Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Авторская программа Экологические проблемы своей местности и их изучение в организованной группе — научно-исследовательском обществе - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Авторская программа Экологические проблемы своей местности и их изучение в организованной группе — научно-исследовательском обществе


Автор(ы): Демидов Владимир Александрович, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Пояснительная записка.

При изучении всех школьных естественнонаучных дисциплин, безусловно, необходим экологический подход в изложении материала учащимся. В предлагаемом курсе учебных занятий основное внимание сосредоточено на тех явлениях, которые вызывают серьезную тревогу о состоянии природной среды, в первую очередь, своей местности и перспективах развития цивилизации в целом. К таким явлениям можно отнести глобальное потепление климата, истощение атмосферного озонового слоя, деградация лесов и их хищническая рубка, обмеление рек, перепромысел животных, огромные темпы роста несанкционированных свалок мусора, истощение природных ресурсов планеты и др.. Занятия в школьном научном обществе дадут учащимся всесторонне обоснованное понимание взаимоотношений человека и окружающей среды, помогут выработать способность анализировать факты и материалы, выявить причинно-следственные связи, сформировать практические умения учащихся по анализу различных экологических ситуаций. В рамках практических занятий в природе, учащиеся смогут освоить на практике основные методики изучения объектов живой природы. Материалы, полученные в процессе занятий общества, помогут учащимся лучше понимать экологические проблемы родного края, сформировать экологическое мышление и окажут большую помощь в изучении школьного курса экологии, биологии и химии. Программа занятий школьного научного общества рассчитана на 1 год из расчета двух занятий (2 академических часа) в учебную неделю, 68 часов в год. Практические работы, проблемные конференции и экскурсии проводятся по мере изучения тех или иных тем курса. Отличительной особенностью данного курса является возможность его использования не только учителями Кировской области, но и всей страны в целом с учетом особенностей любого региона, своеобразная универсальность разработки. Тесная связь материала курса с материалом курсов «Ботаника» и «Зоология» дает уникальную возможность творчески работающим учителям, плодотворно интегрироватьматериал одного курса в другой, причем формы такого взаимодействия могут быть различными: от использования межпредметных связей на отдельных занятиях до методических глубоко разработанных интегрированных блоков материала. Структура курса неслучайна: - «Введение» – «Экология растений родного края» – «Особенности экологии животных своей местности» – «Экологические проблемы своей местности» - «Охрана окружающей среды в планетарном масштабе». По каждой главе курса предлагается примерное количество часов, отводимое на ее изучение. Так во «Введении» акцентируется внимание учащихся на важность экологии как науки, рассматриваются вопросы, связанные с возникновением экологии. Только осознание актуальности экологических проблем современности каждым учеником позволит человечеству выжить в наступившем тысячелетии. «Мыслить глобально, действовать локально» – вот основная мысль данного авторского курса.
Разделы «Экология растений родного края» – «Особенности экологии животных своей местности» посвящены изучению основных экологических особенностей представителей местной флоры и фауны. В нём подробно рассматриваются не только вопросы биологии, типичные особенности наших живых организмов, но и редкие, охраняемые, в том числе и реликтовые видов живых организмов своей местности. И здесь связующей нитью проходит мысль о связи внутреннего и внешнего строения организма с условиями его обитания (биотопом), осуществляется переход к понятию экотоп. Внимание учащихся заостряется на чувствительности всех живых существ к вмешательству человека в их среду обитания, через понятие - толерантность.
