Главная / Методические материалы / Социальная педагогика
Педагогический подход к развитию творческого потенциала детей-сирот как фактор их успешной социализации
Автор(ы): Комиссарова Надежда Ивановна, директор детского дома
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В Сасыкольском детском доме Харабалинского района Астраханской области содержатся и воспитываются 59 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школьного возраста. Подавляющее большинство воспитанников – социальные сироты. К тому же часть детей, которых по формальным признакам можно отнести к сиротам, на самом деле являются социальными сиротами, т.к. их родители погибли вследствие алкоголизма или по другим причинам, связанным с их асоциальным поведением. Особенность социально-психологического развития таких детей заключается в отсутствии опыта нормальной человеческой жизни. Для части социальных сирот характерен и собственный опыт асоциального поведения. Следствие такого образа жизни – отсутствие нормальных ценностных ориентиров. Социальные сироты, не имеющие примера созидательной, конструктивной деятельности в своей семье, легко усваивают позицию потребителя, о нуждах которого заботится государство. Условия жизни в детском доме ограничивают установление коммуникативных связей с внешним миром. Ребенок-сирота, ограниченный в связях с внешним миром, испытывает трудности при выборе профессии. Отставание в физическом и интеллектуальном развитии, слабое здоровье становятся дополнительными, но весьма существенными факторами, осложняющими подготовку воспитанников к самостоятельной жизни. Пытаясь преодолеть негативное влияние факторов социального сиротства на формирование личности воспитанников, педагоги нашего учреждения выбрали основным направлением своей деятельности – развитие творческих начал. Мы прекрасно понимаем, что далеко не все наши дети могут стать творческими личностями, но творческое отношение к любому делу, использование элементов творчества в работе под силу и необходимо каждому. Творчество – это потаенное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Даже когда мы выполняем повседневную работу: готовим еду, моем одежду, мастерим что-то, оставляем и ремонтируем квартиру, выращиваем растение, составляем букеты, делаем прическу, макияж, пишем письма, общаемся с людьми, рисуем, играем - можно внести что-то новое, неповторимое. Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень. Для нас неважно, чем придется заниматься во взрослой жизни нашим воспитанникам: учить детей или строить дома. Главное – делать это творчески, т.е. с фантазией, любовью, выдумкой, вдохновенно. Творчески развитый человек обязательно будет работать лучше, с ним будет интереснее. Это значит, что творчески развитый выпускник детского дома найдет соратников и друзей, будет иметь свои симпатии. Его переход к самостоятельной жизни несомненно облегчится. С мая 2003 года детский дом работает в режиме областной федеральной площадки по теме “Педагогический подход к развитию творческого потенциала детей-сирот как фактор их успешной социализации”. Сегодня я предлагаю вашему вниманию программу экспериментальной работы. Объект эксперимента: творчество во всех направлениях воспитательного процесса в детском доме. Предмет эксперимента : педагогические пути и способы развития творческого потенциала воспитанников в подготовке к самостоятельной жизни. Цели эксперимента: Создание модели воспитательной системы, обеспечивающей успешную социализацию творчески развитых воспитанников, их интеграцию в социум; Повышение эффективности воспитательного процесса, его качества, как следствие,- конкурентоспособность выпускника детского дома; Задачи эксперимента: Создание системы мотивации педагогического коллектива на развитие творческого потенциала воспитанников; Создание условий для максимального развития творческого потенциала каждого ребенка на основе его индивидуальности в процессе обучения и воспитания; Разработка и апробация модели воспитательной системы через оптимальную организацию совместной работы педагогов детского дома и Детской школы искусств, воспитательную деятельность на развитие умений, навыков, участия в различных видах творчества: ИЗО, музыка, театр, художественный труд и т.