Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Россыпь самоцветная познанья и души... - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Россыпь самоцветная познанья и души...


Автор(ы): Тищенко Людмила Викторовна, учитель физики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Оформление:
1. На стенах - фотографии драгоценных и полудрагоценных камней.
2. На доске – фотографии экспонатов “Алмазного фонда”.
3. На доске – таблицы “Кристаллы”.
4. На доске - фотография слитка Мефистофель из “Алмазного фонда, закрытая листом.
5. На кафедре – выставка личных украшений учащихся (существует только один урок), минералов из школьных коллекций.
6. Кресла в одном углу класса.

Оборудование:

1. Магнитофон.
2. Кассеты с фонограммами.
ДЕЙСТВИЕ.
МЕФИСТОФЕЛЬ: (выходит под музыку Вагнера “Полет Валькирий”, ложится на бок на кафедру).
Проходит за столетием столетье,
Подумать только: XXI век.
Как Мефистофель, должен я заметить,
Как измельчал, изжился человек.
Безделье, лень, инертное мышленье
Боязнь себя чуть-чуть перегрузить.
Побольше зрелищ и поменьше чтенья,
Науку вообще готов забыть.
Достаток, слава, власть сердца тревожат.
Повсюду секс. Любовь и страсти где?
За деньги душу мне любой заложит.
Богатство – мера жизни на Земле.
(Садится)

Пора мне поразвлечься, поразмяться.
Пусть душу черту человек продаст.
Я буду соблазнять большим богатством.
Идет ученый. Им займусь сейчас.
(Выходит профессор Фауст в окружении понурых, зевающих учеников, которым учиться лень.)

СТУДЕНТ 1: (лениво)
Профессор Фауст! Столько лет в науке.
Зачем Вам это? Выгод никаких.
Ведь Ваши знанья – это просто скука.
(Зевает)

Да сущность человека разве в них?

ФАУСТ:
(горячо)
Мне интересны тайны мирозданья,
Мне интересны тайны бытия.
Я углубился в заросли познанья.
И новых знаний вечно жажду я.
Я не сторонник только книжных знаний.
Хочу все сам осмыслить и понять.
“Зреть в корень, в суть, в истоки, в основанье”.
И яркой мыслью душу согревать.
Душа и разум – сущность человека.
Их отблеск создает познанья свет.
“Ведь без души и помыслов высоких.
Живых путей от сердца к сердцу нет”
(Путь преграждает Мефистофель, поет).

МЕФИСТОФЕЛЬ: (кривляется под фонограмму песни Филиппа Киркорова “Для чего тебе душа такая”).
СТУДЕНТ 2:

Ты сон? Кошмар! Иль привиденье?

МЕФИСТОФЕЛЬ:
(обиженно, отодвигает студента в сторону)
Обидел…Черт я… Мефистофель я.
На этот счет имеются сомненья
(Красуется, Пугает)

Уж нет? И ладно. Дело у меня.
(К Фаусту)

Хочу я заключить с тобою сделку.
Продай мне душу. Мне нужна душа.
Взамен получишь вовсе не безделку,
Солидная валюта у меня.
Я расплачусь не мусором бумажным.
Есть вечная валюта на земле.
Я извлеку из-под запоров разных.
Все камни драгоценные тебе.

ФАУСТ:
Послушай, душу я не продаю.
Душа и разум сотканы едино…

МЕФИСТОФЕЛЬ:

Все камни мира я сюда прошу.
Работай на меня чертовска сила!
(Хлопает в ладоши, выходят двое в черном, снимают покрывала со стендов, с выставки на кафедре, замирают в охране около выставки. Звучит музыка вагнера, мефистофель красуется.)


МЕФИСТОФЕЛЬ:
(носится от выставки к выставке, кричит).
Сапфиры, алмазы, рубин, изумруд,
Гранат, аметисты, жемчужины тут.
Агаты, янтарь, бирюза и коралл.
Хрусталь, малахит, лазурит и опал
(К Фаусту, встает на колено)

Бери эти камни. Дай душу человек!
И сможешь спокойно прожить долгий век.
(Фауст озирается по сторонам, растерян).


СТУДЕНТ 3:
(оживленно, с восторгом)
Профессор Фауст! Какие изумительные кристаллы.
(Пытается потрогать камни. Охрана его оттаскивает.)