Третий раздел курса «Экология своей местности» посвящен проблемам населенного пункта, где живет ученик, всему, что его окружает, будь то город или деревня. Причем большинство проблем, как-то: выбросы котельных и автотранспорта, свалки, хищническое использование представителей растительного и животного мира, являются общими для многих населенных пунктов нашей необъятной страны, в чём и заключается универсальность данной авторской разработки. Особо акцентируется внимание на том, что же конкретно сами учащиеся-жители данного населенного пункта уже сегодня могут сделать для улучшения экологической обстановки в своем общем доме – своей малой Родине.
Логическим завершением курса является раздел «Охрана окружающей среды в планетарном масштабе», в котором осуществляется плавный переход к правовым документам и нормативным актам, лежащим в основе регулирования эколого-правовых взаимоотношений предприятий и органов экологического контроля, что особенно важно при нынешних экологических условиях в стране, на пути построения правового государства в России. В этом же разделе учащимися осваивается основной понятийный аппарат экологической дисциплины, происходит знакомство с материалом, который связан с особо охраняемыми территориями: заповедниками, заказниками, национальными парками, памятниками природы, выявляется роль таких территорий как мест экологических исследований и научных разработок по спасению живой природы, эталонных участков земной поверхности, где в нетронутом виде остаются объекты растительного и животного мира. Здесь же акцентируется внимание учащихся не только на международной природоохранной деятельности, но и на конкретной роли каждого учащегося в деле охраны природы своей местности.
Важнейшим дополнением к данной программе является тщательно продуманный и скомпонованный практикум, позволяющий сформировать практические умения у учащихся, по осуществлению исследований разнообразных объектов живой природы родного края, по решению конкретных экологических проблем своей местности. Для учителей же Кировской области данный курс имеет замечательное теоретическое и практическое подкрепление в виде учебного пособия «Экология родного края» под редакцией Т. Я. Ашихминой. Киров.: Вятка. 1996, где приведено не только подробное описание большого количества методик по изучению состояния объектов живой природы (выбирай наиболее доступную и удобную для своего случая), но и описаны основные экологические проблемы в масштабах области, есть и математическая компонента в сборнике в виде алгоритмов математической обработки и последующей интерпретации результатов уже проведённого эксперимента. В разработке так же приведены темы для больших научно-исследовательских индивидуальных и групповых проектов, результаты которых могут быть интересны на уровне областных, Всероссийских и даже Международных массовых мероприятиях школьников естественнонаучной тематики. Учащиеся освоившие основные методики изучения живых объектов и обладающие определённым багажом экологических знаний имеют замечательную возможность в виде самостоятельного определения темы глобального исследовательского проекта (возможно, на выполнение, которого потребуется несколько лет), а это уже не что иное, как формирование у учащегося ключевых компетентностей, итогом которых явится дальнейшее самоопределение в получении соответствующего экологическому профилю образования!
При освоении материала данного курса идет обращение к уже полученным знаниям из курсов природоведения, географии, ботаники, зоологии, химии. Прочные межпредметные связи – залог успешного и глубокого усвоения материала учеником.

