Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Разработка урока Водная среда обитания в 7-м классе
Автор(ы): Равилова Гульжана Абаевна, учитель биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: Начать более подробное изучение сред обитания животных. Выяснить какие животные обитают в водной среде и доказать, что они нуждаются в нашей защите. Задачи: Обучающие: показать, что вода является средой обитания для многих животных и что животные погибают из-за хозяйственной деятельности человека и нуждаются в защите. Развивающие: развитие познавательной деятельности и самостоятельности. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к «братьям меньшим». Тип урока: проблемно-развивающий (комбинированный). Ход урока I. Организационный момент. II. Изучение нового материала. Учитель: – Планета Земля является огромным домом для человека, но в этом доме человек живет не один. Его окружают множество живых организмов. Они являются нашими соседями. – Давайте посмотрим, где, чей дом. (Дети называют животных, живущих на разных материках, учитель прикрепляет на карту карточки с их изображением.) – Ребята, а какую еще среду обитания нашего огромного дома мы не заселили? (Воду; объявляется тема и цель урока.) – Какие животные обитают в воде? (На карту прикрепляются картинки с изображением животных.) – Животные обитают не только на земной поверхности. Не менее разнообразен животный мир различных водоемов – будь то небольшой пруд или огромный, безбрежный океан. В глубинах Мирового океана встречается огромное число видов животных. Сегодня на уроке мы должны выяснить, как водные животные приспосабливаются к условиям обитания. Познакомиться с группами водных животных, и основными источниками загрязнения водоемов. Каким образом животные приспособились к жизни в воде? Условия жизни водных животных отличаются от тех условий, в которых обитают наземные животные. Главным образом это связанно со свойствами воды. Вспомните из курса физики, какими свойствами обладает вода? (Ответы детей.) Во-первых, это плотность воды, она, как известно, выше плотности воздуха, именно благодаря высокой плотности воды многие животные живут всю жизнь у поверхности воды, никогда не опускаясь на дно. Во-вторых, вода менее прозрачна, чем воздух. На большие глубины не проникает солнечный свет. В прудах и многих реках вода бывает очень мутная, и водные животные существуют там почти вслепую. В-третьих, вода обладает высокой теплоемкостью, чем воздух, в воде мало кислорода, по сравнению с воздухом, вода обладает таким свойством, как текучесть и соленость. И, тем не менее, в воде обитает большое количество животных. Как же они приспосабливаются к данным условиям? Любой водоем это природное сообщество. И как в любом природном сообществе каждый организм здесь имеет свое определенное место. Так же как и в наземных природных сообществах в водоемах животные распределяются по ярусам неравномерно, плотность обитателей зависит от наличия условий обитания, пищи, отсутствия хищников т.д. В качестве примера рассмотрим океан или море. Представьте, что мы на морском дне, там можно обнаружить массу разнообразных животных. Это различные губки, кишечнополостные (кораллы и актинии), плоские и кольчатые черви. Среди других животных там встречаются креветки, раки и крабы, а также множество двустворчатых и брюхоногих моллюсков, морских звезд и морских ежей. Из крупных животных можно встретить скатов. Донных животных в целом называют бентосом (от греч. Бентос – глубина). На других ярусах – в толще океанских вод – тоже обитают свои животные. Среди них можно различить две группы. Плотность тела многих животных практически не отличается от плотности воды, поэтому они способны, не затрачивая усилий, «висеть» в ее толще. Этим животным помогают «парить» в воде и многочисленные выросты тела, которые выполняют роль своеобразных водных парашютов. Такие животные хотя и могут плавать, но обычно не способны сопротивляться даже слабому течению. Называется эта группа животных – планктоном (от греч. Планктос – блуждающие). Обычно планктонные животные очень мелкие (это одно из приспособлений, позволяющих им «висеть» в воде), однако есть и довольно крупные. Среди планктонных животных встречаются представители различных типов и классов. Это и простейшие (например, радиолярии), и кишечнополостные (медузы и гребневики), и множество ракообразных (в том числе мелкие рачки, которыми питаются усатые киты), и плавающие в толще воды, утратившие раковину брюхоногие моллюски, и даже некоторые рыбы. Кроме планктона в толще воды обитают прекрасно плавающие крупные животные, которые легко справляются с самыми сильными течениями и способны развивать большую скорость. Эта группа водных обитателей называется нектоном (от греч. нектос – плывущий) (рис. 50). Наиболее типичные нектонные животные – это рыбы, киты, дельфины, кальмары. У этих животных в процессе эволюции в водной среде обитания выработалась сходная «торпедообразная» форма тела, позволяющая им развивать очень большую скорость (дельфин – 55 км/ч, меч-рыба – 130 км/ч, кальмар – 70 км/ч) (рис. 50). Некоторые водные животные связаны только с водной поверхностью. К таким животным относится, например, португальский кораблик – представитель кишечнополостных. Характерная особенность этого животного – воздушный пузырь, который, как поплавок, всегда держит тело португальского кораблика у поверхности. Кроме того, этот поплавок служит своеобразным парусом, с помощью которого кораблики ветром перемещаются на большие расстояния. Наконец, большое число морских животных приспособилось к обитанию на побережье – на границе водной и наземно-воздушной сред, которая называется Литоралью. Наиболее характерные литоральные виды – это различные береговые раки и крабы, а также некоторые рыбы, например илистый прыгун. Эта рыбка не только быстро передвигается по влажному грунту при помощи хвоста и сильных грудных плавников, но даже может залезать на растущие у воды корни деревьев. Свою добычу – мелких ракообразных – она тоже собирает на суше. III. Закрепление. Итак, мы на поверхности океана и продолжаем путешествие по водной глади. Когда известный норвежский ученый и писатель Тур Хейердал совершал по воде путешествие от берегов Африки к Центральной Америке. Он был п...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.10.08 | Просмотров: 4868
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|