Главная / Методические материалы / Преподавание технологии
Использование информационных технологий в трудовом обучении школьников
Автор(ы): Томина Татьяна Сергеевна, учитель технологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Современное общество характеризует процесс активного использования информационного ресурса компьютерных технологий во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и образовании. Для понимания роли информационных технологий в образовании необходимо вникнуть в суть этого понятия. Говоря об информационной технологии, в одних случаях подразумевают определённое научное направление, в других – конкретный способ работы с информацией. Таким образом, существует двоякая трактовка понятия “информационная технология”: как способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте и как совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами. В каком-то смысле все педагогические технологии (понимаемые как способы) являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между учителем и учеником. Но в современном понимании информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией [2,с.116]. По результатам последнего международного тестирования 15-летних подростков PISA, выяснилось, что “российские школьники не умеют: а) распознавать практические задачи; б) формулировать их; в) переводить проблемы в формат задач; г) соотносить их с контекстом полученных знаний; д) анализировать и оценивать результаты. Они обучены лишь воспроизводить заученное и решать задачи “по образцу” [3]. Педагогическими целями использования компьютерных технологий в процессе изучения курса “Технология трудового обучения (девочек)” является развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества; развитие творческих способностей при использовании современного программного обеспечения для решения познавательных задач и формирования операционного мышления, направленного на совершенствование навыков работы на компьютере; развитие коммуникативных способностей и навыков исследовательской деятельности; обновление содержания предмета и углубление межпредметных связей. Компьютерные технологии основаны на идеях программированного обучения и включают использование таких современных возможностей компьютера, как гипертекст и мультимедиа, имитационное обучение, микромиры, демонстрации. Информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Компьютерная технология может осуществляться в трёх вариантах: - как “проникающая” технология (применение компьютерного обучения при изучении отдельных тем, разделов);
- как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей;
- как монотехнология, когда всё обучение, всё управление, включая виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера [5,с.33].
В нашем случае уместно говорить о применении компьютерного обучения при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Поскольку компьютерные технологии представляют собой совокупность методов и технических средств, расширяющих знания учащихся и развивающих их возможности по управлению техническими процессами, то представляется весьма актуальным использовать данные технологии для более эффективного обучения школьников, в том числе и исследовательской деятельности. Используя компьютерные технологии, учащиеся могут реализовать свои творческие возможности в качестве исследователя, художника-дизайнера, аниматора, стилиста и пр. в виртуальной форме. Изучение педагогического опыта показывает, что ученические исследования по большей мере являются чисто исследовательскими работами, реже - проектно-исследовательскими [4, с.119]. В организации исследовательской деятельности учащихся с применением компьютерных ресурсов наиболее целесообразным является Internet, обладающий огромным информационным потенциалом. Однако проблемы поиска и отбора необходимой для исследования информации во многом зависят от умения осуществлять информационный поиск в сети Internet (поскольку в сети насчитывается более 6 млрд. документов по самым разным проблемам). В организации исследовательской деятельности ресурсы Internet могут быть использованы как: - источник получения информации;
- способ общения с партнёрами, единомышленниками;
- инструмент участия в сетевых проектах.
По мере развития телекоммуникаций и создания глобальных информационных сетей всё активнее проявляется потребность в обучении правилам и навыкам навигации в информационном пространстве, позволяющим находить и анализировать необходимую информацию для формирования знаний и проведения исследовательских работ. Специфика технологий Internet заключается в том, что они предоставляют громадные возможности выбора источника информации: базовая информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев; информация о гибких дисках, компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Internet–магазины [2,с.123]. Если раньше решением этой проблемы занимались учителя информатики, то сейчас учителя - предметники всех категорий должны владеть технологиями информационного поиска в сети Internet и обучать этому учащихся. С открытием операционной системы Windows в сфере обучения открылись новые возможности. Например, программы-приложения пакета Microsoft Office помогают решать конкретные задачи: - графические редакторы дают возможность создать дизайнерский вариант моделей одежды, использовать графику (рисунки, схемы, диаграммы, чертежи, карты и пр.); создавать схемы для лоскутной мозаики [1];
- текстовые редакторы позволяют написать реферат по теме или разделу программы, работать с тестами, сканировать фотографии и рисунки;
- электронные таблицы Excel помогут систематизиров...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.10.06 | Просмотров: 1611
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|