Главная / Методические материалы / Преподавание истории
Программа элективного курса
Автор(ы): Сулейманова Зульфия Явдатовна, учитель истории и обществознания
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Являясь частью мировой истории, прошлое края не может рассматриваться вне её рамок, процессов, закономерностей. Изучение региональных культур позволяет увидеть, как различные сообщества людей приспосабливались к конкретным природно-климатическим условиям. Территория Урало-Поволжья находилась далеко от центров мировых цивилизаций. Однако это не делает события истории края менее интересными или яркими. Археологические культуры этого крупнейшего региона республики, расположенного на обширных степных и лесных пространствах в системе евразийских древностей, являются связующим звеном между Востоком и Западом. В результате сложных процессов взаимодействия местного и пришлого населения здесь шло становление современных тюркоязычных народов края. Программа элективного курса «История моего края» рассчитана для учащихся 10-11 классов и рекомендуется прежде всего тем учащимся, которые интересуются краеведением. По типу программа – развивающая. Назначение данной программы в том, чтобы учащиеся воспитали в себе осознанное уважение к культурному и историческому наследию своей «малой» Родины. Практическое значение программы – способствует активизации познавательной деятельности учащихся, формирует у них наблюдательность к окружающим явлениям, вносит конкретность в учебный процесс, способствует осознанному усвоению учащимися сложных вопросов предмета. Таким образом, целями данного курса являются: - формирование представлений об историческом прошлом нашего района и города, о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители города (района, села) в историко-культурном наследии региона;
- осознание учащимися своей связи с окружающим их «малым миром» воспитание гражданственности и патриотизма;
- развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала, развитие коммуникативной культуры учащихся.
Для реализации поставленных целей используются различные формы и методы работы. Наряду с лекционной формой занятий предусматривается проведение семинаров, обобщающих и закрепляющих знания, также практикумы, закрепляющего практические навыки. Применяются различные методы ведения занятий: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный. Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом: - находить, систематизировать и анализировать историческую информацию; - систематизировать исторические факты, определять причинно-следственные связи, выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого; - определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным вопросам. Организуемые виды уроков: вводный, урок-лекция, урок освоения новых знаний, урок закрепления знаний, урок-консультация. Элективный курс рассчитан на 34 часа и интегрируется в курс «История татарского народа и Татарстана» соответственно тематическому планированию. По окончанию курса учащиеся сдают зачет: в виде реферата, выступают с сообщениями, защищают творческие проекты: 1. Лучшая экскурсия по городу. 2. Презентация. Учебно-тематический план № | Содержание обучения. Разделы. Тема. | Кол.часов
| Лекция | Практика | Формы проведения занятий | Образовательный продукт | 1 | Древняя история края. Археологические памятники на территории края. | 2 | 1 | 1 | лекция, работа с документами
| конспект, тезисы
| 2 | Средневековая история нашего края. | 4 | | 2 | урок-экскурсия, практикум
| исторический анализ, видеопроект | 3 | Проблемы изучения этнической истории региона. | 2 | | 1 | урок-версия, практикум
| собственное решение научной проблемы | 4 | Альметьевский регион во второй половине XVII – XVIII веков. | 3 | 1 | 2 | лекция, практикум
| конспект | 5 | Формирование населенных пунктов XVIII – XIX вв. | 3 | 2 | | урок-исследование, лекция
| исторический анализ, конспект, видеопроект | 6 | Социально-экономическое развитие Альметьевского региона в XIX в. | 5 | 2 | 3 | лекция, работа с документами, практикум
| конспект, исторический анализ | 7 | Альметьево в начале XX в. | 3 | 2 | | лекция, урок-исследование
| конспект, исторический анализ | 8 | Гражданская война и военная интервенция на территории Бугульминского уезда в 1918-1919 гг. | 3 | | 3 | практическая работа. | Выставка рефератов, видеопроект | 9 | Село Альметьево в 20-30-ег. | 2 | | 1 | урок-исследование, практическая работа | исторический анализ | 10 | Альметьево в дни суровых испытаний 1941-1945 гг. | 3 | | | урок-конференция | выставка рефератов, видеопроект | 11 | Нефтяной край | 2 | | | урок-конференция, обсуждение | выставка рефератов, видеопроект | 12 | Итоговое занятие | 2 | | | защита проектов | проекты | Содержание программы Тема 1. Древняя история края. (2 часа) Памятники археологии на территории Альметьевского района эпохи железа и бронзы. Поселения вдоль р.