Главная / Методические материалы / Преподавание технологии
Программа объединения декоративно-прикладного творчества Декоративные поделки (изделия из древесины)
Автор(ы): Бунин Игорь Вячеславович, педагог дополнительного образования
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка С глубокой древности человек, изготовлял и изготовляет различные изделия, стремясь сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ это то, что дарит земля, и что исходит от самой природы: камень, глина, солома, дерево. Используя дары природы, педагог создаёт условия для развития художественно-творческих способностей школьников посредством ремесла как широкий процесс формирования жизненных отношений, воспитывающих развитую творческую личность. Общение учащихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей очень важны для общего художественного развития детей, воспитывая у них здоровые нравственные начала, любви и уважения к труду. Занятия в объединении формируют такие черты, как трудолюбие, креативность, настойчивость, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело, развивают эстетический вкус и глазомер. Постоянная работа с природоматериалом способствует развитию любви к родной природе. А в человеке, который любит природу, легче воспитать стремление бережно относиться к ней, т.е. рационально использовать природные богатства на благо людей. Необходимо постоянно подчёркивать, что польза леса не только в том, что он даёт многообразное сырьё для промышленности; лес выполняет в природе и другие функции: сохраняет водные ресурсы, предупреждает эрозию почв, очищает воздух и т.д. Дерево – один из самых популярных поделочных материалов. Оно сравнительно легко обрабатывается самыми простыми инструментами. Древние славяне считали дерево посредником между человеком и солнцем. Оно было символом благополучия и счастья, долголетия и здоровья. Изделия из дерева прочно вошли в нашу жизнь. По разнообразию применения древесина не имела себе равных. Из неё делалось практически всё необходимое для жизни: дома, мебель, посуда, колыбели, игрушки, мосты, сани, телеги, музыкальные инструменты, мельницы, лодки и многое другое. Каждый мастер, выполняя то или иное изделие из древесины, старался сделать его красивым, показав природную красоту дерева и усилив её. Выпиливание и резьба, работа на токарных станках по дереву – это общедоступные, основные виды обработки и способы показать дерево во всей красе. Выпиливание – один из самых распространённых видов декоративно-прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяет учащимся всех возрастов заниматься выпиливанием. Художественное выпиливание – это сочетание искусства с техническими операциями по ручной обработке древесины, позволяют существенно влиять, готовность трудиться, на воспитание чувства красоты, способность видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни, на приобщении к культуре, рационально использовать свободное время учащихся. Красота и законченность форм, широкая возможность ритмической организации узлов, простота и быстрота изготовления изделий – вот что притягивает не только мастеров, но и широкий круг школьников к точению древесины. Токарная обработка древесины – работа направлена на отношение учащихся к трудовой деятельности, на потребность в труде, нравственное воспитание школьников, расширение их кругозора, привитие интереса и любви к творческой деятельности, самоорганизацию, самостоятельность, самооценку. Учитывая, что при токарной обработке богаче раскрываются декоративные свойства древесины, создаётся возможность использования древесины широко распространённых пород деревьев, имеющих невыразительную текстуру, а также обрезанных весной ветвей плодовых деревьев, отходов при переработке древесины на предприятиях. В учебных мастерских обычно имеется 2-4 токарных станка СТД, поэтому количество учащихся в объединении должно быть не более 5-7 человек. Изучая токарное дело, дети знакомятся и с различными видами отделки точёных поверхностей – выжиганием, аппликацией, резьбой и др. Резьба по дереву – национальный вид искусства для многих народов нашей страны. Резными работами по дереву с увлечением занимаются многие школьники. Такие занятия – это сочетание труда мастера по деревообработке с искусством художника, создающего новые декоративные образцы. Учащиеся осваивают наиболее простые виды резьбы по дереву – контурную и геометрическую (трёхгранно-выемчатую). Эти виды резных работ не требуют сложных инструментов, редких материалов. Резную композицию практически можно выполнить одним косым ножом. Занятия контурной, трёхгранно-выемчатой резьбой играют также существенную роль в патриотическом воспитании учащихся, так как позволяют приобщить их к художественным традициям своего края, народов нашей страны, воспитать у них чувство гордости за свой талантливый народ. В целях развития фантазии, воображения учащихся целесообразно предложить им дополнять геометрические узоры деталями по собственному предложению. Натуральные образцы не должны лишь копироваться учащимися, так как это ведёт к воспитанию безынициативных стилистов. С первых занятий следует стимулировать творческий подход к выполнению изделий – опора на важный принцип народного искусства – работу по методу творческого варьирования типовых композиций. Интеллектуальное развитие ребёнка происходит не как усвоение чужого опыта, а как естественная модернизация их собственного опыта, как самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый, а потому очень действенный источник развития. Труд не выступает как нежелательная повинность, а организуется как личный интерес, творческий подход к изготовлению изделий. Такой подход способствует развитию у детей творческой инициативы, активно влияет на профессиональный рост работ учащихся. Настоящая программа составлена в соответствии с новой программой по трудовому обучению, где