Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Аналитическая деятельность заместителя директора – неотъемлемая часть управленческой деятельности - Администрирование школы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Администрирование школы

Аналитическая деятельность заместителя директора – неотъемлемая часть управленческой деятельности


Автор(ы): Саушина Ирина Ксаверьевна, зам. директора,учитель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Если вы умеете проектировать работу коллектива, организовывать выполнение намеченного, стимулировать людей на творческую, добросовестную работу, контролировать процесс и анализировать результаты – значит Вы владеете умением управлять.
М.Поташник
Кто владеет информацией – тот владеет всем.
Ли Якокка
Логика педагогического руководства школой такова, что невозможно работать, если мы не будем постоянно анализировать связь настоящего с прошлым и будущим.
В.А.Сухомлинский
В философском словаре встречаем слово аналитика. Оно происходит от греческого – искусство анализа – искусство расчленения понятий, логика. В словаре иностранных слов найдем определение аналитический – относящийся к анализу, свойственный ему, применяющий анализ.
Что же такое анализ? Педагогическая энциклопедия определят анализ, происходящий от греческого слова разложение, расчленение изучаемого предмета или явления на характерные для него составные элементы, выделение в нем отдельных сторон, изучение каждого элемента или стороны явления в отдельности как части единого целого. Анализ существует в двух формах 1) как мыслительная операция, 2) как практическое действие.
В трудах профессора, доктора педагогических наук В.В. Третьякова мы встречаем определение педагогический анализ – как функция, направленная на изучение фактического состояния и обоснованности применения совокупности способов, средств, воздействий по достижению целей, результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов.
Профессор, доктор педагогических наук В.И.Зверева рассматривает педагогический анализ как важную функцию управления. Цель которого заключается в том, чтобы обеспечить глубину познавательного аспекта управления педагогическим процессом в школе и содействовать на основе этого развитию школы и всех ее подсистем, а также развитию личности ученика, учителя, руководителя, родителя.
Проблемам теории и методики педагогического анализа в процессе внутришкольного управления посвятили свои труды – монографии, брошюры, статьи – доктора педагогических наук, профессора Т.И.Шамова, Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник, В.В. Третьяков, Н.Ю.Ерофеева. В журналах “Завуч”, “Народное образование” есть рубрики “Аналитическая деятельность завуча”.
Аналитическая работа помогает извлечь уроки прошлого для будущего. Для проведения анализа необходимо выработать в себе аналитические мыслительные умения, такие как расчленение на части, сравнение (и с тем, что должно быть, и с тем, как было, чтобы увидеть динамику процесса управления, его развития, повышение эффективности или же снижение его уровня), обобщение, выделение главного, существенного, абстрагирование, классификация, систематизация.
Каждый ли человек способен к аналитической деятельности? За умение анализировать отвечает головной мозг. Левое полушарие отвечает за конкретно – логическое мышление, т.е. связано с умением анализировать. Правое полушарие – за творчество, образное мышление. Если соотношение 70/30 это нормально, 80/20 – ярко выражено. Но большинство людей 50/50, таких называют амбитекторами. Чтобы определить к какому типу принадлежит человек. Богуславский предлагает провести эксперимент: возьмитесь за кончики ушей и подержите их 3 минуты. Если горячей левое ухо – вы правополушарный человек. Если правое – левополушарный. Несмотря на то, какое полушарие более развито, по долгу своей службы каждому заместителю директора приходится заниматься аналитической работой.
В изученной нами литературе по данному вопросу выделяются следующие направления аналитической деятельности:
  • анализ итогов года;
  • внутришкольный контроль;
  • мониторинг;
  • анализ урока.
Рассмотрим, как реализуются три первых направления аналитической деятельности в нашей школе (Приложение 1).
Аналитическая работа является неотъемлемой частью управленческой деятельности на всех уровнях функционирования и развития нашей школы (Приложение 2).
Информационно-аналитическая функция – сбор информации, определение ее объема, содержания.
Мотивационно-целевая – функция: необходимо всем членам коллектива четко выполнять работу в соответствии с делегированными им обязанностям и планам, сообразуясь с потребностями в достижении целей, удовлетворение потребностей всех участников педагогического процесса. Постановка целей и задач.
Планово-прогностическая – перспективное прогнозирование, текущее планирование. Согласование планов и прогнозов на всех уровнях.
Организационно-исполнительная – связи людей по распределению полномочий, личностный подход. Научность и практичность в распределении функций, рациональная организация труда.
Контрольно диагностическая – сочетание общественного и административного контроля, внутришкольный контроль. Диагностика на основе информационно – аналитического метода.
Регулятивно-коррекционная – внесение корректив с помощью оперативных способов, средств воздействия в процессе управления школой.
Аналитической работой необходимо заниматься постоянно, в процессе реализации всех функций и после завершения. Овладение аналитическими функциями управления важно для заместителя директора. Анкета кандидата педагогических наук Сергея Митина, опубликованная в журнале “Народное образование” 2002, № 9 приведем выдержку из анкеты:
Управленческая процедура,
составляющая функцию
Высокая Оценка Средняя Низкая
I. Оцените уровень ваших умений в области педагогического анализа
1. Оперативно анализировать учебно-воспитательный процесс.
