Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании на уроках информатики
Автор(ы): Перепелкина Галина Александровна, учитель информатики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Союз трех фундаментальных учебных дисциплин – языка, математики и информатики – образует нераздельную основу современного образования. А.П. Ершов Развитие человеческой цивилизации переступило невидимую черту, разделяющую тысячелетия. К концу ушедшего века стало ясно, что информационные технологии современного образования развиваются невиданными темпами. Подобная интеллектуальная революция требует гуманизации образовательных процессов, обращения к хрупкому внутреннему миру личности ребенка. Таким образом, главное стратегическое направление образования мною видится в решении проблемы личностно ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность учения – познавательская деятельность, – была бы ведущей в системе “учитель – ученик”. Сегодня образование должно рассматриваться как процесс и результат целостного становления личности: физического, интеллектуального, духовного. Процесс обучения должен стать лишь одним из составляющих, одним из средств образования человека. Усваиваемые знания и способы деятельности не должны являться самоцелью, а должны стать средством для реализации потребности человека “быть личностью” (А.В.Петровский). Технология личностно ориентированного обучения позволяет активно развивать субъективный опыт жизнедеятельности ученика, помогает личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться. Её содержание, методы, приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебно-познавательной деятельности (И.С. Якиманская), совместного проектирования учебной деятельности (Н.И. Алексеев). Совместное проектирование деятельности (учебной, познавательной) – процесс, соединяющий нормативные образы и индивидуальное сознание ученика совместно с учителем, в ходе которого создаются условия для внутреннего принятия смысла изучаемых знаний. Образование, ориентированное на личность, включает в себя: - отказ от ориентировки на среднего;
- применение психолого-педагогической диагностики личности учащегося;
- учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;
- прогнозирование развития личности;
- конструирование индивидуальных программ развития.
Для достижения поставленной цели мы имеем возможность выбрать программу, использовать ее вариативную часть, учебники, а также форму организации учебного процесса. Я использую в своей работе технологии, способные предоставить ученику возможность выбора, научить его ориентироваться в потоке информации, выбирать и использовать нужную (материалы справочной, энциклопедической литературы, данные компьютерной сети Internet) Работая над данной проблемой, я использую технологии, которые предполагают: - организацию совместной деятельности;
- взаимопонимание, общение;
- рефлексию, через которую устанавливается отношение ученика к собственной работе.
На своих уроках я использую технологии: “обучение в сотрудничестве”, разноуровневое обучение, метод проектов, которые позволяют вносить новое во все компоненты урока, повышать информативность содержания материала, менять виды и формы урока. Пример 1: 10-й класс. Тема урока: “Функции пользователя в Бейсике. Оператор DEF” Цель урока: ввести понятие функции пользователя, показать ее отличие от подпрограммы, привить навыки использования этой функции в программе. Учащиеся должны знать: определение функции пользователя, формат оператора DEF. Учащиеся должны уметь: пользоваться оператором DEF при составлении прикладных программ, проводить выбор между оператором DEF и подпрограммой. Тип урока: изучение нового материала. Дифференциация: по уровню сложности примеров. Использую в работе индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения, которые развитию самостоятельности учащихся, их самоорганизации. Своей главной задачей я считаю помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни. Новые педагогические технологии немыслимы без широкого использования новых информационных технологий, и компьютерных в первую очередь. Именно они позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции новых методов образования, реализовать заложенные в них потенциальные возможности. Для достижения данной цели свою работу я строю следующим образом: - структурирую содержание программы, выделяю узловые моменты;
- определяю базовый уровень образования, базовый уровень информационной культуры, минимальный уровень знаний, умений, навыков, необходимых для участия в будущих проектах;
- организую совместную деятельность по формированию базовых уровней, используя дифференцированный и индивидуальный подход, обучение в “сотрудничестве”; формирую информационную культуру;
- совместно с учениками определяем тему проекта, над котором будем работать, (обучаю технике совместной деятельности);
- в процессе подготовки проекта, расширяю базовый уровень знаний и информационной культуры учащихся;
Свои основные направления работы я вижу в: - формирование у учащихся практических навыков работы со стандартным программным обеспечением – текстовые, графические редакторы, инструментальные программные средства, поддерживающие использование мультимедиа и интернет-технологии;
- освоение учениками методов компьютерного моделирования, анализа компьютерных моделей;
- обучение навыкам самообразования через участие в проектах, интеграция знаний из разных областей человеческой деятельности.
