Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Проявление инфантилизма как черты народного характера в ранних рассказах В.М. Шукшина - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Проявление инфантилизма как черты народного характера в ранних рассказах В.М. Шукшина


Автор(ы): Остапенко Лилия Алексеевна, учитель литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Философы древности говорили, что государства и люди имеют одни и те же болезни. Анализ развития общества указывает на тревожное явление, когда у человека наблюдается явное затягивание детства. Сегодня у молодежи ослаблена ответственность по отношению к реальности. Дети поздно взрослеют, результатом чего выступает инфантилизация школы и общества. На развивающуюся гражданскую инфантильность подрастающего поколения следует обратить особое внимание. Неприятие молодежью ценностей старших, поиски своего пути, основанные на нигилистическом отношении к опыту, не могут способствовать правильной линии поведения. Неуважение к историческому прошлому своей страны открывает путь к гражданскому инфантилизму в подростковой среде. В.М.Шукшиным в своих произведениях делается попытка выяснить причины инфантилизации общества, причины деформации народного характера.
Народный характер является центром художественного мира В.М.Шукшина. Шукшиным не раз отмечалось, что постановка проблемы народного характера является центральной задачей, только ее разрешение способно раскрыть главное в художественном мире[1, 147]. Проблема народного характера в творчестве В.М.Шукшина на сегодняшний день полнее всего освещена в диссертации В.Сигова. Ей уделяли внимание Г. Карпова, Н.Толченова, В.Горн. Работы Е.Черносвитова, Е.Вертлиба[2] показали, что без системного подхода обращение к вопросам о народном характере и национальной судьбе может приводить к возникновению весьма не бесспорных концепций творчества. В работах литературоведов Центра научных исследований творчества В.М.Шукшина при Алтайском государственном университете С.Козловой, О.Левашовой, В.Десятова, А.Куляпина, в работах А.Дурова закрепилась тенденция собственно филологического подхода к творчеству писателя. К идейному содержанию они считают необходимым идти исключительно через категории “слова” и “образа”. Но, по справедливому мнению В.Сигова, “проблемы поэтики несколько обособляются от вопросов народности творчества” в трудах данных исследователей из ЦНИТ В.М.Шукшина [3,12].
Для нашего исследования наибольший интерес представляет духовный и гражданский инфантилизм как одно из качеств народного характера и как склад характера.
Инфантилизм (от infantilis — детский) — отставание в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам.
В рамках философского подхода феномен народного характера интересовал К.Аксакова, А.Хомякова, В.Розанова, П.Милюкова, С.Булгакова, Н.Бердяева, Л.Карсавина [4]. Причины инфантильности русского человека за рубежом объясняют тем, что “ русская душа – спеленутая душа”. До сих пор на западе бытует “гореровская теория”, объясняющая жестокость сталинского режима через национальную практику тугого пеленания младенца [5,540]. Таким образом, “русские информируют своих детей о необходимости сильной и внешней власти”, и младенцы вырастают послушными и терпеливыми, покорными тоталитаризму, но склонными к кратковременным бунтам и анархии, которые ассоциативно соотносятся с непродолжительным высвобождением из пеленок ради мытья и игры. Подобная трактовка причин инфантилизма относительно русского человека неверна. В чем же причины детской наивности в отношении сложных вопросов, несамостоятельности, послушности и покорности русского человека? Одна из причин – отрыв от подлинной культуры, истоки имеющей в христианстве. По принятии христианства, человек становится рабом Христовым и находится в послушании Богу. Но при этом, он свободен, имеет обостренную совесть. А лишение и подмена духовных понятий ведет к низведению человека в область материальных, низших потребностей, однако послушание и покорность тому, кто оказывается вместо Бога, остается. Духовный кризис начала XX века привел к революции. Тоталитарное государство заменило идеологию христианства на социалистическую идеологию, Бога заменило партией как высшую инстанцию, как высшую совесть народа. Советская власть сознательно воспитывала в людях инфантилизм. Вся советская государственная система была настроена на инфантилизм. Когда инфантилизм воспитывается, то для людей, искренне принявших его, он становится их жизнью.