р. Степной Зай, Кичучат. Зайчишминское поселение. Акташское поселение. Нижнемактаминский могильник. Тема 2. Средневековая история нашего края. (4 часа) Этническая ситуация в I тыс. до н.э. - первой половине I тыс. н.э. Движение гуннов. Мазунинская культура III-IV вв. Кардинальные изменения в эпоху Тюркского каганата (551-603). Разнообразие культур: именьковская, турбаслинская. Селище «Шихан» у с. Вернхий Акташ. Полянское I селище у р. Багряж. Памятники кушнаревской культуры VI-IX вв. Н. Э. Булгарский Эмират и его территория IX-X вв. Следы пребывания кочевого и полукочевого населения на территории Восточного Закамья. Памятники кочевников – печенегов X-XI вв. Восточное Закамье - зона кочевания золотоордынского кочевого населения. Формирование новой золотоордынской археологической культуры. Распад Золотой Орды и её последствия. «Татарские памятники» XV-XVII вв. Памятники колониального периода. Освоение края татарским населением. Тема 3. Проблема изучения этнической истории региона. (2 часа) Тарханная грамота 1617 г. и рукописная история села Старое Ермаково (Самарская обл.) XVIII в. Татарское население - ногайцы. Источники изучения об этническом облике населения-шеджере. Данные шеджере юматы, Бараж, Кара-бека. Тема 4. Альметьевский регион во второй половине XVII-XVIII вв. (3 часов) Колонизация края в XVI-XVII вв. Строительство засечных черт. Старая Закамская линия. Новошешминский осторог. Кичуевский отрог. Новая засечная линия. Историческое значение Закамскиих засечных черт. История Надыровской волости. Кто такой – Надыр Уразметов? Территория и население Надыровской волости. Переселенческое движение татар как последствие христианизации. Тема 5. Формирование населенных пунктов Альметьевского региона в XVII-XIX вв. (3 часа) Этапы формирования Альметьевского района и их характеристика. История села Альметьево. Первое упоминание д. Альметьево в письменных источниках. Основные трактовки об основателях д. Альметьево. Альметьево в XVIII веке. Основное занятие населения, социальный состав. Экономическое развитие края. Выступления крестьян под предводительством Емельяна Пугачева в 1773-1775 гг. Последствия крестьянской войны. Кантонная система управления. Тема 6. Социально-экономическое развитие Альметьевского района в XIX веке .(5 часов) Социальный состав населения края и их обязанности. Развитие торговли и промышленности. Отмена крепостного права и его последствия. Альметьевская волость в пореформенный период (1865-1885 г.). Политика царизма. Крестьянские волнения в 1880-1890 гг. Движение крещеных татар. Причины возникновения национального движения. Мусульманские общины (махалля) и учебные заведения в XVIII-н.XX вв. Тайсугановское медресе. Хади Атласи. Вторая Махалля. Тема 7. Альметьево в начале XX века. (3часа) Социальный и национальный состав населения. Перепись 1900-1901 г. Жизненный уклад. Экономическое развитие края в начале века. Бизнес-центр. Местные предприниматели в Старой Михайловке и Новоникольске. Революционные события 1905-1907 гг. и его последствия. Край в пореформенный период. Развитие образования в начале XX века. Национальное и культурное значение деятельности Ризаэтдина Фахретдинова в развитии татарского просветительства. Тема 8. Гражданская война и военная интервенция на территории Бугульминского уезда в 1918-1919 гг. (3 часа) Мятеж чехословацкого корпуса. Политика новой власти. Наступление войск Восточного фронта и освобождение Бугульмы осенью1918 г. Весенние события 1919 г. Наступления Колчака. Завершающий этап в освобождении Бугульминского уезда. Тема 9. Село Альметьево в 20-30-е годы .(2часа) Восстановление советской власти. Продразверстка. Февральские события 1920 г. в д. Новая Елань (восстание «Черного орла») и его последствия. Голод 1921-1922 гг. Политика НЭПа. Кооперация на селе. Образование новых переселенческих поселков. Альметьево в период коллективизации. «Альметьевское дело». Итоги коллективизации. Альметьево в 1934-1940 гг. Жертвы политических репрессий. Тема 10. Альметьево в дни суровых испытаний 1941-1945г(3часа) Перестройка жизни на военный лад. Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. Экономика края в военные годы. Героизм тружеников тыла. Тема 11. Нефтяной край . (2 часа) Экономическое развитие района в послевоенное время. Ромашкинское месторождение. Город Альметьевск. Современная история. Тема 12. Итоговое занятие. (2 часа) Методические рекомендации к курсу Тема 1. Древняя история края. Задачи темы: показать особенности и значение курса как неразрывной части национальной истории, углубить и конкретизировать знания учащихся о первобытной эпохе на основе материала о расселении древних людей на территории нашего края. Основные понятия: стоянка, археологический памятник Тема 2. Средневековая история нашего края. Задачи темы: углубить знания о древнейших тюркских народах, их расселении, образе жизни на...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.10.12 | Просмотров: 1285
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|