Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Виды ручных стежков и строчек - Преподавание технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание технологии

Виды ручных стежков и строчек


Автор(ы): Медведева Вера Викторовна, учитель технологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Данный урок – попытка показать, что именно технология, как никакой другой предмет способна стать экспериментальной творческой площадкой, на которой, путем интеграции с другими предметами, применения нетрадиционных форм проведения уроков и внеклассных мероприятий, обязательного использования ИКТ, создаются идеальные условия для формирования интеллектуальной компетентности и креативности учащихся. Необходимо только создать в классе атмосферу сотрудничества, увлечь ребят "поиском истины", стимулировать их активность и творчество, вооружив современными технологиями. При изучении темы «Виды ручных стежков и строчек» учащиеся знакомятся с классификацией швов, с их условными и графическими изображениями, осваивают последовательные этапы выполнения шва. Наиболее эффективное усвоение материала учащимися достигается не репродуктивным методом обучения, когда идет запоминание и воспроизведение сообщаемой информации, а проблемно-поисковым методом обучения. Организация работы учащихся на уроке может быть и индивидуальной, и групповой (они сами могут выбирать). Степень сложности постановки задачи при изучении каждого нового шва должна повышаться. Способы проверки знаний учащихся могут быть в виде тестов, контрольных вопросов, а также в виде вопросов, которые составили сами учащиеся после изученного материала. Такой способ проверки знаний удачно подходит при групповой работе учащихся. Группа заполняет технологическую карту, выполняет швы, составляет вопросы и задает их другим группам, а для учителя это способ выявить, насколько правильно и глубоко учащиеся усвоили пройденную тему урока.
План урока по технологии в 5 классе
№ урока 9-10 Дата05.10.2008. Четверть 1
Тема урока Виды ручных стежек и строчек.
Кол-вочасов 2
ИспользованиеИКТ ПрограммаР/Р; текстовый редактор, распечатка дополнительных материалов и упражнений.
Общеучебные умения инавыки Ответына вопросы, восприятие информации закрепление знаний путем применения в упражнениях, самоанализ результатов.
Специальныеумения и навыки Организациярабочего места. Технология выполнения ручных стежек и строчек. Умение выполнять сметочные, копировальные строчки. Приемы работы синструментами и материалами.
Типурока Формированиезнаний и умений.
Триединаядидактическая цель Ознакомитьи обеспечить усвоение знаний и уменийпри выполнении ручных стежков и строчек, ознакомить справилами Т.Б. Научить самостоятельно оценивать результаты работы.
Способствоватьформированию интереса к культуре и искусству; совершенствовать эстетическиевзгляды, способствовать развитию творческих способностей личности.
Способствоватьразвитию сенсорных и моторных навыков учащихся
Методыобучения Беседа,демонстрация наглядных пособий, самостоятельная практическая работа, работа сучебником, упражнения но выполнению приемов работы.
Повторяемыйматериал ПравилаТБ при выполнении ручных работ, при выполнении ВТО. Знать терминологию ручныхработ, терминологию ВТО. Кроссворд «Инструменты»
Видыи формы контроля знаний Выполнениетестовых заданий, взаимоконтроль, самоконтроль, индивидуальная практическаяработа.
Практическаяработа Выполнениеручных стежков и строчек
Домашнеезадание Учебникпар. 4. Практическая работа 5 стр. 24.
Практическая работа:
«Выполнение ручныхстежков и строчек»

Конспект урока

Цели урока:
  1. Ознакомить и обеспечить усвоение знаний и умений при выполнении ручных стежков и строчек, ознакомить с правилами Т.Б.
  2. Способствовать формированию интереса к культуре и искусству; совершенствовать эстетические взгляды, способствовать развитию творческих способностей личности.
  3. Способствовать развитию сенсорных и моторных навыков учащихся
Оборудование: ручная игла, нитки, ножницы, напёрсток, ПК, проектор.
Материалы: детали из хлопчатобумажной ткани, нитки, две пуговицы.
Наглядные пособия: стенд с образцами швов.
На классной доске выписаны термины: стежок, строчка, длина стежка, шов, ширина шва, сметать, наметать, заметать, пришить.
Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Приветствие.
  2. Отметка явки.
  3. Проверка готовности к уроку.
  4. Проверка организации рабочих мест.
  5. Сообщение темы и целей урока.

II. Актуализация знаний.

Приложение 1, Приложение 2.
Кроссворд «инструменты».