Годы жизни Василия Макаровича Шукшина приходятся на период послехрущевского, раннебрежневского времени. Раннебрежневское время характеризуется началом взросления нации. Все эти процессы: детскость и несамостоятельность, а также медленное, но неуклонное взросление нации нашли отражение в рассказах “предтечи” будущих деревенщиков – В.М.Шукшина. Прослеживая развитие темы гражданского и духовного инфантилизма в творчестве Шукшина, можно сделать вывод, что он не переставал размышлять над “ загадкой русской души”, над причинами инфантильного поведения в течение всей своей жизни. Однако исследовать проявление черт народного характера на материале художественного произведения невозможно без учета специфики художественного творчества. Следовательно, народный характер в художественной литературе следует рассматривать в качестве акта самосознания, воплотившегося в художественном образе. Анализ этого образа в том или ином произведении предполагает поиск ответов на вопрос: как именно изображен народный характер или же какие черты народного характера являет автор; какова художественная функция изображения либо отдельных черт, либо народного характера в художественной системе конкретного произведения и в рамках художественного мира писателя, какое влияние на это изображение оказали идеологические, мировоззренческие аспекты понимания писателем природы народного характера вообще и его конкретных проявлений в частности.
“Солнце, старик и девушка” – один из первых рассказов В.М.Шукшина. Характеристика старика является кодовым сигналом. Старик слеп, но слепота эта физическая. Завязаны конфликтные узлы, которые найдут воплощение в других рассказах писателя: уход молодежи из села, одиночество старика в этом мире, равнодушие детей, опустение деревни. Авторская мысль заключена в реплике, принадлежащей другу художницы и выражающей мнение интеллигенции, ее отношение к русскому крестьянину, русскому труженику:
“А ее друг, талантливый, настоящий художник, непременно будет сердиться; “ Опять морщины!.. А для чего? Всем известно, что в Сибири суровый климат и люди там много работают. А что дальше? Что?..” [6,85]. Данное высказывание – один из признаков духовного инфантилизма. Шукшин – свидетель этого времени; в одной реплике он указал на настроения, царившие в то время. Этот “настоящий” художник не ощущает себя звеном в цепи поколений, и как следствие – глубокое пренебрежение и неуважение к русскому человеку. Используя образ слепого старика как символ, автор пытается передать ситуацию, которая весьма точно воспроизведена в картине-притче П. Брейгеля “ Слепые”, созданной еще в 1568 г., но всегда актуальной – слепые ведут слепых. Духовно– нравственная слепота гениев искусства, крупных художников– мыслителей оказывает разрушительное воздействие для человечества.
В рассказе “Племянник главбуха”, опубликованном в 1962 году, Шукшиным в художественной форме раскрывается такая особенность того времени как восстановление естественных социальных перегородок: богатый – бедный. Главному герою, подростку, нравилась жизнь вольная, “нравились мужики, которые легко поднимали на плечо мешок муки. Очень хотелось быть таким же – ездить на мельницу, перегонять косяки лошадей на дальние пастбища, в горы, спать в степи”. Однако и мать его, и дядя, главный бухгалтер объединенного колхоза, считали подобные мечты глупыми и постыдными.
“У нас в родне все в люди вышли, авторитетом пользуются, а ты… Вот осел-то!, – громко возмутился дядя. – Ты думаешь, конюхом – хитрое дело? Это ведь кому уж деваться некуда, тот в конюхи идет…”.
Мать со слезами умоляла: “ Учись ты ради Христа, учись сынок! Ты видишь, какая теперь жизнь пошла: ученые шибко уж хорошо живут”. [7, 79] В пример мальчику приводили доктора, живущего по соседству. Постепенно меняется психология сельского жителя: на первый план выдвигается проявление психологии собственной выгоды, в мальчике же принудительно воспитывается инфантилизм. Художественное объяснение этих деформаций писатель предлагает, обратившись к описанию конфликта между главным героем и доктором. Идет постепенная утеря духовных идеалов, низведение к антидуховности (знаком этого являются выражения “сытый доктор”, “свинья”, глаз которой выбил герой из-за того, что чувствует непреодолимое отвращение к “сытому доктору”). Данные аллегории Шукшина указывают направление, в котором следует искать причины деформации нр...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1418

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340