Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Миф о трудном подростке - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Миф о трудном подростке


Автор(ы): Култышева Людмила Владимировна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Как помочь ребенку в период подростковых изменений
Как известно, многим подросткам свойственны временные отклонения в поведении. Таких детей относят к категории подростков с осложненным поведением, говоря также о кризисе подросткового возраста, который характеризуется повышенной «трудновоспитуемостью».
Когда говорят о «трудных» детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления – трудность работы с этими детьми, но не рассматривается вторая – трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. «Трудные» дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.
Осложненное поведение подростков обуславливается тремя основными факторами:
  1. педагогической запущенностью;
  2. социальной запущенностью;
  3. отклонениями в состоянии здоровья.
В разряд «трудных» и «неисправимых» нередко заносятся и те педагогически и социально запущенные дети, к которым педагог не сумел найти правильного подхода.
На возникновение недостатков характера влияет также игнорирование педагогами возрастных особенностей школьников. Так, неудовлетворенные потребности подростка быть, или хотя бы казаться взрослым, отношение к нему, как к неразумному ребенку, часто приводит к появлению и закреплению у школьников упрямства, капризности, негативизма, грубости. Иногда возникают и более серьезные характерологические деформации, что, как правило, вызывает тяжелые и продолжительные конфликты с педагогами; скрытое или явное противостояние им. На закреплении отрицательных черт характера сказывается отношение к подросткам, как учителей, так и сверстников.
Неблагоприятно влияет на ребенка переоценка или недооценка взрослыми недостатков его характера. Недостатки характера – это устойчивые отрицательные формы поведения человека.
Лучше, например, говорить учащемуся о повторяющихся у него случаях проявления негативизма, чем о наличии у данного ребенка негативизма вообще. В противном случае можно подорвать у школьника веру в возможность искоренения у него этого недостатка.
В категории обычных недостатков характера учащихся выделяют два вида недостатков:
  • недостатки, проявляющиеся в деятельности ученика;
  • недостатки в отношении его к себе и другим людям.
К первому виду относятся: леность, пассивность, неорганизованность и неаккуратность, отсутствие настойчивости. Ко второму виду относятся эгоизм, эгоцентризм.

1. Ленивые дети.

Леность проявляется в отсутствии желания трудиться и учиться.
Леность нередко возникает из-за избалованности ребенка, когда родители выполняют все прихоти и капризы, не побуждая его к целенаправленной учебной или трудовой деятельности. Многие из таких детей не умеют быть усидчивыми при необходимости, не обладают навыками самостоятельной работы и устойчивыми учебно-познавательными интересами.
Мощным фактором, влияющим на снижение интереса к учебе, может оказаться для школьников отдаленная во времени действенность обучения. Они хотят получить практический результат от учебы сегодня, а не через долгие годы. Соответственно, многие из них перестают интересоваться учебой в школе теперь, не соотнося сегодняшние успехи с будущей взрослой жизнью.
Воспитательное воздействие на ленивых детей и подростков следует предпринимать с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Например, у младших школьников чаще приходится иметь дело не с ленью, а с неорганизованностью. В преодолении этого им можно помочь.
У подростков же важно преодолеть представление, что учеба – это удел маленьких детей и «зубрил», а также предоставить им возможность проявить свою взрослость как осознанное стремление к познавательной деятельности.

2. Подростки с пассивным поведением

Пассивность нередко возникает из-за переутомления школьников. Этому способствуют:
  • перегрузки на уроках;
  • неумение сосредоточенно готовить домашние задания;
  • длительное сидение за компьютером;
  • частые посещения гостей.
Особенно опасны перегрузки для подростков, в организме которых происходят возрастные изменения.
Способствуют возникновению и закреплению пассивности у детей такие черты, как застенчивость, обидчивость и неуверенность в себе. Следует рекомендовать преодоление у школьников застенчивости и неуверенности в себе посредством включения в деятельность школьной малой группы, выполнения общественных поручений.
Сюда же относят и понятие «интеллектуально пассивные дети». Оно выражается через следующие психологические особенности:
  • недостаточная сформированность интеллектуальных умений и навыков;
  • отрицательное отношение к интеллектуальной деятельности;
  • отсутствие познавательного отношения к действительности.
Выделяются следующие причины значительного снижения учебной активности подростков:
  • недостатки в воспитании деятельностных мотивов учения;
  • усложнение учебного материала на средней ступени школьного образования;
  • нежелание упорно заниматься учебным трудом в связи либо с завышенной самооценкой и легкостью в овладении знаниями в начальной школе, либо с заниженной самооценкой, возникшей из-за стойкой неуспеваемости;
  • снижение контроля родителей над школьниками или, наоборот, слишком мелочный контроль;
  • переключение внимания многих подростков на внешкольную деятельность: участие в кружках, клубах, секциях, спортивных мероприятиях, увлечение компьютерными играми.
Основной причиной интеллектуальной пассивности у подростков часто является невозможность проявить в учебе свою активность, самостоятельность, взрослость. Причиной интеллектуальной пассивности детей может быть также болезнь. В случае обнаружения болезни, задача выздоровления должна стать приоритетной. Причем важно не только вылечить ребенка, но и существенно оздоровить его и укрепить физическую выносливость.

