром испытуемые последовательно классифицируют своих знакомых на основе различных биполярных измерений, или «конструктов», вводимых по ходу оценки ими самими, напр. общительный/замкнутый. Индекс К. с. Бьери о...

Просмотров: 670 | Читать далее >>>

Когнитивно-поведенческая терапия (cognitive behavior therapy)

К.-п. т. — это подход, предназначенный для изменения умственных образов, мыслей и мыслительных паттернов с тем, чтобы помочь больным в преодолении эмоциональных и поведенческих проблем. Он основан на теории, согласно к-рой поведение и эмоции отчасти обусловлены когнициями и когнитивными процессами, изменять к-рые можно научиться. Традиционные методы психотер. всегда признавали важную роль когниций в поведении и эмоциях; однако К.-п. т. отличается от прежних инсайт-ориентированных подходов тем, ч...

Просмотров: 1241 | Читать далее >>>

Когнитивные карты (cognitive maps)

К. к. отображает относительное расположение точек в пространстве, позволяя тем самым животному ориентироваться в направлении точки, не имеющей явных отличительных признаков. Существованием этого термина мы обязаны Толмену, к-рый использовал его для объяснения эффектов научения при прохождении крысами лабиринта. Выдвинутая Толменом гипотеза К. к. получила предварительное подтверждение в его лабораторных исслед., когда были обнаружены резкое снижение совершаемых крысой ошибок при введении пищевого...

Просмотров: 695 | Читать далее >>>

Когнитивные стили учения (cognitive learning styles)

Поскольку К. с. является конструктом, репрезентирующим область наблюдаемого поведения, имеют место несоответствия в выборе конкретных образцов поведения, к-рые независимые исследователи включают в исслед. К. с. и его описание. Этими исследователями были разработаны измерительные инструменты, выявляющие специфическое поведение с целью анализа К. с. индивидуума. Следует проводить четкое различие между К. с. и способностью или достижением. Зачастую их рассматривают как сходные понятия или по крайне...

Просмотров: 691 | Читать далее >>>

Когнитивные теории эмоций (cognitive theories of emotion)

Теории эмоций пытаются объяснить, как вызывается эмоция, какие она производит физиолог. изменения и чем одна эмоция отличается от др. Ответ на первый вопрос отличает когнитивные теории от др. теорий эмоций. Теоретики всех направлений обычно сходятся в том, что гнев, страх или обе эти эмоции вызываются (возбуждаются) в тех случаях, когда ситуация интерпретируется как раздражающая и/ или опасная. Многие твердо убеждены, что такое возбуждение программируется в НС на протяжении эволюционной предысто...

Просмотров: 720 | Читать далее >>>

Когнитивные терапии (cognitive therapies)

К. т. — группа слабосвязанных между собой подходов, придающих особое значение когнитивным процессам как детерминантам поведения. Они базируются на утверждении, что поведение и эмоции являются гл. обр. следствием оценки индивидуумом ситуации, и поскольку на эту оценку влияют представления, предположения, образы и внутренний диалог, все эти когниции (т. е. когнитивные процессы и их продукты) становятся мишенями терапии. Хотя эти терапии различаются конкретными методиками, у них имеются общие предп...

Просмотров: 614 | Читать далее >>>

Когнитивные (познавательные) способности (cognitive abilities)

К. с. могут рассматриваться и как свойства, присущие всем людям как биолог. виду, напр. способность к овладению родным языком, и как свойства, варьирующие от индивидуума к индивидууму или от одной группы лиц к др., напр. вербальная или мыслительная способность. Подавляющее большинство исслед. К. с. посвящено их изучению с т. зр. индивидуальных различий, поскольку между людьми наблюдаются различия даже в тех способностях, к-рые характерны для них как вида. Тесты когнитивных способностей Дж. Кэтте...

Просмотров: 799 | Читать далее >>>

Когнитивный диссонанс (cognitive dissonance)

Теория К. д. была выдвинута Леоном Фестингером и изложена в его книге «Теория когнитивного диссонанса» (A theory of cognitive dissonance). Фестингер основывает эту теорию на предположении о том, что чел. мотивирован поддерживать согласованность или консонанс между парами релевантных когниций, где под когницией понимается любое знание или представление субъекта о себе, своем поведении или окружении. Когниций X и Y находятся в отношениях диссонанса, «если не-Х следует из Y»; предполагается, что та...

Просмотров: 859 | Читать далее >>>

Когортные различия (cohort differences)

Термин «когорта» служит для обозначения любой группы или совокупности людей, к-рую объединяет некое значимое событие, происходящее в их жизни в определенный временной период. Событие, используемое для выделения когорты, может широко варьировать, изменясь от даты рождения до таких специфических событий, как поступление в вуз, уход на пенсию или вступление в брак. Временные границы, используемые для определения различных когорт, выбираются произвольно; период времени, в рамках к-рого происходит ва...

Просмотров: 1283 | Читать далее >>>

Кодирование (coding)

К. — термин, используемый во многих предметных областях психологии для характеристики определенных аспектов раздражителей и реакций. В области изучения ощущений говорят о вспомогательных сенсорных структурах, накапливающих физ. энергию средовых воздействий и тем самым формирующих наилучший «проксимальный» стимул для рецепторов органов чувств. Когда накапливается достаточное количество физ. энергии, следующий шаг — преобразование энергии физ. стимула в нервный импульс, после чего происходит К. в ...

Просмотров: 679 | Читать далее >>>

Кожные ощущения (cutaneous senses)

К. о. составляют аспекты того, что часто называют чувством осязания. Как показывают исслед., существует четыре различных вида К. о.: ощущения давления (прикосновения), боли, тепла и холода. Считается, что др. виды кожной чувствительности, напр. зуд и щекотание, представляют собой вариации этих четырех осн. (или «первичных») К. о. Кожные рецепторы располагаются во внутреннем слое кожи и распределены по поверхности тела неравномерно. Нервные пути, идущие к мозгу от кожных рецепторов, организованы ...

Просмотров: 663 | Читать далее >>>

Колдовство (witchcraft)

К. наз. предполагаемое зловредное воздействие одного чел. на другого при помощи магических средств. Антропологи иногда отличают К. от магии или волшебства; волшебство подразумевает сознательно практикуемую деятельность, тогда как К. является простым использованием — не обязательно сознательным — сверхъестественной силы. В западноевропейской традиции К. обычно включает в себя оба этих понятия. Попытки заниматься К. могут рассматриваться как форма агрессивного поведения, способного (при наличии зн...

Просмотров: 698 | Читать далее >>>

Колумбийская шкала умственной зрелости (columbia mental maturity scale)

К. ш. у. з. (CMMS), разработанная в Колумбийском ун-те, предназначена для детей в возрасте от 3,5 до 10 лет и состоит из 92 заданий, напечатанных на карточках размером 6 x 9 дюймов. Каждое задание измеряет умения классифицировать рисунки и геометрические фигуры. Ответы на задания представлены в форме множественного выбора: ребенка просят указать на картинку или геометрическую фигуру, которая не подходит к другим, изображенным на данной карточке. Задания сгруппированы в 8 перекрывающихся уровней,...

Просмотров: 798 | Читать далее >>>


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/area7.ru/docs/encyclo.php on line 157
Начало ... Предыдущая страница 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Следующая страница ... Конец

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/encyclo.php on line 191