По мере развития и практического достижения базового уровня информационной культуры и культуры операционных действий начинается работа над проектом, включающая в себя следующие этапы: Этап 1. Уточнение предметной области. На данном этапе выбирается конкретная область знания (география, биология, литература, и т. п.). Этап 2. Извлечение знаний. Происходит поиск и отбор материала по выбранной тематике. Источниками знаний являются учебники, справочная литература, информационные ресурсы баз данных, ресурсы Интернет. Этап 3. Структурирование знаний. Определяются терминология, список основных понятий и атрибутов, понятия классифицируются по содержанию, устанавливаются логические связи между ними. Этап 4. Представление материала. Определяется и реализуется форма представления материала. Это может быть реферат, альбом, рекламный буклет, информационный проспект, выпуск газеты, создание сайта и т. п. Пример 2: Проект: “Оформление поздравительной открытки к празднику День учителя” Межпредметные связи: литература, русский язык. Тип проекта: творческий. Идея проекта: ученики получают задание, используя работу с графикой оформить поздравительный буклет к празднику (собрав поздравления учителям). В дальнейшем, оформив работы в виде подпрограмм, объединить в единую программу, результатом исполнения которой будут изложены все пожелания учителям. Таким образом, выполнение заданий по проекту в конкретной предметной деятельности позволяет активизировать такие приёмы умственной деятельности как анализ, синтез, обобщение, абстракция, структурирование; развивать приёмы и способы работы с информацией, связанные с ее сбором, переработкой, представлением, актуализировать, формировать и систематизированные знания. В связи с информационной насыщенностью я большое внимание в своей работе уделяю поиску и обработке информационных ресурсов, помогаю ученикам продвигаться в системе знаний. Обучение строю в зависимости от уровня обучаемых и позволяю учиться на собственном опыте и опыте других. Использование технологии разноуровневого обучения в моей работе мне помогает добиваться высоких результатов с каждым учеником. Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, позволяет использовать множество дидактических подходов (обучение в деле, совместное учение, мозговой штурм, ролевые игры, дискуссии, эвристическое и проблемное обучение). Способствует повышению мотивации учеников, что предопределяет возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения. Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда (выпуск стенгазет, буклетов, сайт). Придерживаясь личностно-гуманитарной парадигмы образования, цель обучения вижу в обеспечении включения обучающихся в условия интенсивного внедрения новых информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека и общества, для наиболее полной востребованности личности в его дальнейшей жизни. В данной цели выделяю два компонента: компонент общего образования; компонент прикладного образования. Для достижения компонента общего образования работаю над: формированием информационной культуры обучающихся; умением самостоятельно приобретать знания, из различных областей жизнедеятельности человека; обучаю умениям целеполагания, дополнения, содержания изучаемых знаний, формируя умения и навыки исследовательской и поисковой работы в информационных ресурсах современных компьютерных средств; формируя умения извлекать практическую пользу от общения с компьютерными технологиями, подготавливая к трудовой деятельности с использованием компьютерных средств. Добиваюсь достижения выполнения компонентов прикладного образования. В целях личностно-ориентированного воспитания развиваю познавательный интерес обучающихся, формирую логическое и системное мышление, развиваю рефлексии. Для достижения поставленных целей: - повышаю информативную ёмкость и наглядность изучаемого материала;
- улучшаю освоение знаний за счет использования индивидуальных образовательных траекторий;
- формирую умения моделировать и проектировать изучаемые процессы;
- развиваю навыки самостоятельной работы;
- раскрываю потенциал и значимость изучаемого материала в будущей деятельности;
В своей работе опираюсь на такие принципы: Принцип научности. Применяя его, стремлюсь, донести до учащихся новейшие достижения компьютерных и информационных технологий, используя современный метод обучения – метод проектов. Поощряю исследовательскую деятельность учащихся. Принцип наглядности. Компьютер как универсальное средство обработки информации обладает широкими дидактическими возможностями, способностью в наглядной форме представить различного рода зависимости и соотношения. Так как, именно наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, обучаю и поощряю использование таблиц, диаграмм, графиков, графических изображений. Принцип систематической рефлексии. Лучший способ учиться – периодически анализировать свою работу, отмечать продвижение, выявлять затруднения, реагировать на неудачи. Принцип систематической рефлексии учебной работы заключается в следующем: всякий цикл работы должен завершаться рефлексией. Обучение рефлексии позволяет ученикам учиться на своём опыте, так как допущенные ошибки не страшны, если их учитывают и исправляют. Одно из важных условий успешного продвижения рефлексии групповой работы – доброжелательность, концентрация внимания на положительных аспектах деятельности всех и каждого. Принцип целенаправленного обучения навыкам групповой работы. Умение выслушивать, взаимодействовать, поощрять и организовывать товарищей по групповой работе не появляется само собой. Чтобы организовать успешную работу надо целенаправленно учить учащихся навыкам групповой работы, формировать мотивы к систематическому использованию этих навыков. Пример 3: Изучение темы: “Использование подпрограмм при работе с графикой в языке “Бейсик” (11 кл.) организую так: - делю класс на группы по 3-4 человека;
- каждая группа получает задание: изображение графического объекта (солнце, дом, дерево, машина, туча). В зависимости от уровня членов группы объект статический или динамический (имитация движения);
- работа в группе: обсуждение способа, реализация задания, оформление результата в виде под программы;
- обсуждение каждой подпрограммы (выявление и исправление ошибок);
- соединение подпрограмм в одной программе, прогон, подведение итогов.
Такая форма организации ориентирована на общую цель, которая становится дополнительным мотивационным фактором. Ученики чувствуют ответственность за успех своих товарищей и группы в целом. Ученики выполняют реальную работу, которая завершается практическим результатом. Необходимость достижения общей цели побуждает их оказывать помощь друг другу, вдохновлять друг друга. Добиваясь взаимного успеха, они способствуют успешному решению академической задачи, и развитию взаимного чувства доверия, заботы друг о друге. Группа анализирует успешность своей деятельности. Это создаёт предпосылки для повышения качества работы, служит дополнительным фактором успешного освоения средств учебной деятельности. В своей работе я замечаю, что проектное обучение стимулирует истинное учение самих учеников, потому что оно: - личностно ориентировано;
- использует множество дидактических подходов;
- влечёт возрастание интересов детей;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.
Но главное, метод проектов позволяет интегрировать в себя методы воспитания и развития. Пример 4: При создании учебного проекта для обработки навыков работы с программой Power Point мною было поставлено задание: создать работу, которую можно применять при объяснении нового материала, Выполнение проекта преследовало цели: - развитие навыков групповой работы;
- развитие навыков ком...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.10.08 | Просмотров: 3776
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|