Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Приемы, организующие понимание учащимися учебного материала на уроках математики - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Приемы, организующие понимание учащимися учебного материала на уроках математики


Автор(ы): Секерина Наталья Ефимовна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
С каждым годом изучение предмета математики вызывает все большие трудности у многих учащихся. Часто от школьников учителя слышат одну и ту же фразу: “Я не понимаю”. Да и результаты ЕГЭ показывают, что у выпускников недостаточно сформированы умения читать текст с пониманием. Некоторые из них, выходя с экзамена, огорчены по поводу того, что не поняли формулировки некоторых заданий. Если б учитель помог (переформулировал задание), то часть школьников справились бы с заданием. Как же научить детей понимать? Это один из главных вопросов сегодняшнего дня.
Понимание – это деятельность по восстановлению образа целого на основе некоторых его частей. Познание отвечает на вопросы “Что есть …?”, “Что это?”. Познание раскрывает сущность. В этом смысле оно безразлично к вопросу “Почему?”. Понимание предполагает не только выяснения сущности, не только ответ на вопрос “Что это такое?”, но и выяснения ответа на вопрос “Почему именно такое?”. Понимание – это искусство “схватывания” смысла какого-то текста.
Ученик понимает учебный материал, если он в состоянии соотнести его с собственной категориальной системой наиболее общих понятий (таких, как движение, количество, качество, развитие, причина и следствие, пространство, время и т.д.) и поместить в наличных у него непересекающихся объектов. Если же он не в состоянии это сделать, то это означает, что он учебный материал не понял.
Понимание – это процесс, посредством которого школьник постигает смысл предъявленного ему учебного материала, и, таким образом, приобретет знания.
Понимание как психический процесс обладает рядом характеристик. А.А. Смирнов, А.Г. Малаков к характеристикам понимания относят:
    • Глубину понимания. Причем значительно помогает углубить понимание переход от общего, недифференцированного восприятия чего-либо к осмыслению каждой его части и пониманию взаимодействия этих частей.
    • Отчетливость осознания связей и отношений. На начальных стадиях понимания мы “чувствуем” смысл того, что понимаем, на более поздних этапах – постигаем смысл этого.
    • Полнота осмысления того, что надо понять, понимание каждого свойства, каждой части понимаемого.
    • Обоснованность – осознание оснований, в силу которых наше понимание предмета или явления надо считать правильным
Усвоение знаний связано с возрастными изменениями, происходящими в структуре процесса понимания, - развитием умений устанавливать связи в материале, сопоставлять новую и известную информацию, выделять непонятное.
В младшем школьном возрасте понимание характеризуется отсутствием поиска связей в материале. Дети переводят отдельные смысловые элементы материала на язык своего опыта, стремятся в основном запомнить текст, не анализируя его. Типичными являются ограниченный учет сообщаемых сведений и “разорванность” излагаемого содержания. Часто дети ограничиваются изложением одного из моментов в содержании текста, опуская остальные.
У учащихся 5 – 6 классов наблюдается частичное осмысление материала: они начинают выделять основные моменты в содержании текста. Однако понимание остается в пределах той конкретной информации, которая сообщается в тексте. Наиболее явные изменения в развитии процесса понимания происходят в подростковом возрасте. Они связаны с появлением тенденции передавать основное содержание текста в сжатой, обобщенной форме, ориентированной не на известную, а на новую информацию, а также с переходом к целому восприятию информации.
В основу нынешней педагогики заложен процесс познания. Тексты учебника, учебных средств, тексты учителя и сама деятельность школьника организуется так, чтобы запускать и поддерживать процесс познания. Однако противоречие заключается в том, что школьник в первую очередь сталкивается не с явлениями, которые он должен познавать, а с устными или письменными текстами, которые он просто должен понять.
Чтобы обеспечить процесс понимания на уроке, необходимо учителю работать в режиме понимающей педагогики.