2. Проводить итоговый анализ учебно-воспитательного процесса на основе сопоставления запланированных и достигнутых результатов.
3. Но основе онализа определять состояние учебно-воспитательного процесса на данный период.
4. Прогноэировоть будущее состояние учебно-воспитательного процесса.
5. Анализировать социально-психологическое состояние ученического коллектива.
6. Прогнозировать потенциальные возможности коллектива и необходимые коррективы его социально-психологического климата.
7. Видеть сильные и слабые стороны своего труда, анализировать и обобщать свой опыт, соотносить его с опытом других учителей.
8. Осознавать перспективу своего профессионального развития, определять особенности своего индивидуального стиля.
II. Дайте оценку вашим действиям, связанным с постановкой целей
9. Видеть проблему и оформить её в виде педагогической цели и задачи.
10. Создавать условия принятия цели и формировать у членов коллектива мотивы деятельности по достижению цели.
11. Превращать цели в конкретные задачи.
12. Диагностически формулировать цели и задачи..
13. Гибко перестраивать педагогические цели и задачи по мере изменения педагогической ситуации
Заполнив анкету, можно оценить свои способности, проставив баллы высокий, средний, низкий по указанным критериям. Определите по числу более низких оценок, какая функция представляет для вас наибольшую проблему. Именно над этой проблемой необходимо будет работать, читать соответствующую литературу.
Педагогический анализ проводится в 4 этапа
1 этап. Определение предмета, состава, содержания анализа (сбор информации).
  1. Классифицировать по блокам.
  2. Определить цель.
2 этап. Структурно-функциональное описание предмета анализа.
  1. Изучить способ связей, педагогических условий, способов взаимодействия по достижению целей.
3 этап. Анализ причинно – следственных связей в логической цепочке:
ЯВЛЕНИЕ – ПРИЧИНА – УСЛОВИЕ – СЛЕДСТВИЕ
4 этап. Установление фактов достижения целей.
  1. Подготовка материалов на педагогический совет по итогам года.
  2. Формулирование целей, задач на новый год.
Источниками для педагогического анализа являются:
  1. Данные внутришкольного контроля и оперативной информации (таблицы, графики, диаграммы, качественные характеристики).
  2. Школьная документация.
  3. Анализ посещенных уроков и воспитательных мероприятий.
  4. Анализ административных контрольных работ, учебного мониторинга, итоговой аттестации учащихся.
  5. Журналы посещаемости обучающихся.
  6. Организационные проблемы основного и полного среднего образования.
  7. Управленческая деятельность администрации школы.
  8. Работа с педагогическими кадрами.
  9. Материалы анкетирования обучающихся, учителей, родителей.
  10. Статистические данные.
Не зная реального положения дел, нельзя упреждать негативные тенденции, оперативно управлять УВП, своевременно оказывать помощь педагогам, ученикам, влиять на организацию и конечные результаты в работе.
Успешное выполнение аналитической функции в процессе управления позволяет своевременно обнаруживать возникающие противоречия, правильно их оценивать, находить ответы, ставить объективно необходимые цели и задачи, выбрать наиболее целесообразные пути и средства их решения. Все управленческие решения основываются на результатах аналитической деятельности, это способствует научной обоснованности управления.
Аналитическая работа представляет собой исследование. Изучение любого вопроса начинается с постановки целей и задач. Они определяют направленность и методы анализа. Важное значение имеет выдвижение гипотезы (обоснованное предположение относительно причин, связей, причинно-следственной зависимости изучаемого явления). Составляется план, программа направленности на решение проблем. Осуществляется контроль, вносятся необходимые изменения, коррективы, анализируются результаты, проектируются новые проблемы, для решения которых выдвигаются новые цели и задачи. Это процессный подход к управлению, раскрытый М.Поташником. Можно применять системный подход к управлению, раскрытый В.И. Зверевой. (Приложение 3)
Успешное выполнение аналитической функции в процессе управления позволяет своевременно обнаружить возникающие противоречия, правильно их оценить, найти ответы на нужные вопросы, ставить объективно необходимые цели и задачи, выбирать наиболее целесообразные пути и средства их решения. Все управленческие решения основываются на результатах информационно-аналитической работы, являющейся важнейшим условием обеспечения научной обоснованности управления в целом.
Выделяют несколько видов анализа.
  1. Текущий анализ – за период контроля (неделю, месяц). Обеспечивает потребности оперативного управления, призван выявить причины и условия, способствовавшие негативным проявлениям и своевременно реагировать на них. Результат – справка.
  2. Анализ состояния за отчетный период – (четверть, полугодие). Цель – периодическая оценка положения дел, обнаружение нежелательных отклонений и принятие своевременных мер. Результат используется при подготовке отчетов в вышестоящие органы.