д.; Совершенствование работы по профессиональному самоопределению воспитанников, развитие навыка творческого подхода в любом деле; Совершенствование системы работы по социализации и дальнейшей успешной интеграции воспитанников детского дома в общество; В ходе эксперимента нам предстоит выяснить: Какой должна быть воспитательная среда в детском доме и как ее организовать? Какова роль педагога в воспитательном процессе детского дома и какими профессиональными качествами он должен обладать? Какими методами в условиях детского дома можно развить в ребенке творческое отношение к любому труду, взаимодействию с разными категориями людей в обществе? Каковы методы привлечения общественности к участию в воспитательном процессе детского дома, оказанию помощи воспитанникам в их успешной социализации? Гипотеза: Если воспитательный процесс в детском доме будет построен на основе педагогической помощи и участия в развитии творческого потенциала воспитанников, привлечения каждого ребенка к занятиям различными видами творчества, соответствующими его личностным особенностям, это значительно повысит эффективность воспитательного процесса, поможет воспитанникам преодолеть комплекс неполноценности, приобрести уверенность в себе и, как следствие, увеличит успешность социализации и дальнейшей интеграции выпускников в общество. Ожидаемые результаты Ожидаемые результаты эксперимента можно подразделить на группы – педагогические и собственно результаты эксперимента. Педагогические результаты Воспитательный процесс в результате эксперимента позволит воспитаннику: чувствовать себя психологически защищенным; раскрыть свои ресурсы и способности, получить возможность самоутверждения в значимых для него сферах жизнедеятельности; приобрести навыки самообразования, навыки параллельного обучения в школе искусств; повысить уровень воспитанности, навыки общения и культуры поведения; многосторонняя творческая деятельность станет основной для самореализации личности воспитанника, развития ее способностей. Воспитательный процесс в результате эксперимента позволит педагогу: овладеть методами изучения личности ребенка, его способностей и интересов; овладеть приемами организации творческой деятельности воспитанников исходя из их индивидуальных особенностей; повысить профессиональное мастерство и педагогическую культуру. Собственно результатом экспериментирования станет создание модели воспитательной системы детского дома, будет найден способ, как в условиях детского дома предоставить воспитанникам условия для развития на более высоком уровне творческих возможностей, а также возможностей для дальнейшего профессионального самоопределения и интеграции в обществе. Критерии оценки ожидаемых результатов Результаты эксперимента будут оцениваться по следующим критериям: вовлеченность детей в творческие дела детского дома (количество воспитанников занимающихся в ДШИ, кружках, ансамблях, массовых мероприятиях); количество призовых мест, занимаемых творческими коллективами детского дома в районных, областных соревнованиях, смотрах, выставках, фестивалях; количество выпускников детского дома, поступивших в учебные заведения музыкального, художественного направления, в культурно-просветительное училище и т.д. и успешно окончивших их, нашедших достойное место в жизни. Сроки эксперимента Эксперимент рассчитан на пять лет. Окончание эксперимента – момент завершения обучения в ДШИ воспитанниками первого набора, обучающимися на данный момент в 2-4 классах ДШИ. Основные методы экспериментального исследования наблюдение за воспитанниками в ходе воспитательного процесса, параллельного обучения в средней основной школе и школе искусств (состояние физического здоровья, психического комфорта, успеваемости в школе); тестирование, опрос; анкетирование воспитанников, педагогов детского дома, средней основной школы, школы искусств; анализ полученных блоков информации педагогического и медицинского характера с целью коррекции и дальнейшей разработки педагогического сопровождения процесса развития творческого потенциала детей. Участники эксперимента Основными участниками эксперимента являются воспитанники, педагоги и медицинские работники детского дома, преподаватели ДШИ, научные руководители эксперимента. Условия проведения эксперимента Для проведения эксперимента в детском доме имеются: педагогический коллектив, осознающий значимость поставленной проблемы и мотивированный на ее решение; наличие штатных единиц психолога, педагога-организатора, музыкального руководителя, педагога дополнительного образования, воспитателей, инструкторов по труду, научные руководители; доступ в Интернет; связь с ДШИ, библиотеками, ДК, комитетом культуры и спорта Администрации Харабалинского района. Для продолжения и наибольшей эффективности эксперимента необходимы: ставка хореографа в детском доме; ставка режиссера-постановщика; ставка инструктора оп туризму; регулярное повышения квалификации кадров в области эстетики и культуры, овладение развивающими педагогическими технологиями и методиками, методами мониторинга, ведения исследовательской работы; регулярное пополнение библиотеки детского дома методической, справочной, художественной литературой; выделение средств на обучение воспитанников в ДШИ; приобретение инструментов для духового оркестра; приобретение костюмов для творческих коллективов; приобретение инструментов и материалов для художественного труда; приобретение туристского снаряжения; организацию выездов, экскурсий по району, области, РФ. Этапы эксперимента Подготовительный этап (2002-2003 уч.