Когда я слушал Вашу лекцию по кристаллографии, я и не представлял всей этой природной красоты. В университете нет таких экспонатов.
(Показывая на выставку, при слове “экспонатов”, Мефистофель морщится)


СТУДЕНТ 4:

Профессор! У меня экспромт.
“Камень – кристалл, а кристалл – значит лед.
Сколько гармонии линий и форм.
Сколько симметрии и простоты.
Сколько изящества и красоты”.

ФАУСТ:

Браво, друг мой. Я счастлив видеть интерес в ваших глазах.

СТУДЕНТ 5:

Господа! Перед Вами далекое прошлое Земли. 100 миллионов лет назад, слои близкие к поверхности нашей планеты, затвердели и образовали земную кору. Тогда сформировались многие из представленных здесь кристаллов (показывает), подобно льду при замерзании воды. Само слово “кристалл” в переводе с греческого означает “лед”.

СТУДЕНТ 1:

Правда сначала так называли кварцы (показывает), считали, что эти прозрачные кристаллы образовались из воды в суровых условиях горных вершин Альп.
Впоследствии и все другие твердые правильные природные образования стали называть “кристаллами”.
(показывает на экспонат)


ФАУСТ:

Великолепно, друзья мои. Как приятно, что вы знакомы с кристаллографией, что Вы увидели в этих камнях красоту природы. Небольшое дополнение. Наука определяет кристалл как твердое тело, атомы или молекулы которого образуют упорядоченную периодическую структуру – кристаллическую решётку (показывает по таблице решётки) Кристаллы обладают симметрией атомной структуры и соответствующей ей симметрией внешней формы (показывает рисунок кристаллов)
Также кристаллам присуща анизотропия свойств, то есть различие свойств по разным направлениям в кристалле.

СТУДЕНТ 2:

Профессор! Я заметил, что кристаллы чаще всего многогранники, их грани идеально плоские, ребра прямые, углы между гранями неизменны.

СТУДЕНТ 3:
(подходит к фотографии алмаза)
Какой идеальный октаэдр- кристалл алмаза. Никогда не имел возможность так детально изучить этот кристалл.
(достает лупу разглядывает, остальные студенты к нему присоединяются, Фауст улыбается).

МЕФИСТОФЕЛЬ:
(возмущенно)
Господа! Эта вся Ваша болтовня о драгоценных камнях?!
Ничтожные людишки. Где трепет, где дрожанье рук? Где страсть?

(Звучит музыка Назарова-Метнера “Струйки”, охранники выводят девушку в белом с блестками. Это Алмаз, она замирает неподвижно).

МЕФИСТОФЕЛЬ:

Алмаз, алмаз – ты свет плененный.
Игрой цветов чаруешь нас.
Безумно дорогой и твердый.
Бальзам для сердца и для глаз.
Поведай о себе, алмаз.
(Делает пассы руками)

МЕФИСТОФЕЛЬ:

Говори, алмаз.
(Звучит музыка “Струйки”, Алмаз начинает говорить, плавно двигаясь).

АЛМАЗ:

Я – Алмаз. Я хранил молчание миллионы лет. Сегодня мне даровано слово. Расскажу о себе всю правду.
Я рожден в недрах Земли на глубине более 50 км при температурах свыше 1000 С и давлении несколько десятков атмосфер из атомов углерода, (студенты смотрят и показывают по таблице, Фауст сидит в углу и с удовольствием слушает, Мефистофель недоволен, сидит в другом углу).
Мое имя произошло от арабского “Ал– мас” - твердейший и, действительно, моя твердость максимальная в природе – 10 единиц. Мой цвет прозрачный, правда, примеси могут придать любые цвета, вплоть до черного, но наиболее ценен “алмаз чистой воды” - прозрачный, чуть голубоватого оттенка. Я - химически стойкий минерал, не подвержен воздействию сильных кислот, я не смачиваюсь водой и прилипаю к жиру. Если меня нагреть до 1000°С, то я сгораю, а при 1500°С превращаюсь в графит.

СТУДЕНТ 4:

Алмаз! Вы восхитительны. Можно я прочту вам стихи!
“Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка.
Так и бриллиант не виден нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе”.
(Брюсов).

