Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Общешкольное мероприятие Экологический десант
Автор(ы): Тверских Ольга Ильинична, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
«Рост научного знания XX века быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам». В.И. Вернадский На современной стадии развития человечества при возрастающих темпах преобразования окружающей среды аспекты взаимодействия общества и природы становятся все более актуальными. Среди множества стоящих перед нами глобальных проблем наиболее острой является проблема защиты окружающей среды, сохранения ее для будущих поколений. Концентрация внимания на бережном отношении к природным ресурсам, ценности экосистемы, которая может служить пристанищем для человечества, защите и охране природы может помочь человеку иначе мыслить и принимать правильные решения. И в этой связи нельзя не вспомнить об экологическом образовании, и в частности о включении экологической тематики в предметы естественнонаучного цикла, а также в разнообразные формы внеклассной и внеурочной деятельности. Включение элементов экологического образования и воспитания в учебный процесс – это один из путей формирования экологической культуры школьника, включающей в себя: - экологические знания;
- экологическое мышление;
- экологически оправданное поведение.
В нашей школе традиционно ежегодно проходит неделя, посвященная предметам естественнонаучного цикла, ориентированная на интеграцию предметов химии, биологии, географии и экологии. Это позволяет учащимся посмотреть на предмет в нестандартном ракурсе, с точки зрения другого предмета и межпредметных связей. Предметные недели обеспечивают школьникам целостное восприятие того или иного научного факта. Они наиболее сложны в подготовке, так как насыщены разнообразными событиями, предполагают активное участие и взаимодействие всех преподавателей методического объединения. Проводимые в рамках предметных недель образовательные и воспитательные мероприятия представляют собой, как правило, особые, авторские учебно-методические разработки. Далее дается краткое описание одного из событий недели естественных наук - разработанного мною проекта, получившего название «Экологический десант» и объединившего учителей и учащихся в изучении и практическом применении знаний из разных областей химии, биологии, географии и экологии. Задачи мероприятия: 1. Образовательные: - формирование нового взгляда на знакомые учебные предметы естественнонаучного цикла: превращение сухого свода правил в живое дело, имеющее практическую ценность и постоянно развивающееся;
- применение на практике знаний, полученных на уроках;
- стимулирование познавательного интереса: возможность не просто получать знания, а добывать их самостоятельно в практической работе.
2. Воспитательные: - создание атмосферы сотрудничества и взаимопонимания взрослых и детей, в достижении общих целей;
- воспитание гражданской ответственности: посильный вклад в улучшение экологической обстановки в районе проживания и родном городе.
Описание мероприятия Экологический десант проводится для учащихся всей школы с участием всех преподавателей. Акции экологического десанта: «Чистота - друг молодёжи» (5-11 классы). В рамках акции проводятся: - Вскапывание земли вокруг кустов и деревьев.
- Уборка пришкольной территории от мусора согласно плану.
- Уборка мусора на территории Ржевского лесопарка.
- Статистический учет собранного мусора.
«Расчистим к знаниям дорогу» (10 классы). В рамках акции проводятся: - Организация сбора макулатуры.
- Подведение итогов сбора макулатуры.
«Взгляд» (5-9 классы). В рамках акции проводятся: - Просмотр экологических видеофильмов.
- Семинар «Взгляд в будущее».
«Сделаем Землю чище и краше» (1- 4 классы). В рамках акции проводятся: - Конкурсы и викторины экологической направленности.
- «Исследование природы» (1-11 классы). Эта акция посвящена практической деятельности учащихся, результатом которой являются:
- Определение степени запыленности воздуха в помещениях школы (в коридорах, рекреациях, на лестнице, в кабинетах) и сравнение полученных результатов.
- Определение запыленности и загазованности воздуха вблизи транспортной магистрали (ул. Коммуны), в Ржевском лесопарке и в районе школы.
- Составление картотеки деревьев и растений, представленных в Ржевском лесопарке.
- Определение органолептических показателей качества воды и сравнение их с показателями качества родниковой воды и из-под крана.
- Сравнительный анализ кислотности воды из водоёма, родниковой и из-под крана.
- Определение воздействия кислотного загрязнения воздуха на различные виды растений.
- Определение влияния загрязнения воздуха аммиаком на различные виды растений.
- Отбор образцов почвы на пришкольной территории и в Ржевском лесопарке.
- Приготовление почвенной вытяжки.
- Изучение экологического состояния почвы через оценку кислотности.
- Изучение экологического состояния почвы через оценку засоленности.
- Количественное определение хлоридов в воде и почвенной вытяжке.
- Количественное определение жесткости в воде и почвенной вытяжке.
- Определение радиационного фона вблизи школы и в районе Ржевского лесопарка.
- Определение антропогенных нарушений почвы.
- Исследование видового разнообразия природы Ржевского лесопарка.
- Составление «Жалобной книги природы».
Ход десанта - Старт десанту дает линейка, на которой каждый класс во главе с классным руководителем получает расписание этапов десанта, маршрутный лист и карту-инструкцию.
- Двигаясь по маршрутному листу, учащиеся поочередно в определенное время сдают макулатуру, убирают указанную территорию и проводят исследовательскую работу.
- Перерыв на чай с пирожками.
- Команда сдает два отчета по определенной форме:
- о количестве собранного мусора;
- о проведении исследовательской работы.
- На всем протяжении десанта дежурные старшеклассники следят за порядком и чистотой в школе и осуществляют фотосъемку участников на разных этапах.
Структура документации - Расписание указывает время и местонахождение команды.
- Маршрутный лист отражает путь следования и территорию уборки или исследования в Ржевском лесопарке.
- Структура карты – инструкции:
- цель эксперимента или исследования;
- задачи эксперимента или исследования;
- ход эксперимента или исследования;
- форма отчёта.
Все карты...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.10.02 | Просмотров: 3338
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|