предусматривается расширение политехнического кругозора учащихся, развитие их пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к технике, к конструированию различных технических устройств, к стремлению овладеть навыками работы в той или иной отрасли, шире познакомиться с творческими возможностями различных массовых рабочих профессий. В её основу положена технология свободного воспитания. Программа делает акцент на предоставление обучаемым свободы выбора и самостоятельность в большей или меньшей сфере его трудовой деятельности. Осуществляя выбор, учащийся реализует позицию субъекта, идея к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия. Педагог предлагает ряд заданий, способы изготовления изделий, которые направляют работу обучаемого в нужное русло, но внутри каждого задания школьник абсолютно свободен. Обучаемый имеет право на ошибку, но она является лишь ступенью познания с помощью педагога, отказавшегося от методов принуждения и форм подавления достоинства ребёнка. Мастер-педагог – для учащегося, а не обучаемый для мастера. В работе характерно сотрудничество педагога со школьниками, сотворчество, совместный поиск. Цель данной программы: создание условий, обеспечивающих независимый выбор школьником поступков, способов, деятельности, творческих возможностей; воспитание созидательных качеств; раскрыть и развить потенциальные особенности, заложенные в ребёнке. При планировании работы на учебный год упор следует делать на практические занятия. Сам характер ремесла таков, что премудрости начинающие могут усвоить только “через руки”. С первых дней занятий учащихся надо приучать к аккуратности, к соблюдению порядка на рабочем месте, к экономному расходованию материала. С самого начала следует так же формировать навыки бережного отношения к инструменту и надлежащего ухода за ним. Объединение “Декоративные поделки” первого года занятий комплектуется из учащихся 5-6 классов (7-9 учащихся). Задачи этого года обучения: - расширение политехнического кругозора;
- опираясь на школьную программу, введение технического моделирования;
- формулирование навыков в графическом изображении при изготовлении изделий / первые модели учащиеся выполняют с помощью шаблонов, а затем и учатся работать по чертежу/;
- правильное употребление технических терминов и использование их в работе;
- предоставление обучающимся возможности самостоятельного выбора путей работы, средств для достижения цели, темпа деятельности;
- предоставление детям возможности активно задавать вопросы;
- формирование умений и навыков работы с различными материалами и ручными инструментами;
- создание условий для проявления самостоятельности и творчества при изготовлении изделия, поощрение высказывания оригинальных идей;
- обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок и выходов на природу;
- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость;
- прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу;
- воспитание культуры труда и эстетическое просвещение.
Для учащихся первого года занятий рекомендуется использовать групповую /фронтальную/ форму организации работы, при которой все одновременно выполняют одно задание, но на разных изделиях. Объяснения руководителя относятся ко всем обучаемым, и воспринимается ими одновременно, причём знания не даются, а выстраиваются и каждый учащийся имеет возможность к достижению цели своим путём. Программа второго года занятий строится и служит непосредственным продолжением программы для начинающих. Комплектуется из учащихся 5-7 классов (по 5-7 школьников в звене), уже обладающих знаниями и навыками в объёме программы первого года занятий под руководством педагога или самостоятельно полученных дома, школе. Задачи года обучения: - развитие пространственного мышления;
- создание условий для свободного воспитания и обучения, для реализации позиции субъекта;
- использование личного примера педагога в творческом подходе к решению проблем;
- дальнейшее расширение и углубление знаний в области технологии;
- удовлетворение интересов школьников к работе и развитие его до сознания потребности;
- создание ситуаций успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности;
- помогать детям, в их желании сделать свои работы общественно значимыми;
- добиваться от учащихся качественного изготовления и отделки, как самой детали, так и всего изделия в целом;
- ознакомление с основами конструирования и моделирования;
- продолжение формирования умений и навыков работы с различными материалами;
- продолжение занятий, как с ручными инструментами, так и на станках;
- проведение учащимися самопроверки и самооценки своего изделия.
Планируя практические работы обучаемых второго года занятий, необходимо иметь в виду, что не обязательно изготовлять все работы, указанные в примерном тематическом плане и программе. Достаточно в течение учебного года изготовить одну-две сложные вещи. В занятиях рекомендуется использовать сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы. Наиболее подготовленные учащиеся первого и второго годов занятий могут участвовать в районных и городских выставках. Объединение третьего года обучения. Он комплектуется из учащихся 6-9 классов (по 3-5 школьников в звене), уже активно занимавшихся в этом объединении и прошедших тестирование в конце второго года. Программа третьего года обогащается элементами профессиональной подготовки, деятельность обучаемых – творческая работа, отражающая в значительной мере уровень и глубину полученных учащимися знаний и навыков. Задачи этого года обучения: - уважение права обучаемого быть не похожим на взрослых и друг на друга, права на свою индивидуальность, творчество;
- создание условий для гармонического сочетание интеллектуального, эстетического, практически-трудового аспектов образования;
- ставка на самостоятельность, самодеятельность кружковцев, обеспечение сотрудничества в работе.
