Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Методические рекомендации по проведению минуток чистописания - Преподавание в начальной школе - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Методические рекомендации по проведению минуток чистописания


Автор(ы): Феоктистова Надежда Владимировна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Возникшие противоречия:
- между традиционными приемами и методами обучения младших школьников каллиграфии (на совершенствование каллиграфического письма рекомендуется отводить в конце 1 класса и во 2 классе один урок в неделю, в 3 и 4 классах по 8 минут на каждом уроке грамматики и правописания) и необходимостью внедрения новой, прогрессивной системой обучения, необходимой на современном этапе развития образования;
-между существующим обеспечением школ и направлением модернизации российского образования
привели к следующей идее:
- использовать программу по каллиграфии Образовательной Системы “Школа 2100” авторов Бунеевой Е.В., Комисаровой Л.Ю., Яковлевой М.А.;
-создавать на уроках:
- деятельностный подход в обучении;
- условия для личностно-ориентированного, культурно-ориентированного образования;
- условия для сознательного, активного участия младших школьников в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели и позволили сформулировать личную концепцию:
1. Использовать единые технологии обучения каллиграфически правильному письму при поведении всех уроков;
2. Создавать условия для развития потенциальных возможностей детей в атмосфере творчества, понимания, поддержки;
3. Активизировать и совершенствовать основные психофизиологические механизмы, лежащие в основе творческого развития младших школьников;
4. Расширять границы познания младших школьников за счет использования учебных пособий образовательной Системы “Школа 2100”
5. Сделать минутки чистописания универсальной частью урока.
6. Наряду с совершенствованием графических навыков осуществлять орфографическую, фонетическую, словообразовательную работу, углубляя знания по изучаемым темам русского языка.
1. Естественно, выработать у учащихся каллиграфическое письмо в короткий срок невозможно. Для этого требуется несколько лет, так как навык письма формируется медленно.
В первом классе обучение письму начинаю с объяснения правил посадки за партой:
1) ноги ставим на подножку парты;
2) спина прямая, голова немного наклонена вперед;
3) глаза от тетради находятся на расстоянии 30-35 см;
4) плечи горизонтальны, на одном уровне;
5) оба локтя лежат на краю парты.
Немаловажно и положение тетради. Тетрадь должна лежать наклонно влево – для праворуких и влево – для леворуких учащихся. Угол наклона нижнего края страницы по отношению к краю стола около 25 градусов. Нижний левый угол страницы, на которой пишет учащийся, располагается напротив середины руки.
Обязательно проверяю, правильно ли держит ученик ручку. Для закрепления этого навыка выполняем упражнения: “Курочка пьет водичку”, “Подними указательный пальчик”, “ Поработай средним пальчиком” и т.д.
Все выше названные правила повторяю и закрепляю ежеурочно с первого по четвертый класс.
В своей работе использую программу по каллиграфии Образовательной Системы “Школа-2100” авторов Бунеевой Е.В., Комисаровой Л.Ю., Яковлевой М.А. [1, 4].
1 класс:
Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.
2 класс:
Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.
3 класс:
Закрепление навыка начертания букв, способов соединений: в словах, предложениях, текстах. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочетов графического характера.
4 класс:
Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, предложений, текстов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочетов графического характера, по совершенствованию почерка.
Со второго класса на уроках русского языка на материале пособия по чистописанию М.А.Яковлевой [4] организую любую языковую разминку.
Проводить уроки русского языка помогают уже знакомые нам герои из книги для чтения “Капельки солнца” - Петя Зайцев (заяц Пус), Вова Колесников и Катя Персикова. Иногда им бывает трудно, особенно Пете, да и у Вовы частенько встречаются ошибки. Поэтому нам приходится часто им помогать – правильно писать буквы и соединения, слова и т.д..
Регулярно провожу конкурсы “Самая аккуратная тетрадь”, “Лучшая тетрадь”. Во втором классе завели образцовые тетради по русскому языку и математике. Право писать в ней получает ученик, который пишет очень красиво и правильно, очень аккуратно, и, стараясь выполнять все правила каллиграфии.
При проверке тетрадей выставляю две оценки: первая – за грамотность, вторая – за каллиграфию. Оценки за каллиграфию выставляю с целью проверки качества письма с позиции его соответствия следующим требованиям: правильное, четкое начертание всех букв, соблюдение единой высоты и наклона букв на всей строке, параллельности одинаково направленных штрихов, равного расстояния между элементами в букве, между буквами в слове, между словами на строке, достижение плавности и достаточной скорости письма.
