Главная / Методические материалы / Преподавание технологии
Виды ручных стежков и строчек
Автор(ы): Медведева Вера Викторовна, учитель технологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Данный урок – попытка показать, что именно технология, как никакой другой предмет способна стать экспериментальной творческой площадкой, на которой, путем интеграции с другими предметами, применения нетрадиционных форм проведения уроков и внеклассных мероприятий, обязательного использования ИКТ, создаются идеальные условия для формирования интеллектуальной компетентности и креативности учащихся. Необходимо только создать в классе атмосферу сотрудничества, увлечь ребят "поиском истины", стимулировать их активность и творчество, вооружив современными технологиями. При изучении темы «Виды ручных стежков и строчек» учащиеся знакомятся с классификацией швов, с их условными и графическими изображениями, осваивают последовательные этапы выполнения шва. Наиболее эффективное усвоение материала учащимися достигается не репродуктивным методом обучения, когда идет запоминание и воспроизведение сообщаемой информации, а проблемно-поисковым методом обучения. Организация работы учащихся на уроке может быть и индивидуальной, и групповой (они сами могут выбирать). Степень сложности постановки задачи при изучении каждого нового шва должна повышаться. Способы проверки знаний учащихся могут быть в виде тестов, контрольных вопросов, а также в виде вопросов, которые составили сами учащиеся после изученного материала. Такой способ проверки знаний удачно подходит при групповой работе учащихся. Группа заполняет технологическую карту, выполняет швы, составляет вопросы и задает их другим группам, а для учителя это способ выявить, насколько правильно и глубоко учащиеся усвоили пройденную тему урока. План урока по технологии в 5 классе № урока 9-10 | Дата05.10.2008. | Четверть 1 | Тема урока | Виды ручных стежек и строчек. | Кол-вочасов | 2 | ИспользованиеИКТ | ПрограммаР/Р; текстовый редактор, распечатка дополнительных материалов и упражнений. | Общеучебные умения инавыки | Ответына вопросы, восприятие информации закрепление знаний путем применения в упражнениях, самоанализ результатов. | Специальныеумения и навыки | Организациярабочего места. Технология выполнения ручных стежек и строчек. Умение выполнять сметочные, копировальные строчки. Приемы работы синструментами и материалами. | Типурока | Формированиезнаний и умений. | Триединаядидактическая цель | Ознакомитьи обеспечить усвоение знаний и уменийпри выполнении ручных стежков и строчек, ознакомить справилами Т.Б. Научить самостоятельно оценивать результаты работы. | Способствоватьформированию интереса к культуре и искусству; совершенствовать эстетическиевзгляды, способствовать развитию творческих способностей личности. | Способствоватьразвитию сенсорных и моторных навыков учащихся | Методыобучения | Беседа,демонстрация наглядных пособий, самостоятельная практическая работа, работа сучебником, упражнения но выполнению приемов работы. | Повторяемыйматериал | ПравилаТБ при выполнении ручных работ, при выполнении ВТО. Знать терминологию ручныхработ, терминологию ВТО. Кроссворд «Инструменты» | Видыи формы контроля знаний | Выполнениетестовых заданий, взаимоконтроль, самоконтроль, индивидуальная практическаяработа. | Практическаяработа | Выполнениеручных стежков и строчек | Домашнеезадание | Учебникпар. 4. Практическая работа 5 стр. 24. Практическая работа: «Выполнение ручныхстежков и строчек» | Конспект урока Цели урока: - Ознакомить и обеспечить усвоение знаний и умений при выполнении ручных стежков и строчек, ознакомить с правилами Т.Б.
- Способствовать формированию интереса к культуре и искусству; совершенствовать эстетические взгляды, способствовать развитию творческих способностей личности.
- Способствовать развитию сенсорных и моторных навыков учащихся
Оборудование: ручная игла, нитки, ножницы, напёрсток, ПК, проектор. Материалы: детали из хлопчатобумажной ткани, нитки, две пуговицы. Наглядные пособия: стенд с образцами швов. На классной доске выписаны термины: стежок, строчка, длина стежка, шов, ширина шва, сметать, наметать, заметать, пришить. Ход урока I. Организационный момент. - Приветствие.
- Отметка явки.
- Проверка готовности к уроку.
- Проверка организации рабочих мест.
- Сообщение темы и целей урока.
II. Актуализация знаний. Приложение 1, Приложение 2. Кроссворд «инструменты». III. Объяснение нового материала. - Учащиеся зачитывают сообщения «История создания вещей»
- При шитье одежды в ателье и дома раскроенное изделие сначала смётывают вручную, а затем сшивают на швейной машине. Ручные работы применяют при отделке изделия и при выполнении таких операций, как обмётывание петель и срезов, пришивание пуговиц.
