Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок в 10-м классе Решение задач по теме «Площади фигур» - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Урок в 10-м классе Решение задач по теме «Площади фигур»


Автор(ы): Горелов Вячеслав Александрович, учитель математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  1. повторить и систематизировать теоретические и практические знания, умения и навыки по изучаемой теме;
  2. совершенствовать навыки решения задач по теме «Площади фигур»;
  3. подготовка к ЕГЭ.
Подробный план:
  1. организационный момент – 1 минута;
  2. вступительное слово, постановка целей – 3 минута;
  3. повторение материала (работа в парах), решение простейших задач – 10 минут;
  4. решение задачи № 1 – 12 минут;
  5. решение задачи № 2 – 10 минут;
  6. задача № 3. Составление плана решения – 7 минут;
  7. выставление оценок, разбор домашнего задания, подведение итогов – 2 минуты.
ТСО и материал к уроку:
  1. набор чертежных принадлежностей,
  2. мультимедийный проектор,
  3. таблица «Площади плоских фигур»,
  4. две трехстворчатых магнитных школьных доски,
  5. набор магнитов,
  6. карточки «Площади», с задачами и с домашним заданием.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Вступительное слово, постановка целей
Окружающий нас мир состоит из различного сочетания плоских и объемных фигур (здесь возможна презентация с показом различных объектов – мостов, зданий и т. д.). В какой бы сфере не работал человек, работает ли он с природным материалом, конструирует ли различные сооружения, работает в астрономии, он должен знать свойства геометрических фигур и тел, уметь находить их объемы, площади, измерения…
В этом году вы начинаете изучать новый для вас раздел геометрии – стереометрия. И для успешного изучения стереометрии, необходимо хорошо знать свойства плоских фигур. И тема сегодняшнего урока – РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ ПЛОЩАДИ ФИГУР.

3. Повторение
Что же мы знаем о площадях фигур? Перед вами на доске – таблица с формулами площадей. Площади каких плоских фигур вам известны? Я вам сейчас предлагаю решить три простых задачи на повторение. У вас на каждой парте лежат карточки с заданиями на повторение. Сейчас вы, должны решить эти задачи. 1 вариант решает первую задачу, 2 вариант решает вторую задачу. А для тех, кто быстро решит, дополнительная третья задача. В тетрадях можете делать небольшие пометки. На решение задач вам 5 минут.
Приложение 1
Решение – 1
S фигуры = S квадрата – 2S треугольников.
S квадрата = 4 • 4 = 16
S? = ? • 1 • 4 = 2
S фигуры = 16 – 2 • 2 = 12
Решение – 2
S = BM • CD = 2 • 15 = 30
AD = S : BK = 30 : 6 = 5
Решение – 3
СH = 6 : 2 = 3 (катет леж. п/в угла в 30)
S = ? • (4 + 10) • 3 = 21
Ученики решают – учитель ходит по классу, может где-то помогает. Посмотреть, когда большинство справится, остановить. Один ученик с первого варианта – рассказывает решение задачи. Потом – второй вариант. Затем: «Кто решил дополнительную задачу?»
При решении вы пользовались формулами вычисления площадей плоских фигур, и каждый из вас получил таблички с набором формул.
Приложение 2.

4. Ну а сейчас решим задачу по теме «Площади», которая была представлена на ЕГЭ в 2002 году. (условие в презентации)
Основание ВС равнобедренного треугольника АВС равно 30 см. Высота BD, проведенная из вершины основания к боковой стороне равна 24 см. Найдите площадь треугольника.
Вопросы ученикам:
  • Что дано в задаче?
  • Что найти?
  • Как найти площадь?
  • Что для этого нужно знать?
1 человек у доски делает чертеж и краткое условие, все в тетрадях.
Дано: ?АВС – равнобедренный,
АВ = АС, ВС = 30 см,
ВDАС, BD = 24 см,
___________________________
Найти: S?ABC
Анализ:
  • Что найти? (площадь)
  • Что неизвестно для нахождения (из того, что дано)? (АС)
  • Как мы можем найти? (по частям)
  • Какую часть сначала найдем? (ДС)
  • Каким соотношением воспользуемся? (теорема Пифагора)
  • К какой фигуре на чертеже применим? (?ВДС)
  • Какой треугольник? (прямоугольный)
  • Чем является ДС€ (катетом)
  • Как найдем? (ВС2 – ВД2 и извлечем корень)
  • Нашли ДС, что остается найти? (АД)
  • Как мы можем найти АД? (?)
  • АД неизвестно, а неизвестное мы обозначаем как? (х)
  • Я СТАВЛЮ Х НАД АД
  • Тогда можем ли мы написать полностью, чему равно АС€ (да)
  • А треугольник у нас какой? (равнобедренный)
  • СВОЖУ К ТОМУ, ЧТО ДЕТИ ДОЛЖНЫ СКАЗАТЬ, ЧТО МЫ БУДЕМ РЕШАТЬ УРАВНЕНИЕ
  • А какое уравнение? (ПОДВОЖУ К ТЕОРЕМЕ ПИФАГОРА ИЗ ?АВД)
  • Нашли х. Что дальше? (АС и площадь). Решаем. Те, кто решит быстро, попробуйте найти другие способы.
    1. рассмотрим ?ВDС: BDC = 90°
    2. по теореме Пифагора
    3. АД = х, тогда АС = х + 18, а так как ?АВС – равнобедренный, АВ = АС = х + 18
    4. Рассмотрим ?АВД: ВДА = 90°
    5. По теореме Пифагора (х + 18)2 = х2 + 242
      х2 + 36х + 182 = х2 + 242
      36х = 242 - 182
      х = 7
    6. АС = 7 + 18 = 25 (см)
    7. (см2)
  • Что использовали в этой задаче? Какие свойства и формулы?
  • Кто решил задачу другим способом?
  • Есть еще способы решения этой задачи. Я предлагаю найти вам их дома.

5. А сейчас мы решим задачу, которая была представлена на ЕГЭ в этом году. (условие в презентации)
Найдите площадь равнобедренной трапеции, если её диагональ, равная 10, образует с основанием угол, косинус которого равен v2/10.
  • Что дано в задаче?
  • Что найти?
Запишем краткое условие. (рисунок по мере анализа появляется в презентации)
Дано: ABCD – равноб. трапеция.
AB=CD
AC=10 cм
___________________________
Найти: SABCD
  • Что неизвестно для нахождения? (основания)
  • Какой еще элемент надо провести? (высота)
  • Какие фигуры, кроме трапеции вы видите на рисунке? (треугольники)
  • Обратим внимание на ?АСН. Какой он? (прямоугольный)
  • Что в нем известно? (косинус угла и гипотенуза)
  • Что можем найти? (катеты)
  • В каком порядке? (АН, потом НС.)
  • ОБСУЖДАЕМ КАК
  • Какое дополнительное построение надо выполнить, чтобы получить фигуру, равновеликую трапеции, площадь которой можно легко найти? (нужно провести высоту из точки А к меньшему основанию)
  • Обозначим точку пересечения – К.
  • Найдите на рисунке фи...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2004

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340