Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Тема урока: Формирование приемов экологической деятельности при изучении химии на основе компетентностного подхода
Автор(ы): Павлова Светлана Александровна, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Изменение приоритетов школьного образования, обусловленные переходом к личностно-развивающей парадигме, вызывает необходимость разработки моделей обучения, которые способствуют адаптации личности к реалиям окружающей действительности. Для каждого обучаемого необходимо качественное образование в соответствии с его склонностями и интересами, вооружение учащихся не только суммой знаний, но и формирование у них современного мышления, их познавательных способностей. Одним из путей решения данной задачи является реализация компетентностного подхода, обеспечивающего формирование предметных умений и навыков в процессе предметной подготовки как составляющих фундаментальной грамотности подрастающего поколения. Эффективность обеспечения функциональной химической грамотности учащихся может быть достигнута, если образовательный процесс будет включать в себя формирование у школьников приемов экологической деятельности и отвечать следующим условиям: - практико-ориентированный характер конструирования учебной информации;
- деятельностные способы и формы ее освоения;
- обеспечение условий для развития творческих способностей учащихся.
При изучении химии процесс овладения учащимися экологической деятельностью как составляющей их функциональной грамотности включает в себя следующие компоненты: - развитие логического мышления;
- освоение химического языка;
- формирование приемов химического моделирования;
- развитие химической памяти.
Компетентностный подход подразумевает формирование ключевых компетенций (готовности учащихся использовать знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач). Ключевые компетенции – это познавательная, коммуникативная, информационная, организационная. Познавательная компетентность предполагает привлечение разных предметных знаний (химии, биологии, математики, физики) для решения какой-либо проблемы. Развитие информационной компетентности ученика осуществляется через поиск, сбор, анализ, обобщение, оценку информации. Работа с информацией охватывает: - использование современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
- использование различных форм обучения: работа в группе, обсуждение, дискутирование, презентация совместных проектов с использованием современных технологий способствуют развитию коммуникативной компетентности. Организационная компетентность включает: планирование, проведение исследования, организацию исследовательской деятельности.
Проблема экологического образования сегодня волнует всех. Чему учить детей, чтобы сформировать у них на доступном уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире? Включение в уроки химии элементов экологических знаний, расчетных задач с экологическим содержанием, лабораторных опытов позволяет развивать у учеников возможность предвидения тех негативных последствий, которые несет в себе тот или иной вид человеческой деятельности. Для эффективного решения таких задач используются активные педагогические технологии и следующие методы: метод проблемного обучения, когда постоянно проявляется интерес учащихся к поставленной задаче, что позволяет активизировать деятельность обучаемых детей. При таком подходе активно развиваются мышление, память, речь, внимание, восприятие; значительную роль играют методы, направленные на формирование умений и навыков реализации основных целей экологического образования. Особое внимание уделяется интерактивным методам - методам обучения, осуществляемым через общение. В интерактивном обучении делается опора на личный опыт, самостоятельность в принятии решений, смену деятельности и самостоятельный поиск ошибок и ответов, возможность реализовать собственный опыт. Активные методы позволяют погрузить обучаемых в контролируемое общение, включить их в реальные события, создать условия, в которых обучаемые вынуждены апеллировать понятиями разного масштаба, включать в решение проблемы информацию разного уровня. Новая задача - учить пониманию. Активные методы помогают создать такую образовательную среду, в которой возможно достижение понимания проблемы. Интерактивные методы позволяют научить слушать, передавать и структурировать информацию. Моделирование различных процессов дает возможность создать среду, в которой участники учатся понимать друг друга даже при разных уровнях подготовки. Игры помогают в принятии решений, моделировании педагогических ситуаций и в нахождении ответов, выходящих за общепринятые рамки поиска решений. Проектное обучение позволяет реализовать творческие возможности личности, развивает умения логического мышления и формирует основы корпоративной деятельности. Для осуществления процесса обучения и реализации поставленных задач использую различные виды уроков: проблемные, у...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.10.09 | Просмотров: 1583
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|