2. Тетрадь по чистописанию” предназначена для работы с учащимися на уроках русского языка по учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной “Русский язык”, 2 -4 классы [2]. Время работы на каждом уроке (кроме уроков развития речи, контроля, работы над ошибками) – 5 – 7 минут. Материал по чистописанию подготовлен таким образом, что он тесно связан с темой урока и является своеобразным “мостиком”, помогающим перейти к теме урока. Нумерация уроков соответствует предложенной в методическом пособии.
В работе по дальнейшему формированию у детей каллиграфического навыка учителю рекомендуется выдерживать три этапа: аналитический, синтетический, этап автоматизации. Материал к каждому уроку располагается от простого к сложному, продолжается работа по развитию у детей глазомера.
В систему упражнений тетради включено также упражнение на развитие мелкой моторики – рисование узоров. Написание букв размером в 2-3 строки позволяет увидеть основные недочеты в письме: неправильные соединения, нарушение соразмерности элементов, наклона и т.п..
Развитие графических умений предполагается проверять два раза в год на контрольных уроках по чистописанию: урок№27 и урок№138. Работа занимает также 5-7 минут.
3. На материале пособия по чистописанию М.А.Яковлевой [4] учитель может организовать любую языковую разминку [6], предложенную в методических рекомендациях [1]. Пример языковой разминки по пособию: страница 1, урок № 2.
Тема урока “Повторение фонетики и графики” (2 класс)
1-я строка – строчная буква а , элементы буквы а .
2-я строка – запись букв в соединении (дома)
Дальше в столбик записаны слова:
астра
абзац
алфавит
азбука
1.Словарная работа: астра (абзац) – по усмотрению учителя
2.Обращаем внимание детей на ряд слов и задаем вопросы:
- Что объединяет все эти слова? (Все - имена существительные)
- Какое слово в этом ряду лишнее?
- Найдите слова-синонимы. Как еще можно назвать азбуку? (Букварь)
- Отгадайте загадку-шутку: сколько в азбуке букв? (6)
3. Разминка.
– Вместо вопросительного знака поставьте цифру. Ответ обоснуйте.
астра -2
абзац -2
алфавит -3
азбука - ?
Справка. Указано количество слогов. Ответ 3
астра -5
абзац-5
алфавит-?
азбука - 6
Справка. Указано количество букв. Ответ 7
астра -1
абзац - 2
алфавит - ?
азбука -1
Справка. Указан ударный слог. Ответ 3
Вопросы и задания классу:
- В каких словах из этого списка все согласные звуки твердые?
астра - [ р ]
абзац – [б, з ]
алфавит - [в]
азбука - ?
Справка. Из слов вычленены звонкие согласные. Ответ к.
Далее учитель подводит класс к формулированию темы урока:
- Вы догадались, какова тема сегодняшнего урока?
- Да, мы сегодня будем говорить о звуках, ударении, слогах и науке, которая изучает их.
Затем дети красиво прописывают слова, с которыми только что работали, в тетрадях по чистописанию и переходят к записям в своих рабочих тетрадях по теме урока.
Примеры уроков с применением пособия по чистописанию даны в Приложении 1.
4. Пальчиковая гимнастика.
Ученые-физиологи доказали, что упражнения на мелкую моторику рук способствуют развитию речи, мышления, интеллекта. Сначала руки “учат” мозг, затем мозг учит руки. Хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта. Предлагаю использовать следующие упражнения:
1.
Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетради будут элемент писать.
(Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают. Так повторяется несколько раз.)
2
.
Две веселые лягушки ни минуты не сидят –
Ловко прыгают подружки, только брызги вверх летят.
(Дети сжимают кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы и кладут ладони на парту. Затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.)
3
.
Наши пальчики сплетем и соединим ладошки.
А потом, как только можем, крепко-накрепко сожмем.
(Дети сплетают пальцы, соединяют ладони и сжимают как можно сильнее. Потом опускают руки и слегка ими трясут. Так 2-3 раза.)
4
.
Идет по парте человек, переставляет ножки.
А если ножки смотрят вверх, то получились рожки.
5.
Пальчик вышел погулять, ключ забыл с собою взять.
Что он делает теперь? Просто он стучится в дверь.
(Ребята растопыривают пальцы, а затем начинают одновременно сгибать каждые пальцы на обеих руках одновременно, касаясь подушечками соответствующей ладони.)
6.

Что такое? Что мы слышим?
Это дождь стучит по крыше.
А теперь пошел сильней
И по крыше бьет быстрей.
(Постукивание подушечкой большого пальца правой руки, затем левой.)
7
.
Бедный маленький цыпленок кушать захотел спросонок.
Он по парте клювом бьет, будто бы пшено клюет.
(Постукивание по парте подушечкой мизинца сначала одной рукой, затем другой)
8.

Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится и бумажка загорится?
9.
Руки вытянем вперед, а потом свои ладошки
Развернем наоборот и похлопаем немножко.
10.
“Я сильней наверняка!” - молвит правая рука.
“Почему же! Вот и нет!” - спорит левая в ответ.
(Сцепляют руки “в замок” и тянут в разные стороны, меняя руки местами.)
11
.
Как-то раз по речке Нил плыл огромный крокодил,
Рядом вынырнул другой, закричал ему: “Постой!”.
12.
Раз огромный крокодил таб...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.10.08 | Просмотров: 19654

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340