Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Игры на уроках истории - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Игры на уроках истории


Автор(ы): Гордеева Валентина Анатольевна, учитель истории и обществознания


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Чтобы заинтересовать учеников и повысить эффективность обучения истории необходимо изменить традиционную форму изучения истории.
Образовательная цель игры: обобщить и закрепить полученные на уроках истории знания.
Воспитательная цель игры: через познание истории России прививать любовь к своей Родине.
Развивающая цель игры: прививать навык работы в команде, развивать реакцию и скорость при ответах на поставленные вопросы.
Оборудование: карточки с заданиями

Урок КВН по теме: Пётр I и его реформы.

Повторительно-обобщающий урок в 7 классе на закрепление материала о деятельности Петра I.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент (5 мин.)
Сообщение темы и целей урока.
Урок повторения в форме игры.
Инструктаж учителя. Разделить класс на 2 команды (придумать название, девиз, выбрать капитана).
II. Основная часть урока-игры (35 мин.)
1. Разминка. Работа с картой. Показать: Москву, Санкт-Петербург, Полтаву, Гангут, Нарву, Ригу.
2. Напиши правильно: империя, император, реформа, Сенат, коллегия, регент, Швеция, конфузия, капитан.
3. Дай определение: конфузия, регентство, аристократия, подушная подать, ассамблея, император.
4. Найти ошибки в тексте: Петр I начал править в 8-летнем возрасте. В связи с малолетством Петра царями были провозглашены оба брата – Петр и Иван. Регентшей при них была их тетя – Софья. Петр был женат трижды. Первой женой была Евдокия Лопухина, второй – Мария Милославская, третьей – Екатерина I. Петр I вел войну с Финляндией, которая получили название – Северная. Она продолжалась 25 лет – с 1700 по 1725 гг. В 1702 г. Петр основал город – Санкт-Петербург.
5. Реши задачу, применив знания исторических дат, произведите с ними арифметические действия, в результате которых будет выявлена дата важного исторического события. Назовите это событие. (Начало Северной войны + год битвы при Лесной): 2 + 5 = Х (Полтавская битва)
(Год Гангутского сражения + год битвы при Лесной): 2 – 8 =Х (основание Санкт-Петербурга)
6. Викторина «Кто больше?»
  1. Кто больше назовет сподвижников Петра I (Меншиков, Ромодановский, Лефорт, Головин, Возницын, Шеин, Шереметьев, Репнин).
  2. Кто больше назовет реформ Петра I (Центральное управление, указ о единонаследии. Табель о рангах. Областная реформа. Реформа городского управления. Церковная реформа).
  3. Кто больше назовет событий Северной войны (Нарвская конфузия, захват Нотебурга, основание Санкт-Петербург, битва при Лесной, полтавская битва, сражение при Гангуте, Прутский поход, Гренгамское сражение, Ништадтский мир).
7. Восстанови хронологию
  • Азовские походы
  • Полтавская битва
  • Основание Санкт-Петербурга
  • Учреждение Сената
  • Окончание Северной войны
8. Конкурс капитанов
По тексту определить, о каком событии идет речь.
…Когда оба войска, сильно утомившиеся, отдохнули в течение часа, Карл возобновил сражение. Но его задела не столько храбрость войск неприятеля, сколько неожиданная хитрость со стороны русских. Неприятель растянул фланги в форме полукруга и расставил свои пушки, большие и маленькие, многие из которых были переносными, не только в траншеях, но и на концах этих флангов. Итак, с помощью этих и других больших пушек, которых вместе было около 100, говорят, постоянно заряжаемых не ядрами, а многими кусками железа… и стрелявшими в шведов по 50 раз, они (московиты) уничтожили этими залпами всю гвардию короля Карла, которая была сердцем и душой всего шведского войска. Остальные, самые многочисленные, так храбро удерживали напор неприятеля, что, не борясь уже за честь, а за жизнь, сражались, когда у них выбили оружие, голыми руками. Но, наконец, и эти частично попали в руки победителю, отчасти были жестоко перебиты, часть же обратилась в бегство.
Король же, когда кровь текла у него из недавно раненой и сейчас вновь поврежденной ноги, со всех сторон окруженный неприятелем, чуть-чуть не попал в руки неприятеля… И не будь помощи самого Бога и некоторых из капитанов, стремительно врезавшихся в гущу неприятеля, его бы не вынесли из боя. (Полтавская битва)
По тексту определить пропущенное слово:
Придти на ________________ имеет право всякий… Хозяин не должен никого встречать вне комнаты, ни провожать, хотя бы тот был и сам император… В комнате, где танцуют, должны быть приготовлены: стол с трубками, табаком и деревянными лучинками и еще несколько других столов для игры в шахматы и шашки; но карты на _____________ не терпятся и не подаются… Хозяин, хозяйка или кто-нибудь из домашних открывают танцы, после чего, смотря по месту, одна или две пары могут танцевать менуэт, англез или польский по желанию… Всякий имеет свободу делать что хочет, то есть может или танцевать, или курить табак, или играть, или разговаривать, или смотреть на других; равным образом всякий может спросить себе, по желанию, вина, пива, водки, чаю, кофе и сейчас получить требуемое. Но хозяин не обязан да и не смеет принуждать гостей пить или есть, а только может сказать, что имеет для угощения, а затем предоставляет им полную свободу… Собрания эти, начинающиеся около 5 часов, продолжаются не долее 10, и тогда все должны разъезжаться по домам. (Ассамблея)
9. Проверка домашнего задания: мини-сочинение «Роль Петра 1 в истории»
III. Подведение итогов (3 мин.)
IV. Выставление оценок (2 мин.)
Команде – победителю – «5», проигравшим – «4».
V. Домашнего задания нет

