Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Поэтика А.Блока – поэтика тайны. Стихи о Прекрасной Даме
Автор(ы): Якименко Галина Михайловна, Учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Особенности класса: индивидуальное надомное обучение. Тип урока: ознакомление с новым материалом. Проблема и обоснование использования ИКТ: в настоящее время ученики, в большинстве своем, не проявляют интереса к поэзии, часто не понимают смысла того или иного поэтического произведения. Использование ИКТ на данном уроке направлено на создание зрительно воспринимаемого образа лирической героини цикла “Стихи о Прекрасной Даме”, на формирование интереса к поэзии. Цели урока: - показать особенности поэтики первой книги А.Блока (ANTE LUCEM, “Стихи о Прекрасной Даме”);
- уточнить представление о символизме;
- формировать интерес к художественному слову.
Оборудование урока: схема урока <приложение1>, презентация к уроку <приложение2>, компьютер. Методические приемы: - лекция с элементами беседы;
- комментированное выразительное чтение учеником.
Ход урока I. Организационный момент: сообщение темы и целей урока. II. Опрос-уточнение: - символизм (старшие символисты, младшие символисты – основные принципы:сходства и отличия). III. Слово учителя Раздел первой книги А. Блока ANTE LUCEM является прологом цикла “Стихи о Прекрасной Даме”.“Ante lucem” – то есть “до света” – так Блок иносказательно называл момент перед встречей с Л.Д.Менделеевой. Цикл “Стихи о Прекрасной Даме” был вдохновлен Любовью Дмитриевной Менделеевой, дочерью знаменитого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева. Стихи, составившие ядро первой книги лирики А.Блока, написаны в пору самой горячей и нежной влюбленности поэта. В дневнике 1919 года Блок написал: “…когда я носил в себе великое пламя любви”. Эта книга – истинное начало, исток всего творчества А.Блока. В марте 1908 года поэт писал: “Стихи о Прекрасной Даме” – ранняя утренняя заря, те сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь. Одиночество, мгла, тишина – закрытая книга бытия, которая пленяет недоступностью…. Там все будущее – за семью печатями. В утренней мгле сквозит уже чародейный, Единый Лик, который посещал в видениях над полями и городами….”. Книга написана в одиночестве. В ней деревенское преобладает над городским. Это повесть о том, как молодой человек из своей возлюбленной создал образ Лучезарной Девы, а весь окружающий ее деревенский пейзаж преобразил в неземные селения. Тема всей книги – “Вечно женственное, несомненное”. В ранних стихотворениях А.Блока часто встречаются такие слова: “Кто-то ходит…кто-то плачет”, ………………………………………. “Кто-то зовет…кто-то бежит”, ……………………………………… “Кто-то крикнул…кто-то бьется”. Кто-то, а кто, неизвестно. Будто приснилось во сне. Вместо точных подлежащих – туманные. А если и сказано кто, то невнятно: “Белый смотрит в морозную даль”, ………………………………………. “Прискакала дикой степью На вспененном скакуне”. Прискакала, а кто, неизвестно. Подлежащего не было. Поэт мыслил одними сказуемыми, которые, чаще всего, стояли в начале стихотворения: “Блеснуло в глазах. Метнулось в мечте. Прильнуло к дрожащему сердцу”. А что блеснуло, метнулось, прильнуло – это оставалось несказанным. Такие бесподлежащные строки отлично затуманивали речь. А мы знаем, что один из главных принципов поэтов-символистов – недосказанность, тайна намека. Такой прием придавал повествованию дремотную смутность”. Таким сбивчивым и расплывчатым языком поэт повествовал о той тайне, которая долгие годы была его единственной темой. Этот язык как бы создан для тайн. Недаром само слово “таинственный” играет такую огромную роль в ранних стихотворениях А.Блока. Он прилагал это слово ко многим предметам и окрашивал им свои ранние стихи. Релаксация (обращение к ученику): - Закрой глаза, нарисуй в своем воображении образ Прекрасной Дамы на основе впечатлений от самостоятельно прочитанных стихотворений из цикла “Стихи о Прекрасной Даме”. Продолжение лекции. Таинственный сумрак, таинственный мол, таинственное дело – всюду у него были тайны и таинства. И тайной для него была та Таинственная, которой он посвятил свою первую книгу стихов. эту Таинственную он величает: (комментированное, выразительное чтение учеником) Мадонной: “Она молода и прекрасна была И чистой мадонной осталась, Как зеркало речки спокойной, светла. Как сердце мое разрывалось!..” “Она молода и прекрасна была...” - Вечно Юной: “То Вечно-Юная прошла В неозаренные туманы”. “То отголосок юных дней…” - Язычницей младой: Мне непонятно счастье рая Грядущий мрак, могильный мир…, Назад! Язычница младая Зовет на дружественный пир!” “Измучен бурей вдохновенья..” - Девой, Зарей, Купиной “Белая ты, в глубинах несмутима, В жизни строга и гневна. Тайно тревожна и тайно любима Дева, Заря, Купина”. “Странных и новых ищу на страницах…” - Милым другом, Красотой: “Милый друг! Ты юною душою Так чиста! Спи пока! Душа моя с тобою, Красота!” “Милый друг! Ты юною душою…” - Виденьем и Спасеньем: “Торжественно звучит на небе звездный хор. Меня клянут людские поколенья, Я для Тебя в горах зажег костер, Но ты – виденье. Ищу спасенья. ……………………… Я ждал Тебя. Я дух к тебе простер, В Тебе – спасенье!” “Ищу спасенья…” - Царевной: “Терем высок и заря замерла. Красная тайна у входа легла. Кто поджигал на заре терема, Что вдохновляла Царевна Сама?” “Отдых напрасен, дорога трудна…” - Подругой желанной: “Встану я в утро туманное. Солнце ударит в лиц Ты ли, подруга желанная, Всходишь ко мне на крыльцо?” “Встану я в утро туманное…” - Волшебницей: “Ты в белой вьюге, в снежном стоне Опять волшебницей всплыла”, “Я долго ждал – ты вышла поздно…” - Таинственной Девой: “Вслед за льдиной синею В полдень я всплыву. Деву в снежном инее Встречу наяву”. “Ночью вьюга снежная…” - Владычицей, Красотой: “Все виденья так мгновенны – Буду ль верить им? Но Владычицей вселенной, Красотой неизреченной, Я, случайный, бедный, тленны Может быть, любим”. “Сны раздумий небывалых…” - Хранительницей: “Я знал Тебя, мой вечный друг, Тебя, Хранительница-Дева”. “Любил я нежные слова…” - Прекрасной Дамой: “Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад”. “Вхожу я в темные храмы…” - Недоступной мечтой: “Ты горишь над высокой горою, Недоступна в Своем терему. Я примчуся верней порою, В упоеньи мечту обниму “Ты горишь над высокой горою” - Величавой Вечной Женой, Святой: “О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! “Вхожу я в темные храмы…” Таинственность была главным свойством лирической героини Блока. Мы не знаем, кто она, какая она. Знаем только, что она таинственна. Ее образ вечно зыблется, клубится, двоится: не то она звезда, не то женщина, не то икона. Только уклончивая, сбивчивая, невнятная, дремотная речь Блока мог...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3233
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|