Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Путешествие в мир сказок - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Путешествие в мир сказок


Автор(ы): Кузьмина Светлана Владимировна, учитель литературы и русского языка


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: Проникнуться атмосферой сказок А.С. Пушкина. Увидеть красоту и индивидуальность слога.
Задача:
  • Постараться быть внимательным к слову.
  • Показать знание сказок А.С. Пушкина.
Оформление доски:
  • Тема.
  • Портрет А.С. Пушкина, портрет Арины Родионовны.
  • Репродукции к сказкам А.С. Пушкина.
Эпиграф.
В чудный мир сказок вошёл навсегда и расставаться с ним не желаю.
А.С. Пушкин.

Ход урока
Слово учителя:

Сегодня на уроке мы отправимся с вами в увлекательное путешествие в мир сказок А.С. Пушкина. Вспомним некоторые из них, проникнемся атмосферой сказок, представим себя на месте героев.
Итак, в путь! -
Фонограмма шум моря, крик чаек.
Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.
Берег у моря лежит, кораблю пристать велит.
- Что же это за берег?
(Учащийся №1 рассказывает отрывок из поэмы Руслан и Людмила)
Учитель:
- Отрывок из какого произведения А.С. Пушкина вы услышали?
Дети:
- Из поэмы Руслан и Людмила.
(За правильный ответ учитель раздает жетоны)
Учитель:
- Мы часто слышали слово лукоморье. Что же такое лукоморье?
Дети:
- Изгиб морского берега.
Учитель:
- Как вы думаете, благодаря кому мы попали на этот берег?
Дети:
- Благодаря Пушкину и его няне (Арине Родионовне)
Учитель:
- Правильно.
(Учитель подходит к портрету Арины Родионовны.)
- Автор этого портрета наш земляк.
(Учащийся №2 рассказывает)
- Прологом к поэме Руслан и Людмила Пушкин доказывал: и простонародное может быть прекрасным. Это художественное исследование народной сказки. Откуда поэт так хорошо знал сказки? В этом заслуга няни поэта, Арины Родионовны.
Арина Родионовна Яковлева ( в замужестве Матвеева) была крепостной крестьянкой.
(Учитель дает учащемуся №2 красный жетон)
Выходит Учащаяся №3 и рассказывает:
- С рождением А.С. Пушкина она получила вольную, но осталась в семье Пушкиных и нянчила всех детей. Арина Родионовна мастерски говорила сказки, была замечательной сказительницей, свободно рифмовала: Вот стану море морщить да вас чертей корчить., Не мышью, не лягушкой - неведомой зверушкой. У Арины Родионовны был один любимый эпитет, которым она часто пользовалась - золотой! Отсюда - названия пушкинских сказок: Золотая рыбка, Золотой петушок.
(Учитель дает Учащемуся №3 жетон)
Учитель:
- Без няни не было бы Пушкина - сказочника. Продолжаем наш путь.
Ветер по морю гуляет
Наш кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо горочки крутой
В сказку O рыбке золотой.
Нас встречает золотая рыбка.
(В роли золотой рыбки выступает Учащийся №4)
Золотая рыбка:
- Вы попадете в мою сказку, если выполните задание:
На столах у вас лежат картинки, изображающие отрывки из сказок Пушкина и слова текста к сказкам.
- Нужно найти подходящие слова к картинкам. Кто выполнит первым, поднимите руку.
(Ребята выполняют задание)
(Рыбка раздает жетоны за правильные ответы)
Рыбка:
- Вы попали в мою сказку.
(3-я группа показывает сценку из сказки О рыбаке и рыбке). (Учитель раздает жетоны участникам сценки)
Учитель:
- Отправимся дальше.
Ветер в море все гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Город новый, златоглавый.
Пристань с крепкою заставой.
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Но мы не можем попасть в этот город. Путь нам преграждает стража. Стража желает задать вам несколько вопросов.
(Выходит стража: учащийся №5 и №6.)
- Назовите полное название нашей сказки. (Сказка о царе Салтане, о сильном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди).
- В каких насекомых превращала Лебедь князя Гвидона? ( Комар, шмель, муха). Стража:
- Вы попали в нашу сказку.
Учитель:
- У вас на столах лежат листки с описаниями царевн.
Стража:
- Какое описание подходит к нашей сказке?
(Уч.-ся отвечают. Учитель раздаёт жетоны).
- Назовите, из каких сказок выбраны данные описания?
(Уч.-ся отвечают. Учитель раздаёт жетоны).
Учитель:
- Найдите сравнения в этих описаниях.
(Уч.-ся отвечают. Учитель раздаёт жетоны).
Учитель:
Здесь присутствует эпизод из народной сказки.
Что общего в сказках народных и сказках А. Пушкина?
(Уч.-ся отвечают. Учитель раздаёт жетоны).
- Каковы различия?
(Уч.-ся отвечают. Учитель раздаёт жетоны).
- Вы много поработали, а сейчас посмотрим сценку из сказки О царе Салтане...
(Уч-ся первой группы инсценируют эпизод из сказки)
Учитель:
- Нам пора в путь.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
Мимо славного Салтана,
И желанная страна вот
Уж издали видна.
(Появляется мачеха из сказки О мертвой царевне... учащаяся №7 )
Читает монолог:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Мне в приданное дано
Было зеркальце одно,
Свойство зеркальце имеет:

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1527

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340