3. Неорганизованные школьники

К неорганизованным учащимся относятся:
  • дезорганизаторы
  • мало организованные
  • частично организованные
  • «заорганизованные» дети.
Невольные дезорганизаторы не ставят своей сознательной целью нарушение учебно- воспитательного процесса в классе, но неосознанно нарушают его. Такие учащиеся постоянно спорят и пререкаются с преподавателями по любому поводу, затевают бесконечные дискуссии, вносят дополнения и поправки в объяснения педагога. Мотивом поведения этих школьников является желание самовыражения и самоутверждения. У подростков к этому добавляется возрастная особенность – повышенная критичность мышления, переходящая в критиканство. Педагогам следует нейтрализовать крайние проявления их активности при помощи доказательности и обоснованности своих суждений, сдержанности в общении. Учителю не следует в таких случаях поддаваться раздражительности, а проявить терпимость и понимание.
Малоорганизованные дети не умеют управлять своей активностью. Многие из них импульсивны. Это происходит не только не из-за отсутствия у них знания о навыках организаторской деятельности, но, прежде всего, из-за нежелания ограничивать свою свободу какими-либо рамками.
Нередки среди школьников, особенно средних и старших классов, частично организованные учащиеся. Это чаще всего выражается в том, что ученик хорошо организует свою деятельность по каким-то немногим учебным предметам, а по другим занимается кое-как. В процессе работы с такими подростками следует серьезно подумать о профилактике подростковых правонарушений, особенно в период каникул. Полное безделье в течение продолжительного времени порождает у подростка нежелание и в дальнейшем учиться и трудиться.
«Заорганизованный» школьник слепо подчиняется установленному в школе и семье порядку. Он лишен самостоятельности и критичности, в трудных жизненных ситуациях не может проявить инициативу, а ждет указаний. К внутренне «заорганизованным» школьникам относятся чрезмерно активные и жестко самоорганизованные люди, которые не знают пределов своих физических и умственных возможностей. Их называют «трудоголиками». Подростки чувствуют свои значительно возросшие физические и умственные силы, но не осознают их пределов. Между тем, подросткам очень хочется заявить о себе как о взрослом человеке. Они берутся за дела, которые не всегда им по силам. Отсюда нередкие в этом возрасте психические и физические срывы, надломы, разочарования, апатия.
Лучшим средством исправления недостатков указанных категорий школьников является воспитание и самовоспитание у них организованности. Можно говорить о трех ее видах:
  • повседневной организованности;
  • длительно нацеливающей организованности;
  • организованности в виде лидерства, то есть умения организовывать других.
Воспитание организованности начинается с формирования навыков повседневной организованности: умение планировать и выполнять свои дела в течение дня, недели, месяца.
В основе воспитания повседневной организованности лежит определение школьником с помощью взрослых меры своих индивидуальных и возрастных возможностей.
Определение разумной меры учебного труда и отдыха позволяет школьнику выработать для себя гигиенически обоснованный режим дня.
Для самостоятельного выполнения режима дня ребенку важно привить чувство времени.
Повседневная организованность школьника связана с его аккуратностью, добросовестным, ответственным отношением к делу, с систематичностью его деятельности.

4. Ненастойчивые школьники

Настойчивость - необходимая черта характера современного человека. Она выражается в особенности личности завершать начатое дело и достигать поставленной цели.
Ненастойчивые дети либо вообще не ставят труднодостижимых или далеких целей с их точки зрения, либо ставят, но не руководствуются ими в своем поведении.
Н.Д. Левитов указывает следующие основные пути воспитания настойчивости у школьников:
от родителей требуется тщательный контроль над выполнением детьми любой работы: небрежно выполненное дело не следует принимать, а добиться от ребенка приемлемого результата деятельности;
в труде и учебе следует ставить перед школьниками интересные задачи, увлекать положительными примерами
при первых затруднениях детей не надо незамедлительно спешить к ним на помощь и устранять все препятствия самим: подростки должны учиться самостоятельно преодолевать посильные трудности, укреплять свои силы и переживать радость успеха.
Воспитание настойчивости непосредственно связано с формированием других черт характера: активности, организованности, упорства, уверенности в себе, сознательности и других.