Детали соединяют между собой вручную с помощью стежков и строчек. Стежок - это законченный процесс переплетения ниток на ткани. Строчка – это ряд повторяющихся стежков на ткани. Длина стежка – это расстояние между двумя последовательными проколами иглы. Шов – это ниточное соединение деталей. Ширина шва – расстояние от среза детали до строчки. Приложение 3 По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные. Ручные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения. Приложение 4 При выполнении ручных работ применяют следующую терминологию. Терминология, применяемая при выполнении ручных работ Термин | Содержание работы | Область применения | Рисунок | Сметать | Временно соединить две или несколько деталей,примерно равных по величине. | Сметать части пояса, части оборки, детали изделия. | | Наметать | Временно соединить две детали,наложенные одна на другую. | Наметатькарман на основную деталь. | | Приметать | Временно соединить мелкую деталь кболее крупной. | Приметать пояс к фартуку. | | Заметать | Временно закрепить подогнутые края детали,складки. | Заметать низ изделия, боковые срезы и складки. | | Обметать | Обработать срезы петельными стежкамис целью предохранения их от осыпания. | Обметать срезы. | | Подшить | Закрепить подогнутый край изделияпостоянными стежками. | Подшить низизделия. | | Пришить | Прикрепить фурнитуру, отделку наизделие стежками постоянного назначения. | Пришить кнопки,пуговицы к изделию. | | IV. Текущий инструктаж. Перед началом любого дела надо оборудовать своё рабочее место. Рабочим местом принято называть участок кабинета, предназначенный для выполнения определённой работы и оснащённый в соответствии с этой работой. Для ручных работ необходим рабочий стол, на котором располагают инструменты и приспособления. Вся работа выполняется на столе, обрабатываемую деталь следует держать перед собой. Большое влияние на самочувствие учащихся и качество их работы оказывает правильная посадка. Неправильное положение корпуса вызывает преждевременную усталость, снижение работоспособности, а также способствует появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости. Приложение 5 Правильная посадка во время работы заключается в следующем: - Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, т.к. при другом положении ног нарушается кровообращение.
- Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд.
- Голову слегка наклонить вперёд.
- Нельзя опираться грудью о стол.
- Руки должны быть согнуты в локтях, и отставать от корпуса не более чем на 10 см.
- При работе не следует ставить локти на стол.
- Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см.
- В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.
При выполнении ручных работ используют следующие инструменты и оборудование. Приложение 6, Приложение 7. Ручные иглы должны быть острыми, неломкими, хорошо отполированными, с ушкомдостаточных размеров. Иглы различают по диаметру (толщине) и длине по номерамот № 1 до №12. Иглы подбирают в зависимости от вида изделия и обрабатываемойткани. Для хлопчатобумажных тканей применяются иглы № 1-3. В соответствии сномером иглы и видом обрабатываемой ткани следует, и подбирать и номер ниток. При изготовлении хлопчатобумажных тканей применяют нитки № 40-80.
|
| Сантиметровая лента представляет собой ленту из прорезиненной ткани,длиной 150 см,с металлическими закрепками на концах, Сантиметровую ленту применяют для снятиямерок на фигуре, при раскрое материала.
|
| Напёрсток предназначается для предохранения пальца от укола при проталкиваниииглы в ткань. Его надевают на средний палец правой руки. Величина напёрсткадолжна точно соответствовать толщине пальца.
|
| Ножницы используют для раскроятканей, обрезки ниток. Ножницы, применяемые в швейном производстве, имеютвосемь номеров.
|
| Булавки могут быть с металлической или стеклянной головкой. Применяют дляскалывания деталей изделия, прикалывания бумажных лекал к ткани. Булавки должны быть тонкими,хорошо заостренными и отшлифованными.
|
| Портновский мел применяют для обозначения на материале линий и знаков при раскрое ипримерке. Иногда вместо мела пользуются тонкозаточенным сухим мылом.
|
| Колышек – приспособление для удаления намётки при шитье. Колышки изготавливаютиз дерева, стекла или кости. Его применяют для выправления углов борта,воротника, различных фигурных швов.
|
| Необходимо помнить, что неисправный инструмент и незнание безопасных способов работы может привести к несчастному случаю. Правила техники безопасности при выполнении ручных работ. - Опасности в работе:
повреждение пальцев иглой или булавкой; травма руки ножницами; травма глаз. - Что нужно сделать до начала работы:
посчитать количество иголок и булавок в игольнице; положить инструменты и приспособления в отведённое для них место. - Что нужно делать во время работы:
быть внимательной к работе; надевать напёрсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть палец; вкалывать иглы и булавки только в игольницу; класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя; передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд. - Что нужно сделать по окончании работы:
посчитать количество игл и булавок в игольнице; убрать рабочее место. Правила техники безопасности при выполнении влажно-тепловых работ. - Опасности в работе:
возгорание шнура; ожоги: паром, о подошву утюга и от возгорани...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.10.11 | Просмотров: 7005
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|