Игра «Семь бед – один ответ»

Игра проводится в 6 классе после изучения «Истории средних веков». В игре участвуют 7 учеников, жюри, помощники.Перед игрой проводится инструктаж.
Игра состоит из трёх уровней. На I уровне – 7 игроков, на II уровень выходят 2 ученика, на III уровень – только 1 ученик. Всё зависит от быстроты ответа.
Помощники помогают в подсчёте ответов. Жюри оценивает ответы после каждого пройденного уровня. В конце игры подводятся итоги и поощряются победители.
I-й уровень
1. Определить слово и назвать его:
  • Конь, оружие, всадник, турнир, война, доспехи, стадо. (Рыцарь)
  • Башня, скала, мост, подземный ход, феодал, колодец, цепи. (Замок)
  • Религия, арабы, Мухаммед, пророк, аллах, мусульмане, Коран. (Ислам)
  • Высшая школа, студент, факультет, декан, ректор, богословие, сессия. (Университет)
  • Хранилище, деньги, банкир, обмен, здание, риск, охрана. (Банк)
  • Ученик, мастер, мастерская, шедевр, изделие, помощник, ремесло. (Подмастерье)
  • Город, глава, магистрат, власть, деньги, судья, центр. (Мэр)
2. К одному слову подобрать семь слов.
  • верблюд (корабль, пустыня, горб, животное, вода, товар, караван)
  • турнир (замок, рыцарь, состязание, сила, ловкость, оружие, конь)
  • ярмарка (продажа, товар, деньги, торговля, продукты, купцы, менялы)
  • крестоносец (рыцарь, крест, поход, земля, христианство, Палестина, борьба)
  • султан (турки, глава, ислам, визир, деньги, титул, араб)
  • купец (товар, море, пираты, гильдия, пошлина, деньги, корабль)
  • император (страна, империя, Англия, Франция, титул, корона, власть)
3. Назвать слово:мусульмане, мулла, арабы, молитва, храм, аллах, Коран… (мечеть).
4. Назвать семь слов, характеризующие сказку«Тысяча и одна ночь».
II-й уровень
Выбрать правильный ответ.
  • Карл Великий правил во Франкской империи или в Византийскойимперии?
  • Авиценна Ибн Сина – это халиф или учёный?
  • В Константинополе был построен храм Святой Софии или храм святой Марии?
  • Парламент возник в Англии или во Франции?
  • Жакерия произошла в Англии или во Франции?
  • Что длилось дольше: гуситские войны или I крестовый поход?
  • Барон – это сеньор или вассал рыцаря?
  • 630 год – это год распада Франкской империи или возникновения ислама?
  • 1265 год – это год возникновения парламента в Англии или Генеральных штатов во Франции?
  • 1066 год – это год Жакерии или Норманнское завоевание Англии?
  • 1389 год – это год восстания Уота Тайлера или битва на Косовом поле?
  • 1445 год – это I крестовый поход или изобретение книгопечатания?
  • 500 год – это год возникновения ислама или государства у франков?
  • 843 год – это год раздела Франкской империи или образования Франкской империи?
III-й уровень
Определите слово:
Этот древний город находится на перекрестке сухопутных и морских путей, мост из Европы в Азию. В своей истории поменял названия трижды. Им владели греки, римляне, турки. (Константинополь, Стамбул)
Подсказки (Захвачен турками в 1453 году; там находился храм Святой Софии; сейчас начинается на букву «С»; во втором его имени – имя императора)

Викторина «Знаешь ли ты историю?»