III. Объяснение нового материала.

  1. Учащиеся зачитывают сообщения «История создания вещей»
  2. При шитье одежды в ателье и дома раскроенное изделие сначала смётывают вручную, а затем сшивают на швейной машине. Ручные работы применяют при отделке изделия и при выполнении таких операций, как обмётывание петель и срезов, пришивание пуговиц.
Детали соединяют между собой вручную с помощью стежков и строчек.
Стежок - это законченный процесс переплетения ниток на ткани.
Строчка – это ряд повторяющихся стежков на ткани.
Длина стежка – это расстояние между двумя последовательными проколами иглы.
Шов – это ниточное соединение деталей.
Ширина шва – расстояние от среза детали до строчки. Приложение 3
По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные.
Ручные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения. Приложение 4
При выполнении ручных работ применяют следующую терминологию.
Терминология, применяемая при выполнении ручных работ
Термин Содержание работы Область применения Рисунок
Сметать Временно соединить две или несколько деталей,примерно равных по величине. Сметать части пояса, части обор­ки, детали изде­лия.
Наметать Временно соединить две де­тали,наложенные одна на дру­гую. Наметатькар­ман на основную деталь.
Приметать Временно соединить мелкую деталь кболее крупной. Приметать пояс к фартуку.
Заметать Временно закрепить подогну­тые края детали,складки. Заметать низ из­делия, боковые срезы и складки.
Обметать Обработать срезы петельными стежкамис целью предохранения их от осыпания. Обметать срезы.
Подшить Закрепить подогнутый край изделияпостоянными стежками. Подшить низизделия.
Пришить Прикрепить фурнитуру, отделку наизделие стежками постоянного назначения. Пришить кнопки,пуговицы к изделию.

IV. Текущий инструктаж.

Перед началом любого дела надо оборудовать своё рабочее место. Рабочим местом принято называть участок кабинета, предназначенный для выполнения определённой работы и оснащённый в соответствии с этой работой. Для ручных работ необходим рабочий стол, на котором располагают инструменты и приспособления. Вся работа выполняется на столе, обрабатываемую деталь следует держать перед собой.
Большое влияние на самочувствие учащихся и качество их работы оказывает правильная посадка. Неправильное положение корпуса вызывает преждевременную усталость, снижение работоспособности, а также способствует появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости. Приложение 5
Правильная посадка во время работы заключается в следующем:
  1. Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, т.к. при другом положении ног нарушается кровообращение.
  2. Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд.
  3. Голову слегка наклонить вперёд.
  4. Нельзя опираться грудью о стол.
  5. Руки должны быть согнуты в локтях, и отставать от корпуса не более чем на 10 см.
  6. При работе не следует ставить локти на стол.
  7. Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см.
  8. В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.
При выполнении ручных работ используют следующие инструменты и оборудование. Приложение 6, Приложение 7.
Ручные иглы должны быть острыми, неломкими, хорошо отполированными, с ушкомдостаточных размеров. Иглы различают по диаметру (толщине) и длине по номерамот № 1 до №12. Иглы подбирают в зависимости от вида изделия и обрабатываемойткани. Для хлопчатобумажных тканей применяются иглы № 1-3. В соответствии сномером иглы и видом обрабатываемой ткани следует, и подбирать и номер ниток. При изготовлении хлопчатобумажных тканей применяют нитки № 40-80.

Сантиметровая лента представляет собой ленту из прорезиненной ткани,длиной 150 см,с металлическими закрепками на концах, Сантиметровую ленту применяют для снятиямерок на фигуре, при раскрое материала.

Напёрсток предназначается для предохранения пальца от укола при проталкиваниииглы в ткань. Его надевают на средний палец правой руки. Величина напёрсткадолжна точно соответствовать толщине пальца.

Ножницы используют для раскроятканей, обрезки ниток. Ножницы, применяемые в швейном производстве, имеютвосемь номеров.

Булавки могут быть с металлической или стеклянной головкой. Применяют дляскалывания деталей изделия, прикалывания бумажных лекал к ткани. Булавки должны быть тонкими,хорошо заостренными и отшлифованными.

Портновский мел применяют для обозначения на материале линий и знаков при раскрое ипримерке. Иногда вместо мела пользуются тонкозаточенным сухим мылом.

Колышек – приспособление для удаления намётки при шитье. Колышки изготавливаютиз дерева, стекла или кости. Его применяют для выправления углов борта,воротника, различных фигурных швов.

Необходимо помнить, что неисправный инструмент и незнание безопасных способов работы может привести к несчастному случаю.
Правила техники безопасности при выполнении ручных работ.
  1. Опасности в работе:
    повреждение пальцев иглой или булавкой;
    травма руки ножницами;
    травма глаз.
  2. Что нужно сделать до начала работы:
    посчитать количество иголок и булавок в игольнице;
    положить инструменты и приспособления в отведённое для них место.
  3. Что нужно делать во время работы:
    быть внимательной к работе;
    надевать напёрсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть палец;
    вкалывать иглы и булавки только в игольницу;
    класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
    передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд.
  4. Что нужно сделать по окончании работы:
    посчитать количество игл и булавок в игольнице;
    убрать рабочее место.
Правила техники безопасности при выполнении влажно-тепловых работ.
  1. Опасности в работе:
    возгорание шнура;
    ожоги: паром, о подошву утюга и от возгорани...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.10.11 | Просмотров: 7005

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340