Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Применение историко-географического подхода в формировании самостоятельного мышления учащихся - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Применение историко-географического подхода в формировании самостоятельного мышления учащихся


Автор(ы): Тимофеев Михаил Аркадьевич, учитель географии и экономики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
История – это география во времени.
Элизе Реклю.
Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции. Педагогическая наука и практика предлагают такие образовательные модели, использование которых приведет к развитию и саморазвитию личности школьника.
Развитие личности идет через овладение учебным материалом, хотя развивающий потенциал различных элементов знания неодинаков. Наиболее значителен он у гуманитарного знания. Оно связано с ценностными ориентациями и суждениями, обеспечивает понимание духовной сущности человека, формирует культуру личности.
Гуманитаризация образования в настоящее время рассматривается как средство развития обучающихся и предполагает увеличение доли исторических и культурологических элементов. Идея гуманитаризации может в полной степени найти отражение в любом курсе школьной географии.
Развивающее значение географического знания возрастает, если рассматривать его в единстве с историческим. Исторический подход в географии используется давно. Он помогает выявить условия и особенности развития изучаемых объектов и явлений, установить этапы и стадии их эволюции и тем самым объяснить современное состояние и облик, прогнозировать направления дальнейшего развития. Не менее важно, что использование историко-географического материала усиливает гуманитарное содержание школьной географии.
Успешность реализации принципа историзма во многом зависит от понимания его роли в изучении учебного предмета, осознания его образовательных и развивающих возможностей. Историко-географические знания традиционно рассматриваются только с точки зрения их познавательных возможностей, а их развивающий потенциал остается невыясненным и потому используется не достаточно. Необходимость решения данной проблемы определяет актуальность выбранной темы: «Применение историко-географического подхода в формировании самостоятельного мышления учащихся»
Работая по данной теме, анализируя методическую литературу, обратил внимание на недостаточное количество предлагаемых практических, самостоятельных, развивающих работ, которые бы использовали богатейшие историко-географические материалы, направленные на реализацию главной идеи образования – научить ребенка мыслить. Поэтому стояла задача постараться использовать историко-географические знания не только как эффективное средство развития познавательного интереса к предмету, но и как инструмент для развития способностей самостоятельно мыслить, выдвигать гипотезы, прогнозы, отстаивать свою точку зрения.
Систематизировать материал, формулировать историко-географические задачи, определять содержание деятельности школьников я начал с отдельных тем в разных курсах школьной географии. Постепенно создавая тематическое планирование с использованием историко-географического материала. (Историко-географические задачи в курсе «География России – население и хозяйство» даны в приложении 1). В отборе содержания стараюсь придерживаться принципа, что исторический материал должен не только способствовать усвоению географических знаний, но дополнять и углублять их.
Все предлагаемые обучающимся историко-географические задачи согласно методической литературе делятся на пять типов по мере усложнения их для ребят:
  • Отбор историко-географического содержания из источников предложенных учителем.
  • Группировка учебного материала по заданной схеме.
  • Сравнение, сопоставление или оценка изучаемых объектов и явлений.
  • Доказательство положений и выводов, проведение обобщений.
  • Оценивание и прогнозирование развития географических объектов и явлений.
(Историко-географические задачи данных типов представлены в приложении 2 по теме: «Политическая карта мира»)
Достаточно часто, для успешного решения задачи приходится руководить познавательной деятельностью обучающихся с помощью дополнительных вопросов, направляющих логику рассуждений школьников для получения нужного вывода. В этом случае задача решается благодаря беседе, где учитель и ученики, равноправные партнеры, стремящиеся к поиску истины.
Большую пользу в формировании самостоятельного мышления приносят задачи, решение которых сопряжено с высоким уровнем самостоятельности и активности школьников. Речь идет о проблемном обучении органично вписывающимся в решение историко-географических задач. При разработке подобных заданий я учитываю два основания для их конструирования. Во-первых, они должны быть доступны обучающимся. Во-вторых, достигаться с помощью методов географической науки: объяснительно-илюстративным, репродуктивным, частично-поисковым, исследовательским. Все проблемные историко-географические задачи в соответствии с методическими рекомендациями классифицировал на четыре вида:
  • Задания на установление причинно-следственных связей.
  • Задания, в основе которых лежит научная гипотеза.
  • Задания, требующие понимания противоречий, умения оперировать ими.
  • Задания парадоксы
(Примеры подобных заданий показаны в приложении 3 по теме «Восточно – Европейская равнина»)
В современной школе личность ребенка формируется в основном в системе словесной культуры. Однако существуют и другие мощные системы информации, которые выступают как более емкие, эмоционально насыщенные, образные средства развития школьника. Одной из таких систем является географическая наглядность – географические модели, спецификой которых является их абстрактный характер, например историко-географический.
В педагогической литературе моделирование понимается как создание образа, какого либо явления или процесса с целью воспроизведения некоторых характеристик подлинного явления или процесса, подлежащего познанию. В географии моделями служат: историко-географические проекты, географические описания, теории и гипотезы, аэро - и космические снимки, таблицы, профили, диаграммы.
Наиболее распространенным видом географического моделирования является картографическое моделирование, так как это наилучший способ оценки историко-географических знаний обучающихся. При моделировании на контурной карте историко-географических событий происходит не только закрепление и проверка знаний ребят, но и одновременно с этим школьники учатся применять знания в разнообразных ситуациях, т.е. формируется опыт творческой деятельности школьников, их географическая культура.
В зависимости от назначения и характера использования учебных картографических моделей в процессе обучения географии выделяются разные их виды:
  • Модель заместитель.
  • Модель представления.
  • Модель интерпретация.
  • Модель исследование.
На своих уроках для решения историко-географических задач предлагаю обучающимся в ходе познавательной деятельности самостоятельно их создать.(В приложении 4 приводятся историко-географические задания по выполнению разных видов моделей в курсе «Население и хозяйство России»)
Достаточно часто при изучении нового материала применяю проектную методику, предлагая ребятам создать проекты по конкретным темам, что помогает им увидеть рассматриваемые вопросы в историко-географическом аспекте. При работе над проектами обучающиеся используют предложенный мной алгоритм по их выполнению. (Приложение 5)
Важным средством в развитии образного мышления ребят я считаю, топонимику, так как именно в ней нашли отражение результаты географических открытий, процесс заселения и освоения территории страны, особенности той или иной местности, экономические, политические, бытовые условия, характер деятельности населения. Работа с топонимикой происходит в разных формах:
  • Подготовка сообщений, рефератов о происхождении названий при изучении конкретной темы.
  • Проведение историко-географических викторин.
  • Географические диктанты на знание топонимики
Историко-географи...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.10.10 | Просмотров: 1326

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340