Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Урок в 10-м классе Решение задач по теме «Площади фигур»
Автор(ы): Горелов Вячеслав Александрович, учитель математики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - повторить и систематизировать теоретические и практические знания, умения и навыки по изучаемой теме;
- совершенствовать навыки решения задач по теме «Площади фигур»;
- подготовка к ЕГЭ.
Подробный план: - организационный момент – 1 минута;
- вступительное слово, постановка целей – 3 минута;
- повторение материала (работа в парах), решение простейших задач – 10 минут;
- решение задачи № 1 – 12 минут;
- решение задачи № 2 – 10 минут;
- задача № 3. Составление плана решения – 7 минут;
- выставление оценок, разбор домашнего задания, подведение итогов – 2 минуты.
ТСО и материал к уроку: - набор чертежных принадлежностей,
- мультимедийный проектор,
- таблица «Площади плоских фигур»,
- две трехстворчатых магнитных школьных доски,
- набор магнитов,
- карточки «Площади», с задачами и с домашним заданием.
Ход урока 1. Организационный момент 2. Вступительное слово, постановка целей Окружающий нас мир состоит из различного сочетания плоских и объемных фигур (здесь возможна презентация с показом различных объектов – мостов, зданий и т. д.). В какой бы сфере не работал человек, работает ли он с природным материалом, конструирует ли различные сооружения, работает в астрономии, он должен знать свойства геометрических фигур и тел, уметь находить их объемы, площади, измерения… В этом году вы начинаете изучать новый для вас раздел геометрии – стереометрия. И для успешного изучения стереометрии, необходимо хорошо знать свойства плоских фигур. И тема сегодняшнего урока – РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ ПЛОЩАДИ ФИГУР. 3. Повторение Что же мы знаем о площадях фигур? Перед вами на доске – таблица с формулами площадей. Площади каких плоских фигур вам известны? Я вам сейчас предлагаю решить три простых задачи на повторение. У вас на каждой парте лежат карточки с заданиями на повторение. Сейчас вы, должны решить эти задачи. 1 вариант решает первую задачу, 2 вариант решает вторую задачу. А для тех, кто быстро решит, дополнительная третья задача. В тетрадях можете делать небольшие пометки. На решение задач вам 5 минут. Приложение 1 Решение – 1 S фигуры = S квадрата – 2S треугольников. S квадрата = 4 • 4 = 16 S? = ? • 1 • 4 = 2 S фигуры = 16 – 2 • 2 = 12 Решение – 2 S = BM • CD = 2 • 15 = 30 AD = S : BK = 30 : 6 = 5 Решение – 3 СH = 6 : 2 = 3 (катет леж. п/в угла в 30) S = ? • (4 + 10) • 3 = 21 Ученики решают – учитель ходит по классу, может где-то помогает. Посмотреть, когда большинство справится, остановить. Один ученик с первого варианта – рассказывает решение задачи. Потом – второй вариант. Затем: «Кто решил дополнительную задачу?» При решении вы пользовались формулами вычисления площадей плоских фигур, и каждый из вас получил таблички с набором формул. Приложение 2. 4. Ну а сейчас решим задачу по теме «Площади», которая была представлена на ЕГЭ в 2002 году. (условие в презентации) Основание ВС равнобедренного треугольника АВС равно 30 см. Высота BD, проведенная из вершины основания к боковой стороне равна 24 см. Найдите площадь треугольника. Вопросы ученикам: - Что дано в задаче?
- Что найти?
- Как найти площадь?
- Что для этого нужно знать?
1 человек у доски делает чертеж и краткое условие, все в тетрадях. Дано: ?АВС – равнобедренный, АВ = АС, ВС = 30 см, ВDАС, BD = 24 см, ___________________________ Найти: S?ABC Анализ: - Что найти? (площадь)
- Что неизвестно для нахождения (из того, что дано)? (АС)
- Как мы можем найти? (по частям)
- Какую часть сначала найдем? (ДС)
- Каким соотношением воспользуемся? (теорема Пифагора)
- К какой фигуре на чертеже применим? (?ВДС)
- Какой треугольник? (прямоугольный)
- Чем является ДС€ (катетом)
- Как найдем? (ВС2 – ВД2 и извлечем корень)
- Нашли ДС, что остается найти? (АД)
- Как мы можем найти АД? (?)
- АД неизвестно, а неизвестное мы обозначаем как? (х)
- Я СТАВЛЮ Х НАД АД
- Тогда можем ли мы написать полностью, чему равно АС€ (да)
- А треугольник у нас какой? (равнобедренный)
- СВОЖУ К ТОМУ, ЧТО ДЕТИ ДОЛЖНЫ СКАЗАТЬ, ЧТО МЫ БУДЕМ РЕШАТЬ УРАВНЕНИЕ
- А какое уравнение? (ПОДВОЖУ К ТЕОРЕМЕ ПИФАГОРА ИЗ ?АВД)
- Нашли х. Что дальше? (АС и площадь). Решаем. Те, кто решит быстро, попробуйте найти другие способы.
- рассмотрим ?ВDС: BDC = 90°
- по теореме Пифагора
- АД = х, тогда АС = х + 18, а так как ?АВС – равнобедренный, АВ = АС = х + 18
- Рассмотрим ?АВД: ВДА = 90°
- По теореме Пифагора (х + 18)2 = х2 + 242
х2 + 36х + 182 = х2 + 242 36х = 242 - 182 х = 7 - АС = 7 + 18 = 25 (см)
- (см2)
- Что использовали в этой задаче? Какие свойства и формулы?
- Кто решил задачу другим способом?
- Есть еще способы решения этой задачи. Я предлагаю найти вам их дома.
5. А сейчас мы решим задачу, которая была представлена на ЕГЭ в этом году. (условие в презентации) Найдите площадь равнобедренной трапеции, если её диагональ, равная 10, образует с основанием угол, косинус которого равен v2/10. - Что дано в задаче?
- Что найти?
Запишем краткое условие. (рисунок по мере анализа появляется в презентации) Дано: ABCD – равноб. трапеция. AB=CD AC=10 cм ___________________________ Найти: SABCD - Что неизвестно для нахождения? (основания)
- Какой еще элемент надо провести? (высота)
- Какие фигуры, кроме трапеции вы видите на рисунке? (треугольники)
- Обратим внимание на ?АСН. Какой он? (прямоугольный)
- Что в нем известно? (косинус угла и гипотенуза)
- Что можем найти? (катеты)
- В каком порядке? (АН, потом НС.)
- ОБСУЖДАЕМ КАК
- Какое дополнительное построение надо выполнить, чтобы получить фигуру, равновеликую трапеции, площадь которой можно легко найти? (нужно провести высоту из точки А к меньшему основанию)
- Обозначим точку пересечения – К.
- Найдите на рисунке фи...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2004
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|