Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Эколого-геологическая экскурсия в парк Коломенское - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Эколого-геологическая экскурсия в парк Коломенское


Автор(ы): Малькова Надежда Евгеньевна, заместитель директора по УВР


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Модернизация основной школы поставила вопрос о необходимости изменения структуры и содержания школьной географии. Совершенствование географического образования происходит в соответствии с дидактическим основанием, которым является приобретение учащимися компетенции в использовании полученных знаний. В этой связи, на первый план в содержании и результатах усвоения учебного материала школьниками должна выйти операционная часть знаний, что позволит теснее связать содержание школьной географии с решением практических задач и реальными проблемами настоящего, в том числе - охраны окружающей среды. Геологическая составляющая полностью отвечает названным требованиям. Специфика геологии требует обязательного включения экскурсий в учебный процесс.
Под эколого-геологическими экскурсиями следует понимать вид геологических экскурсий, основной задачей которых является изучение проблем взаимодействия человеческого общества с литосферой, исследование местных особенностей геосистем и их антропогенных изменений. Данные экскурсии являются важнейшим условием формирования экологической культуры школьников, в основе которой лежит ответственное отношение к окружающей среде, стремление решать те или иные социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды.
Включение эколого-геологических экскурсий в учебный процесс необходимо и по причине того, что вопросы экологической геологии или экологии литосферы часто остаются без внимания. Для многих школьников большинство экологических вопросов и проблем носят чисто умозрительный характер. Подобные представления могут быть преодолены с помощью краеведения и краеведческого подхода, в частности экскурсионной работы.
На эколого-геологических экскурсиях наряду с изучением залегания горных пород и геологических процессов, рассматриваются вопросы воздействия деятельности человека на земную кору, источники её загрязнения, влияние географических факторов на степень загрязнения, меры по защите и т.д. Целесообразно эколого-геологическую работу сочетать с географическим краеведением. Это обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, любые эколого-геологические вопросы и проблемы неразрывно связаны с географическими процессами и явлениями, со всеми компонентами природной сферы и поэтому не могут рассматриваться в отрыве от них. Во-вторых, проведение таких экскурсий целесообразно из-за недостатка учебного времени. Эти проблемы решаются путем геологизации краеведческой работы и, в частности, усиления вопросов охраны литосферы.
Приведем пример эколого-геологической экскурсии в парке «Коломенское».
Цель экскурсии: сформировать практические умения полевых геологических исследований и умения определять и объяснять воздействие человеческой деятельности на земную кору.
Оборудование:
  • топографическая и геологическая карты района проведения экскурсии;
  • компас;
  • лопата саперного типа;
  • рулетка, карманные лупы;
  • этикетки для образцов;
  • полевые дневники;
  • карандаши;
  • ластики;
  • мешочки для образцов;
  • упаковочный материал;
  • рюкзаки;
  • фотоаппараты;
  • аптечка.
Маршрут экскурсии.
Точка 1. Вход в парк, задние ворота, план-схема парка. Вводную беседу целесообразно провести у входа в парк около его плана-схемы. Следует еще раз сформулировать цели и задачи экскурсии, показать ее маршрут, напомнить правила ведения полевого дневника. Маршрут учащиеся отмечают на схеме парка. Для представления учащимися местонахождения территории учитель показывает парк на карте Москвы. Здесь же целесообразно кратко остановиться на истории этого места.
Точка 2. Правый берег реки Москвы у церкви Вознесения (1532 г.). По пути следования внимание учащихся обращается на белый камень, из которого построены здания парка. Это известняк - осадочная горная порода, которая образовалась в согретых солнцем заливах и лагунах древних теплых морей. Последнее отступление моря случилось 65 млн. лет в среднем меловом периоде, оставив белые слоистые скалы из подмосковного известняка. Известняк легко поддается механической обработке. В то же время это прочный камень. Подмосковный известняк добывали по берегам реки Пахры в районе деревень Старое Сьяново, Новленской и Киселихи, близ Горок и станции Домодедово, где древние каменотесы вырубали пещеры. Известные ходы Сьяновских пещер тянутся на 17 км. Действовали и другие подземные разработки, например, Дорогомиловские каменоломни и Даниловские штольни.
Самые знаменитые разработки белого камня находились в окрестностях села Мячкова, где с 1462 года известна государственная добыча камня. Свое официальное название известняк получил в 1926 году, когда геолог А.Л. Иванов выделил верхний горизонт известняков московского яруса каменноугольной системы и предложил называть его мячковским.
Территория парка обнесена кованной железной оградой из подмосковного железа, добытого в болотах. Железо накапливалось в болотах, благодаря железо-бактериям определенного вида, которые его поглощают из воды. Ожелезненные бактерии со временем опускаются на дно, превращаясь в округлые горошины бурого железняка (лимонита).
Правый берег реки Москвы у церкви Вознесения крутой, осложненный оползнями. Если они активизируются, то храм будет разрушен. Для образования оползней на склонах необходимы следующие условия: наличие водоупорного слоя, его наклон в сторону склона, наличие водоносного горизонта и подземных вод.
Для предотвращения развития оползневых процессов берег реки укреплен бетонной набережной, которая предохраняет его от размывания и тем самым препятствует оползанию склонов. Кроме того, на склоне под землей проложена галерея, которая отводит грунтовые воды и осушает поверхность юрских глин. За оползнями ведется постоянное наблюдение. На них установлены реперы, по которым можно судить о характере движения оползневых тел.
С бровки склона открывается панорама города. Слева с северной стороны видны сооружения Перервинского гидроузла: плотины, ГЭС и шлюзы. На востоке - Перервинский монастырь (XVв.). Поверхность высокой поймы напротив Коломенского занята Курьяновской очистной станцией московской канализации. Станция работает на электроэнергии, получаемой от сжигания биогаза. Над нефтеперегонным заводом в Капотне виден факел сжигаемого попутного газа. Далее необходимо спуститься к реке и дойти до устья ручья.
Точка 3. Устье Голосова ручья, Дворцовый овраг или Голосов овраг. Отсюда виден храм Иоанна Предтечи, построенный в 1547 году. Церковь поставлена у обрывов двух склонов- долины реки Москвы и Дворцового оврага. Долина ручья имеет два названия - Дворцовый и Голосов овраг. Первое название от близкого нахождения царского дворца, второе, по-видимому, произошло от громкого журчания ручья, что связано с врезанием ручья в различные по своему составу породы (пески, суглинки, валуны). На левом берегу ручья находится пруд. В приустьевой части левый берег пологий, правый - крутой, покрытый остатками широколиственных лесов.
Затем необходимо двигаться вверх по течению ручья до лестницы. По маршруту на правом склоне можно наблюдать обнажения мезозойских песков разного цвета. Здесь учащихся необходимо познакомить со сбором образцов, их этикетированием и описанием. Встречаются такие обнажения четвертичных толщ: морена, пески с гравийными прослойками и покровные суглинки.
На примере ручья изучается геологическая работа водных потоков, т.е. эрозию (разрушение ложа и берегов, транспортировка материала и его отложения), меандрирование русла. В русле ручья наблюдается смена донных отложений. Примерно в 150 метрах от лестницы выше по течению в русле вскрывается черные юрские глины. Это отражается на цвете воды.
Точка 4. Выходы подземных вод (родники). В месте вскрытия ручьем глины находится множество родников. Часть из них благоустр...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.10.06 | Просмотров: 2196

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340