г.) Осмысление выявленных проблем и поиск путей их решения. Изучение опыта работы по данной теме детских домов Астраханской области и РФ. Разработка программы реализации целей и задач эксперимента. Практический этап (2003-2004 уч.г.) Улучшение психолого-педагогической подготовки кадров: освоение диагностик, методик изучения способностей и сохранных свойств личности воспитанника; активизация творческого потенциала педагогических работников; изучение и освоение гуманистической технологии воспитания; поиск, освоение, применение активных форм воспитания и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей с ЗПР. Организация воспитательного процесса, отвечающего поставленным целям и задачам: изучение личности ребенка (определение зоны ближайшего развития, сохранных свойств личности, изучение способностей и интересов воспитанников); составление авторских программ, календарно-тематического планирования, работ воспитателей и специалистов педагогов; обучение воспитанников в ДШИ, развитие умений индивидуальной и групповой самодеятельной работы; поиск и освоение форм организации продуктивной деятельности воспитанников, учитывающих поставленные цели; конструирование и внедрение рационального режима работы в детском доме; сочетание учебной деятельности в общеобразовательной школе, индивидуальной учебной деятельности в ДШИ, деятельности, ориентированной на интересы, потребности; апробация выбранных технологий, программ и форм работы; разработка системы мониторинга и его осуществление. Аналитический этап (2005–2006 уч.г.) Анализ полученных результатов, описание новых форм работы, применяемых технологий. Сопоставление полученных результатов поставленным целям и задачам эксперимента. Оценка качеств, приобретенных воспитанниками, их достижений за время проживания в детском доме и первые годы после выпуска. Обобщение хода и результатов эксперимента. Функциональные обязанности (в обобщенном виде) Директор детского дома | Основное руководство проектом, подбор и расстановка кадров, курсовая подготовка, аттестация педагогических кадров. Обеспечение МТБ проекта. Разработка материалов эксперимента. | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе | Научно-методическое руководство. Разработка материалов эксперимента. Обеспечение повышения педагогического мастерства коллектива через организацию семинаров, практикумов. Организация деятельности коллектива по осуществлению программы эксперимента, процесса экспериментальной деятельности. | Психолог детского дома | Организация психологического сопровождения воспитательного процесса. Наблюдение за микроклиматом в коллективе детей и взрослых. Отслеживание влияния экспериментальной работы на психическое состояние воспитанников, их индивидуальное развитие, уровень социализации. | Музыкальный руководитель | Организация процесса обучения воспитанников в ДШИ, руководство творческими коллективами. | Воспитатели Педагоги | Обогащение содержания воспитания. Организация индивидуальной творческой деятельности, коллективной творческой деятельности, создание условий для самореализации личности, раскрытия индивидуальности каждого воспитанника. Создание условий для становления воспитанника как гражданина. | Контроль за реализацией проекта и форм представления результатов Администрация детского дома совместно с научными руководителями эксперимента в качестве промежуточного контроля ежегодно будут производить анализ деятельности коллектива по реализации целей и задач эксперимента, оценку ее результативности по приведенным выше критериям. По окончании работы по реализации эксперимента будет сделан отчет о проделанной работе, описание новых эффективных методов работы и представлен в Астраханский ИУУ и ДО Администрации Астраханской области. Литература | “Федеральная программа развития образования” Москва 2000г. | | Мудрик А.В. “Социализация и воспитание” Москва 1997г. | | “Подготовка воспитанников детских домов и школ-интернатов к сельскохозяйственному труду в современных условиях” Москва 1998г. | | “Инновации в современном образовании” (Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонением в развитии) Москва 2001, 2002г. | | “Организация воспитательного процесса в детском доме семейного типа в условиях эксперимента” Вологда 2001г. | | Од...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.10.09 | Просмотров: 1233
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|