1. ВВЕДЕНИЕ (5 ч.)

Наука экология, предпосылки её возникновения. Необходимость изучения предмета в современных условиях. Место экологии в ряду естественных наук. Связь экологии с биологией, географией, химией, физикой и другими дисциплинами. Особенности экологии как самостоятельной науки. Цели, задачи, и подходы науки о нашем общем доме Земле – экологии. Разделы экологической науки. Основные проблемы и задачи, перспективы экологической науки. Методы экологической науки. Влияние деятельности человека на природу. Изменения влияния человека на природу в эпоху научно-технического прогресса. Связь основных факторов воздействия человека на природу с развитием науки, промышленности, техники и ростом нужд и потребностей общества в пище, жилище, топливе, строительных материалах и т. п.. В этом разделе учитель расставляет акценты взаимодействия с учениками на весь период обучения – мыслить глобально, действовать локально. Гармоничное сосуществование человека и природы – залог будущего. Только при условии соблюдения всех экологических законов у человека есть будущее.

2. ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ.
(18 часов, из них 8 часов экскурсии).

Царство растений, повторение основных систематических единиц царства. Растения луга и их экология, знакомство с растениями луга своей местности. Растения – представители сухих, влажных и затопляемых лугов, их особенности.
Растения сухих полян, понятие экотоп. Значение растений луга для человека и природы. Искусственно создаваемые луговые сообщества, повышение их стабильности. Растения избыточно-урожайных мест обитания (болт, топей, низин). Водные растения, особенности их строения в связи с местом обитания. Значение для человека и природы. Растения леса, малый фитоценоз. Ярусность горизонтальная и вертикальная, характеристика леса по ярусам. Определение типа леса. Внеярусная растительность. Понятие экологической сукцессии. Рассмотрение смены одного лесного сообщества другим в окрестностях своего населённого пункта, на конкретных примерах (зарастание луга, болота и т.д.). Лекарственные растения родного края. Внешний вид растений. Места произрастания, сроки сбора. Заготавливаемые части растений, используемые в народной медицине. Народные рецепты, собранные у местного населения. Правила заготовки лекарственного сырья впрок. Применение растений, польза ядовитых растений. Относительность вреда таких растений. Редкие и охраняемые растения нашего края. Внешний вид растений. Места обитания. Причины, по которым растения попали в разряд охраняемых и редких. Категории охраны растений. Реликтовые растения родного края, их нахождение на его территории. Рациональное использование растительных ресурсов родного края.
Экскурсии (8 часов):
  1. Растения луга (составление полного флористического списка растений лугового фитоценоза).
  2. Растения леса «Малый фитоценоз».
  3. Экотон, особенности растений, обитателей пограничной полосы лес – луг.
  4. Изучение продуктивности лугового сообщества методом трансекты.
  5. Изучение продуктивности лугового сообщества методом пробных площадок.
  6. Пищевые растения родного края.
  7. Лекарственные растения родного края.
  8. «Дары леса» (грибы и ягоды родного края).

3. ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИИ ЖИВОТНЫХ.
(12 часов, из них 5 часов экскурсии).

Общая характеристика животного мира. Основные таксономические единицы животного мира. Отличие и сходство животных и растений. Отличие животных от растений и неживой природы. Насекомые нашего края. Общественные насекомые: пчелы, муравьи. Их роль в природе и для человека. Строение муравейника. Правила его огораживания. Насекомые – вредители сельского хозяйства и лесов. Способы борьбы с вредителями. Значение замены химических методов борьбы с вредителями сельского хозяйства биологическими методами. Водные беспозвоночные нашего края. Рыбы. Экология рыб. Рыбы различных водных бассейнов области. Сроки нереста. Сроки и правила рыбной ловли. Разрешенные и запрещенные орудия лова. Ответственность за нарушение законов по охране рыбных богатств нашего края. Борьба с браконьерами. Птицы нашего края. Перелетные птицы и их экология. Зимующие птицы нашего края. Приспособленность птиц к сезонным изменениям в природе. Представители различных отрядов птиц. Выводковые и птенцовые птицы. Значение для человека. Повышение продуктивности охотничьих птиц. Млекопитающие нашего края. Животные водоемов, лугов, лесов. Среды обитания животных. Редкие и охраняемые животные нашего края. Причины, по которым животные стали редкими. Рациональное использование животного мира своей местности. Практические занятия. Помощь школьников животным в зимнее время. Демонстрация чучел птиц и зверей, плакатов, демонстрирующих внешнее строение основных представителей местной фауны. Просмотр диафильма «Группы животных».
Экскурсии (5 часов):
  1. Посещение экологической тропы.
  2. Муравейник и его обитатели.
  3. Птицы родного края.
  4. Насекомые родного края
  5. Рыбы родного края.

4. ЭКОЛОГИЯ СВОЕЙ МЕСТНОСТИ
(7 часов из них 2 часа экскурсии).

Экологические проблемы своей местности. Основные источники загрязнения окружающей среды, причиняемый вред. Охрана окружающей среды: воздуха, почв, воды, богатств животного и растительного мира своей местности. Проблемы рубки леса, свалок мусора, обмеление и загрязнение местных водоёмов. Проблема утилизация и повторного использования некоторых видов бытовых отходов (оборотная стеклотара, переработка макулатуры, ветоши, переработка металлолома).
Экскурсии (2 часа):
  1. Посещение цехов переработки древесины леспромхоза.
  2. Посещение очистных сооружений участковой больницы.

5. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ. (12 ч)

Документы и нормативные акты, принятые в нашей стране по охране окружающей среды. Соотношение между принятыми документами и выполнением их. Организации по охране природы.
Общества по охране природы. Роль лесхозов, лесничеств, леспромхозов в преумножении богатств нашей родины. Связь обществ и организаций с учебными заведениями. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Программы ВМО, ЮНЕСКО, ЮНЕП. Совместные проекты, сборы, лагеря, олимпиады. Участие школьников в охране природы родного края. Ликвида...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2716

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340