5. Эгоистические школьники

Крайним выражением эгоизма является эгоцентризм. Он проявляется в том, что в центр всей жизни подросток ставит свое индивидуальное «Я». Так, его важной жизненной потребностью является пребывание в центре внимания сверстников, становятся необходимостью постоянные похвалы в его адрес, восхищение его необыкновенными способностями. В семье такой школьник требует, чтобы родители думали и заботились только о нем, жили только для него, чтобы все внимание близких было сконцентрировано только на его нуждах и потребностях.
У детей и подростков групповой эгоизм, как правило, связан с семьей, компанией приятелей во дворе, сверстниками в классе.
Устранить или свести к минимуму действие тех причин, которые вызывают эгоизм можно только при индивидуальном подходе. Необходимо также не только устранять недостатки характера, связанные с эгоизмом ребенка, но и способствовать формированию у него таких качеств, как альтруизм (бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других людей своими личными интересами), товарищество, забота о более слабом человеке.
6. Недисциплинированные, упрямые, грубые и лживые дети
Недисциплинированные дети – это учащиеся, которые постоянно привлекают к себе внимание учителей и доставляют им наибольшее беспокойство. Ведь своим поведением эти ученики мешают проведению занятий, дезорганизует весь учебно – воспитательный процесс. В силу этого между ними и учителями нередко возникают конфликты.
Прежде всего, надо выяснить причины подобного нежелательного поведения. Наиболее распространенной недисциплинированности у детей, особенно у подростков, является избыток энергии и неумение разумно проявить свою инициативу. В данном случае важно формировать у подростков интерес к общественно полезной деятельности, рационально направлять проявления их активности.
Не так уж редки конфликтные ситуации и в процессе взаимодействия учителя с упрямыми, непослушными, капризными детьми. Решая такие проблемы, учитель должен действовать твердо, быть требовательным, но одновременно доброжелательным и тактичным.
Для окончательного устранения конфликтов с упрямыми детьми надо знать причины, вызывающие этот недостаток. Основной путь профилактики и искоренения упрямства – устранение причин, вызывающих этот недостаток, учет потребностей и интересов ребенка, организация правильного режима учебы и отдыха, нормальные взаимоотношения в семье и школе, разумная требовательность, включение в коллективную творческую деятельность сверстников.
Грубые дети – это такие дети и подростки, которые часто провоцируют конфликтную ситуацию или оказываются в ее условиях. Для разрешения конфликта надо снять вызывающие его причины, понять, чем конфликт вызван. Часто грубость, резкость, дерзость в достаточно сильно выраженном виде вызываются подавлением личности ребенка взрослым (диктаторскими формами обращения с ребенком, мелочной опекой, чрезмерным и неуместным выражением нежности и т.д.). Устраняют грубость ребенка в этих случаях уважение его достоинства, предоставление ему определенной самостоятельности, разумная организация его активности.
Грубое поведение может быть ответом на несправедливые действия взрослых. В таком случае конфликт устраняется посредством исправления взрослыми своей ошибки. Ребенок может также проявить грубость в состоянии переутомления. Предохраняет от этого явления правильно организованный режим занятий и отдыха, а также корректное поведение взрослых.
Лживость детей бывает вызвана разными причинами:
  • боязнью наказания;
  • стремлением, во что бы то ни стало, привлечь к себе внимание окружающих;
  • желанием скрыть свой неблаговидный поступок или проступок товарища.
Очень важно в таких случаях акцентировать уважение к правдивости ребенка, объясняя ему, что лживость отягощает совершенный проступок, является социально не одобряемым качеством личности и, в итоге, не принесет ничего полезного или приятного. Что же касается наказания, то значительно результативнее избегать таких видов воздействия, которые вызывают у ребенка чувство страха и глубокой подавленности.

7. Школьники – педанты

Педантичные школьники чрезвычайно добросовестны. Они стараются делать все очень тщательно, аккуратно и точно. Чувство излишне повышенной ответственности, стремление выполнить все поручения предельно правильно нередко вызывают у таких подростков неуверенность в себе и побуждают их без особой охоты необходимости прибегать к частым перепроверкам сделанного.
Слабость их характера отчетливо обнаруживается, когда им поручают большую и срочную работу, не требующую тщательного исполнения в деталях. Лишенные возможности проявить свою сверхаккуратность и точность, педанты могут прийти в возбужденное состояние и вступить в конфликт с окружающими. Поэтому им лучше не поручать подобных заданий.
Особенности личности педантов заключаются в том, что при неблагоприятных условиях могут возникать трудности в общении с ними. Для ликвидации подобного состояния надо приучать педантов к дисциплине, формировать у них силу воли, позволяющую не погружаться бесконечно в свои сомнения, а своевременно переходить к последующим действиям или...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.10.05 | Просмотров: 1682

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340