Рекомендуется использовать индивидуальную форму работы с использованием своих – творческих – проектов. Учащиеся сами, с учётом увлечений и потребностей определяют конструкции, над которыми они будут работать в течение всего учебного года. Это уже творчески самостоятельная группа, в которой руководитель выполняет роль главным образом технического консультанта, старшего товарища. Программа составлена на основе опыта учебно-воспитательного процесса, с методами решения творческих задач и рассчитана на три года обучения. Деятельность объединения “Декоративные поделки” носит поисковый характер. На занятиях руководитель предлагает детям ситуации, выдвигает задачи, которые решаются в ходе работы самостоятельно. При подборе группы учащихся для занятий необходимо учитывать интересы и соблюдать принцип добровольности. На 1 год занятий отводится - 144 учебных часа, 4 часа в неделю /2 по 2/;
- на 2 год – 216 уч.часов, 6 часов в неделю /3 по 2 или 2 по 3/;
- на 3 год – 324 уч.часов, 9 часов в неделю /3 по3/.
По каждой теме, входящей в программу, даётся сумма теоретических сведений и перечень практических работ. Теоретическую работу с обучающимися лучше ограничить краткими беседами /не более 10-15 минут/ и пояснениями по ходу процесса. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его исподволь, постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его на практике. Он может включать в себя – краткое пояснение руководителя по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа, которая имеет общественно полезную направленность, что как видно из самого названия объединения – “Декоративные поделки”. Она состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы – осваивание приёмов – по каждому виду отдельно. Это должны быть небольшие работы по объёму, выполняемые по образцу. Все практические работы строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу – изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления деталей, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого в конструкторском, художественном и технологическом исполнении. /См. Приложение 3/ Особое место в работе объединения занимают экскурсии. Они служат развитию познавательного интереса детей, являются средством общения, позволяют выбрать объекты для работы. Одним из показателей успеха в работе является участие обучаемых в различных выставках и беседах, конкурсах и соревнованиях. Руководитель объединения обязан заранее познакомиться с планом массовых мероприятий, а в группах целесообразно обсудить возможность участия в тех или иных делах, наметить конкретный план подготовки к такому участию. /См. Приложение 4/ По окончании работы, на заключительном занятии, руководитель подводит итоги учёбы за год и анализирует успехи и неудачи каждого члена объединения, вносит предложения, но не навязывает их. Лучшие работы представляются на отчётную выставку изделий. Вопрос об участии, должен решаться и осуществляться самими школьниками. /См. Приложение 5/ Учитывается: - возраст воспитанника; - общественная значимость поделки; - художественная ценность изделия; - качество исполнения данного предмета; - элементы творчества в работе, самостоятельность. Для успешного выполнения целей и задач, поставленных в плане учебно-воспитательной работы, необходимо использовать такую систему знаний, которая обеспечила бы достижения их с наибольшим эффектом. Из двух систем занятий – рецептурно-подражательной (репродуктивной) и познавательно-творческой – вторая система более эффективна. Однако надо не забыть, что при проведении занятий на творческой основе всегда присутствует воспроизводящий труд, который сочетается с трудом творческим. Это и понятно, так как немыслимо творчество без знаний и навыков. Следовательно, знания и навыки – необходимое условие для творчества, а труд, воспроизводящий и творческий, неразрывно связаны друг с другом. Однако в младших группах обучения будет преобладать труд воспроизводящий. Творчество детей надо развивать постепенно. В группах младшего возраста главное внимание обращается на привитие знаний, умений и навыков и по мере их приобретения у ребят появятся возможность создания изделия, которому свойственна новизна. В ходе выполнения данной программы объединения учащиеся приобретают и закрепляют знания и умения: - представление о современных производствах;
- проявление любви к природе, бережного отношения к ней;
- интерес и желание самому выполнять изделия, проявлять выдумку, фантазию и смекалку;
- проявление приоритетных качеств личности: трудолюбие, доброта, совесть, достоинство, гражданственность;
- умение различать целлюлозно-бумажные, текстильные, дерево- и металлообрабатывающие, машиностроительные, химические материалы;
- умение определять основные свойства ткани, дерева, металла, пластмассы, полуфабрикатов;
- определять в машине двигатель, передаточные механизмы, представлять устройство станка;
- работать по чертежу и технологической карте;
- работать различными ручными и чертёжными инструментами;