“Сущность понимающей педагогики, в отличие от педагогики знания, заключается в том, что в основе учения и обучения лежит не процесс познания, а процесс понимания. Школьник осваивает учебный материал благодаря тому, что с помощью учебных пособий, текстов учителя, специально организованной работы, в его сознании запускается и поддерживается именно процесс понимания”.
“Если в педагогике знания основной единицей содержания является знание, то в педагогике понимания, появляется еще одна, не менее значимая единица содержания – общие умения коммуникации” .
Общие умения коммуникации включают в себя: умение самостоятельно изучать тексты, излагать свои мысли точно, компактно, без искажения, умение читать и писать с пониманием, умение слушать и говорить с пониманием, умение поставить нужный вопрос.
Когда человек входит в любой вид коммуникации (индивидуально-групповая, парная, групповая или коллективная), то самым важным средством организации коммуникации является текст. Все тексты можно разделить на два вида: вербальные и знаковые. Под вербальным текстом понимают человеческую речь, а под знаковым – письмо, письменный текст.
Какие же существуют приемы, организующие понимание учащихся?
Вербальный текст Знаковый текст
Приемы Применение техники вопрошанияСхематизация
Передача текста своими словами
Пауза
Резюмирование
Рефлексия
Методика доводящей карточкиСхематизация
Методика взаимопередачи тем
Методика Ривина
Рефлексия
Рассмотрим их подробнее.
Техника вопрошания
Процесс понимания всегда связан с постановкой вопроса. “Если мы берем тезис о том, что понимание начинается с постановки вопроса за основу, то тогда, с этой точки зрения, надо обсуждать и организацию собственного понимания. Если я понимающий, то становится не важным, задаю ли я вопрос тому, кого я пытаюсь понять или как бы задаю его самому себе. Собственно, и в том и другом случае можно предполагать наличие процесса понимания. Появление у “понимающего” вопроса служит индикатором, по которому он может судить о наличии процесса понимания” .
Вопросы можно задавать на:
    • Понимание;
    • Уточнение;
    • Углубление смыслов.
Например, вопросы, которые могут задать учащиеся при организации понимания понятия “Общая формула для решения уравнения и ее вывод”, могут быть такими (приложение 1)
Схематизация
Схема – это изложение, описание, изображение чего-то в главных чертах. Слово “схема” заимствовано из греческого языка и в переводе означает “наружный вид”, “образ”, “форма”. Схема применяется в обучении в виде простейшего чертежа, передающего с помощью условных обозначений и некоторых надписей важнейшие черты и взаимосвязи основных элементов в данном объекте, явлении, процессе. Схематизация необходима для углубления собственного понимания. Схематизация – это перевод учебного материала в знаковую систему. Схемы можно разделить на три группы:
Типы схем Онтологические Направляющие Организационно-деятельностные
Предназначение Для организации понимания Для организации коммуникации Для организации деятельности
Виды схем
  • Структурные
  • Схемы расположения
  • Принципиальные
  • Соединения
  • Логические
  • Непринужденная коммуникация
  • Специально-созданная в учебной деятельности
  • Маршруты
  • Планы
  • Алгоритмы
Основные требования к схемам:
    • Они не должны быть сложными и громоздкими
    • Размещать их элементы следует равномерно
    • Линии взаимосвязей должны быть четкими
    • Схемы должны быть выразительными с художественной точки зрения, пропорциональными во всех частях
Алгоритм написания схем:
    1. Записать основные мысли словами
    2. Эти слова распределить в группы на основе каких-то сходных признаков
    3. Ввести сокращения и условные обозначения
    4. Выделить главную мысль, оформить ее при помощи условных обозначений, поставить ее в “центр” схемы, а затем вокруг поместить остальные мысли в форме условных обозначений
    5. Онтологические схемы в учебном процессе:
      • Влияют на скорость восприятия, понимания и усвоения “поступающих в мозг сообщений”
      • Воздействуют на эффективную фикс...

        ВНИМАНИЕ!
        Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

        Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

        Ваш id: Пароль:

        РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.10.04 | Просмотров: 1883

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340