АЛМАЗ:

Спасибо. Действительно, чтоб подчеркнуть мою красоту, алмаз обрабатывают, превращая в бриллиант. Совершенный бриллиант имеет 56 граней.

СТУДЕНТ 5:

Я понял! Бриллиант обладает уникальной способностью преломлять свет. Лучи, падая на ограненный алмаз, преломляются, многократно отражаются от внутренних граней, образуют спектр. Поэтому бриллиант так сверкает, (показывая на Алмаз) переливаясь всеми цветами радуги.
Вы ослепительны, Алмаз!
(Звучит музыка “Струйки”, студент провожает Алмаз на кресло).

ФАУСТ:

Да, удивительный камень алмаз. С XV века он использовался в качестве изысканных украшений как драгоценный камень первого сорта. Среди мировых собраний бриллианта, сокровища алмазного фонда России занимают ведущее место (походит к стенду “Алмазный фонд”, показывает). Коллекция содержит исторические камни (Алмаз “Шах”, портретный алмаз) и другие высококачественные бриллианты. А с 19века мелкие алмазы стали использовать в промышленности для бурения, сверления, резания, пиления. И равных в этом алмазу тоже нет!

СТУДЕНТ 1:

Профессор Фауст, я читал, что графит можно перевести в алмаз.

ФАУСТ:

Да. Сейчас получают искусственные алмазы, нагревая графит до 1500К при давлении 45000атмосфер.

МЕФИСТОФЕЛЬ: (язвительно).

Прекрасно, господин Фауст!
(Жалуется).

Хотел я алчность в нем разжечь,
А вызвал лишь рывок к познанью.
Ошибку должен я учесть.
Продолжим наше состязанье.
(Звучит испанская музыка, охранники выводят девушку в красном - Рубин, она замирает).


МЕФИСТОФЕЛЬ:

Рубин – надменный, величавый.
Внутри пурпурно – кровяной.
Гордишься ты всемирной славой,
Неповторимой красотой.
Рубин мой. Слово за тобой.
(Делает пассы руками, звучит испанская музыка, рубин отмирает, двигается, говорит).


РУБИН:

Я - рубин. Я хранил молчание миллионы лет. Сегодня мне даровано слово. Расскажу о себе всю правду. По своей химической сущности я - корунд АС2О3, по твердости второй после алмаза, моя твердость 9единиц. Я не простой корунд, примесь хлора превратила меня в драгоценную разновидность – рубин. Мое имя происходит от латинского “ruber” – красный. Действительно мой цвет темно красный. Самый ценный рубин цвета “голубиной крови” (чисто красный с легким пурпурным оттенком). Я один из самых дорогих драгоценных камней. Чтоб подчеркнуть мою красоту, рубин гранят бриллиантовой огранкой.

СТУДЕНТ 2:

Извините, Рубин, я читал, что вам присущ эффект астеризма. Что это такое?

РУБИН:

Иногда рубин содержит включения игольчатых кристаллов рутила, что придает камню или шелковистый блеск, или эффект астеризма (возникновение двухлучевой или шестилучевой звезды, показывает на фото). У меня есть близкий родственник - сапфир.
(Звучит испанская музыка, охранники выводят девушку в голубом - Сапфир).


САПФИР:

Я тоже корунд, но синего цвета. Мой цвет обусловлен примесями титана. Больше всего ценятся васильково - синие сапфиры чистой воды. Существуют зеленые, желтые, розовые сапфиры.

СТУДЕНТ 3:

Профессор Фауст! Наверно, эта красота используется только для украшений. В “Алмазном фонде” я видел сапфир в 250 карат в бриллиантовой броши и множество других сапфиров (показывает на стенды), великолепные украшения с рубинами (показывает). Рубин, Сапфир! Вы неотразимы.
(Звучит испанская музыка студент отводит девушек на их кресла).


ФАУСТ:

Действительно, природные камни уникальны. Но человек научился синтезировать рубины и сапфиры и начал использовать их и в промышленности. Издавна в хорошие механические часы вставляют камни из сапфира, сапфир может сверлить, точить, полировать. Сейчас искусственные сапфиры используют в полупроводниковой промышленности для формирования микросхем. Синтетический рубин незаменим для создания твердот...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.10.10 | Просмотров: 1248

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340