Игра проводится в 10 – 11 классах. В 10 классе как итоговый урок в конце года, в 11 классе в начале года как повторительный урок. Участниками могут быть все ученики класса. Игра проводится в несколько этапов. Через 4 этапа – финал, в который выходят 2 ученика. Оставшийся победитель играет в суперигру.
I. КТО?
1. Кто первым на Руси принял христианство? (Княгиня Ольга)
2. Кто за жестокость был прозван Окаянным? (Святополк)
3. Кто написал «Поучение детям? (Владимир Мономах)
4. Кто был убит в полюдье? (Игорь)
5. Кто автор «Повести временных лет? (Нестор)
6. Кто возглавлял русские войска на Куликовом поле? (Дмитрий Донской)
7. Кто на Руси был прозван Калитой? (Иван)
8. Кто такие «гости»? (Купцы)
9. Кто такой князь? (Глава государства)
10. Кто совершил крещение Руси? (Владимир Святославич)
11. Кто считается основателем Москвы? (Юрий Долгорукий)
II. ЧТО?
1. Что произошло в 1223 году? (Битва на Калке)
2. Что такое вече? (Народное собрание)
3. Что решили на Любечском съезде князей? (Разделить земли на княжества)
4. Что такое вотчина? (Наследственное земельное владение)
5. Что такое «свинья»? (Ннемецкое построение войск)
6. Что произошло в 1240 году? (Невская битва)
7. Что такое дань? (Налог продуктами, деньгами)
8. Что такое ярлык? (Грамота на княжение)
9. Что произошло в 1480 году? (Стояние на Угре, окончание монгольского ига)
10. Что такое летопись? (Документ событий от лета до лета)
11. Что произошло в 945 году? (Убийство князя Игоря на полюдье)
III. ГДЕ?
1. Где княгиня Ольга побывала в 957 году? (В Константинополе)
2. Где был центр Киевской Руси в X веке? (В Киеве)
3. Где Батый основал Золотую Орду? (В Средней Азии, Поволжье)
4. Где расположен Киев? (На реке Днепр)
5. Где был убит Святослав? (На реке Дунай)
6. Где правил Иван Калита? (В Москве)
7. Где произошла битва в 1380 году? (На реке Дон)
8. Где зажигались сигнальные огни? (На крепостях, башнях)
9. Где правил Константин Мономах? (В Византии)
10. Где был убит князь Игорь? (На полюдье)
11. Где произошла битва в 1377 году? (На реке Пьяне)
IV. КАК?
1. Как звали византийскую принцессу, жену Владимира Святого? (Анна)
2. Как называлась столица Хазарского каганата? (Итиль)
3. Как называлось государство со столицей в городе Биляр (Булгар)? (Волжская Болгария)
4. Как на Руси назывались дворовые: жена, дети? (Челядь)
5. Как монголо-татары собирали дань? (Провели перепись населения)
6. Как звали сестру Щека и Хорива? (Лыбедь)
7. Как звали основателя города Киева? (Кий)
8. Как называется торговый путь, проходивший с севера на юг по Киевской Руси? (Из варяг в греки)
9. Как по легенде начинается Куликовская битва? (С поединка Пересвета с Челубеем)
10. Как называется столица Золотой Орды? (Сарай-Бату)
11. Как называется столица Византии? (Константинополь)
ФИНАЛ.
1. На чем писали в Новгороде? (На бересте)
2. что такое бортничество? (Сбор меда диких пчел)
3. Кто такие вои? (Воины на Руси)
4. Кто такие баскаки? (Монголо-татарские сборщики дани)
5. Когда правил Дмитрий Донской? (В1359–1389 гг)
6. Где состоялась битва в 1378 г.? (На реке Воже)
СУПЕРИГРА.
1. Что на Руси...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.10.10 | Просмотров: 2717

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340