- знание приёмы работы с этими орудиями труда;
- умение конструировать, планировать трудовой процесс, делать выбор плана действий, средств для достижения цели, темпа деятельности;
- умение вести технологическую операцию, самопроверку и самооценку своего трудового изделия, его полезность;
- стремление к художественной ценности изделия;
- осуществление технологических процессов: разметку, сгибание, резание, формовку, монтаж, отделку;
- умение находить поиск путём преодоления трудностей;
- умение доводить начатое дело до конца;
- соблюдение основные требования санитарии, гигиены, культуры труда, техники безопасности;
- конструирование, изготовление поделки для выставок;
- проявление технического творчества, самостоятельности, фантазии и воображения. /См. Приложение 6/
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля: - вводный
, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам; - текущий
, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность технологических операций; - рубежный,
который проводится после завершения изучения каждого блока. Он закрепляет знания и умения, связанные технологической характеристикой изделия; - итоговой
- проводимый после завершения всей учебной программы. Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки. Сроки выполнения программы динамичны, что обеспечивается возможностями учреждения дополнительного образования, возможной материальной поддержки объединения её членами, местными условиями. Руководитель объединения в зависимости от этого может вносить в программу изменения: Сокращать или увеличивать объём материала по отдельным темам; Включать дополнительные теоретические сведения и практические работы. П Л А Н УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА “ДЕКОРАТИВНЫЕ ПОДЕЛКИ” № по порядку | Разделы | Кол-во часов по году обучения | 1 год | 2 год | 3 год | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. | Организационный период (до 10 дней)Вводное занятие Художественное выпиливание Художественная обработка древесины Комбинация древесных материалов Начальное моделирование Азбука геометрической резьбы Принципы токарной обработки деталей из древесины Творческая работа Экскурсии Выставки, соревнования и беседы Заключительное занятие | - 2 78 16 16 12 - - - 6 12 2 | - 3 66 - - - 9 24 84 12 15 3 | - 3 - - - - - - 273 118 27 3 | И т о г о : | 144 | 216 | 324 | ПЕРВЫЙ ГОД ЗАНЯТИЙ Примерный тематический план Тема | Количество часов | всего | теоретические занятия | практические занятия | 1. Организационный период (до 10 дней)2. Вводное занятие 3. Художественное выпиливание 4. Художественная обработка древесины 5. Комбинация древесных материалов 6. Начальное моделирование 7. Экскурсии 8. Выставки, соревнования и беседы 9. Заключительное занятие | - 2 78 16 16 12 6 12 2 | - 2 4 2 2 2 3 - 2 | - - 74 14 14 10 3 12 - | Итого: | 144 | 17 | 127 | Примерный теоретический материал 1. Набор звена. Запись в объединение 1-го года начинают с 1 сентября, т.е. после возвращения школьников с каникул. В целях пропаганды и наглядности содержания работы в мастерской, т.е. там, где проводится запись, руководитель организует небольшую выставку изделий обучаемых. Запись проводится в часы, указанные в объявлении. Прежде чем записать новичка, руководитель беседует с ним. Эта беседа должна протекать примерно по такому плану: возраст, класс, успеваемость, местожительство; в какие кружки записался, в каких занимался (занимается), сколько времени, почему бросил, зачем идёт в объединение и т.д.. Записав новичка, надо не только устно сообщить ему день и время первого занятия, но и вручить ему карточку (уведомление), в которой написаны наименование объединения, дни и часы занятий, а также фамилия, имя и отчество руководителя. 2. Вводное занятие. Организационный момент. Цели и задачи объединения. Обсуждение плана работы. Деревообработка – одна из древнейших профессий. Охрана лесных богатств. Безопасность труда при деревообработке. Правила внутреннего распорядка. Демонстрация изделий ранее выполненных в этом объединении. 3. Художественное выпиливание. Чертёжные инструменты. Виды и приёмы выполнения разметки. Общее понятие о производстве пиломатериалов. Изготовление фанеры. Свойства бумаги, картона, древесины. Основные ручные инструменты для работы в объединении. Назначение и устройство лобзика и приспособлений, применяющихся при выпиливании лобзиком. Виды клея и технология изготовления соединений на клею. Технология обработки поверхностей масляными лаками. Выпиливание из фанеры лобзиком изделий с прямолинейными и криволинейными вырезами. Отделка изделий выжиганием. 4. Художественная обработка древесины. Рациональная разметка древесины. Приёмы пиления. Правила безопасности труда. Простейшие приспособления. Контроль формы и размеров готового изделия. Водные красит...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.10.09 | Просмотров: 3921
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|