Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Путешествие в мир сказок
Автор(ы): Кузьмина Светлана Владимировна, учитель литературы и русского языка
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: Проникнуться атмосферой сказок А.С. Пушкина. Увидеть красоту и индивидуальность слога. Задача: - Постараться быть внимательным к слову.
- Показать знание сказок А.С. Пушкина.
Оформление доски: - Тема.
- Портрет А.С. Пушкина, портрет Арины Родионовны.
- Репродукции к сказкам А.С. Пушкина.
Эпиграф. В чудный мир сказок вошёл навсегда и расставаться с ним не желаю. А.С. Пушкин. Ход урока Слово учителя: Сегодня на уроке мы отправимся с вами в увлекательное путешествие в мир сказок А.С. Пушкина. Вспомним некоторые из них, проникнемся атмосферой сказок, представим себя на месте героев. Итак, в путь! - Фонограмма шум моря, крик чаек. Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах на раздутых парусах. Берег у моря лежит, кораблю пристать велит. - Что же это за берег? (Учащийся №1 рассказывает отрывок из поэмы Руслан и Людмила) Учитель: - Отрывок из какого произведения А.С. Пушкина вы услышали? Дети: - Из поэмы Руслан и Людмила. (За правильный ответ учитель раздает жетоны) Учитель: - Мы часто слышали слово лукоморье. Что же такое лукоморье? Дети: - Изгиб морского берега. Учитель: - Как вы думаете, благодаря кому мы попали на этот берег? Дети: - Благодаря Пушкину и его няне (Арине Родионовне) Учитель: - Правильно. (Учитель подходит к портрету Арины Родионовны.) - Автор этого портрета наш земляк. (Учащийся №2 рассказывает) - Прологом к поэме Руслан и Людмила Пушкин доказывал: и простонародное может быть прекрасным. Это художественное исследование народной сказки. Откуда поэт так хорошо знал сказки? В этом заслуга няни поэта, Арины Родионовны. Арина Родионовна Яковлева ( в замужестве Матвеева) была крепостной крестьянкой. (Учитель дает учащемуся №2 красный жетон) Выходит Учащаяся №3 и рассказывает: - С рождением А.С. Пушкина она получила вольную, но осталась в семье Пушкиных и нянчила всех детей. Арина Родионовна мастерски говорила сказки, была замечательной сказительницей, свободно рифмовала: Вот стану море морщить да вас чертей корчить., Не мышью, не лягушкой - неведомой зверушкой. У Арины Родионовны был один любимый эпитет, которым она часто пользовалась - золотой! Отсюда - названия пушкинских сказок: Золотая рыбка, Золотой петушок. (Учитель дает Учащемуся №3 жетон) Учитель: - Без няни не было бы Пушкина - сказочника. Продолжаем наш путь. Ветер по морю гуляет Наш кораблик подгоняет Он бежит себе в волнах На поднятых парусах Мимо горочки крутой В сказку O рыбке золотой. Нас встречает золотая рыбка. (В роли золотой рыбки выступает Учащийся №4) Золотая рыбка: - Вы попадете в мою сказку, если выполните задание: На столах у вас лежат картинки, изображающие отрывки из сказок Пушкина и слова текста к сказкам. - Нужно найти подходящие слова к картинкам. Кто выполнит первым, поднимите руку. (Ребята выполняют задание) (Рыбка раздает жетоны за правильные ответы) Рыбка: - Вы попали в мою сказку. (3-я группа показывает сценку из сказки О рыбаке и рыбке). (Учитель раздает жетоны участникам сценки) Учитель: - Отправимся дальше. Ветер в море все гуляет И кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. Город новый, златоглавый. Пристань с крепкою заставой. Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. Но мы не можем попасть в этот город. Путь нам преграждает стража. Стража желает задать вам несколько вопросов. (Выходит стража: учащийся №5 и №6.) - Назовите полное название нашей сказки. (Сказка о царе Салтане, о сильном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди). - В каких насекомых превращала Лебедь князя Гвидона? ( Комар, шмель, муха). Стража: - Вы попали в нашу сказку. Учитель: - У вас на столах лежат листки с описаниями царевн. Стража: - Какое описание подходит к нашей сказке? (Уч.-ся отвечают. Учитель раздаёт жетоны). - Назовите, из каких сказок выбраны данные описания? (Уч.-ся отвечают. Учитель раздаёт жетоны). Учитель: - Найдите сравнения в этих описаниях. (Уч.-ся отвечают. Учитель раздаёт жетоны). Учитель: Здесь присутствует эпизод из народной сказки. Что общего в сказках народных и сказках А. Пушкина? (Уч.-ся отвечают. Учитель раздаёт жетоны). - Каковы различия? (Уч.-ся отвечают. Учитель раздаёт жетоны). - Вы много поработали, а сейчас посмотрим сценку из сказки О царе Салтане... (Уч-ся первой группы инсценируют эпизод из сказки) Учитель: - Нам пора в путь. Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна, Мимо славного Салтана, И желанная страна вот Уж издали видна. (Появляется мачеха из сказки О мертвой царевне... учащаяся №7 ) Читает монолог: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла, Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. Мне в приданное дано Было зеркальце одно, Свойство зеркальце имеет:
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1527
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|