  3. Анализ за длительный период (год, 3 года, 5 лет). Цель – изучить определенные тенденции, характерные для УВП и фактов их обуславливающих. На его основе решаются задачи, связанные с изучением явлений во времени, прогнозированием возможностей развития. Это отражается в составлении анализа работы за год, образовательной программы, в работе итогового педсовета.
Суть анализа итогов учебного года – одного из важных видов педагогического анализа, можно представить формулой: результат (чего достигли) – причины (почему это оказалось возможным) – факторы (что этому способствовало, препятствовало). Цель итогового педагогического анализа – дать объективную оценку фактического состояния педагогического процесса в школе и его результатов, выявить перспективу развития школы и внешние резервы. Анализ итогов года представляет структуру, сочетающую сравнительный анализ, установление динамики процессов и тенденций в школе, выявление резервов и продвижения вперед в предстоящем году, определяет вытекающие из анализа обоснованные задачи. Разработали алгоритм составления анализа итогов учебного года, представленный в схеме. Отразили элементы, из которых складывается анализ итогов работы за год и постарались раскрыть каждый из них (см. Приложение 4). По алгоритму строится работа итогового педагогического совета и пишется анализ итогов года в план школы.
  1. Анализ выполнения задач учебного года.
  2. Контент-анализ (соответствие деятельности школы решениям нормативных документов вышестоящих органов).
  3. Анализ деятельности направленной на получение бесплатного и среднего (полного) образования.
  4. Анализ внутришкольного инспектирования.
  5. Анализ состояния итогов успеваемости.
  6. Анализ работы с педагогическим кадрами.
  7. Анализ внеклассной учебной деятельности.
  8. Анализ воспитательной работы.
  9. Анализ деятельности служб школы.
  10. Анализ реализации дополнительных платных услуг.
Анализ учебно-воспитательного процесса проведем по 5 показателям.
1. Анализ успеваемости. Подробнее остановимся на анализе состояния успеваемости, т.к. проблема снижения качества знаний стоит перед нашей школой несколько лет. Исходя из анализа итогов успеваемости, по разным направлениям выделяется много проблем, которые необходимо решать сообща. Мы анализируем итоги успеваемости по классам. Сравнительный анализ по годам обучения показывает продвижение класса в процессе обучения. Классным руководителем заводится папка достижений класса, фиксирующая динамику движения класса. Строим графики успеваемости текущего года по классу и классам в параллели. Используем рейтинговую шкалу. Анализируем успеваемость по предметам школьного, базисного, национально – регионального компонентов. Подводим итоги по обученности учащихся по образовательным областям. Данные отражаем в виде таблиц, графиков, диаграмм. Выставляем уровень обученности, выводим сравнительный коэффициент, определяем уровень мотивации обучающихся. У учеников имеется портфолио – портфель лучших личностных достижений. Анализ проходит на уровне ученика и класса. Проводим конкурс “Презентация портфолио”.
Заместителем директора отслеживается количество медалистов и отличников, успешность их обучения после окончания школы, есть альбом школьных стипендиатов. Для проведения диагностики привлекаем психолога, учителей. Анализ полученной информации осуществляется на классных часах, инструктивно-методических совещаниях, малых педсоветах, круглых столах, педагогических советах.. Проводим линейки по итогам успеваемости с обучающимися. Полученные результаты разъясняются. Даются рекомендации по работе с классом и индивидуально со слабоуспевающими и одаренными обучающимися, с родителями. Такое подведение итогов ставит учителя в ситуацию, когда постоянное повышение профессионального мастерства становится необходимостью. Педагоги тоже ведут портфолио. Переходим в диагностике от анализа результатов к анализу действий учителя, взаимоотношений: “учитель – ученик”, “класс – учитель”, это позволяет предотвратить конфликты на всех уровнях. Но есть затруднения – не все педагоги применяют данные психологом и администратором рекомендации.
Для учителя диагностической информацией является результат контрольно-методических срезов (КМС), их динамика в продвижении от нулевого результата к промежуточному, от него к итоговому качеству. Проведение КМС позволяет выявить недостатки в работе отдельных учителей и оперативно оказать им помощь и выяснить.
  1. Достигается ли цель образовательного процесса?
  2. Существует ли динамика в развитии учащегося по сравнению с предыдущим годом
  3. Какие предпосылки есть для совершенствования работы преподавателя?
Результаты срезов оформляются в виде таблиц, диаграмм, графиков, в которых хорошо прослеживается динамика. Используются презентации на электронных носителях. Материалы КМС собраны в сборники, результаты КМС каждый учитель анализирует по утвержденной схеме.
Возникла необходимость в проверке надежности обучения за год (если коэффициент надежности 0,9 – это европейский уровень, дает возможность поступить в вуз каждому 4 ученику, 0,85 – гимназический, 0,8 массовый). Уровень надежности удовлетворил: 0,8 – массовая школа и европейский – 0,9. Как определить уровень надежности можно прочитать в статье В.Зайцева, напечатанной в журнале “Народное образование”, 2002, № 9. В начале года многие дети не справились с заданиями в тестовой форме. Выявлено отсутствие опыта, стали чаще использовать тесты. Составили КМС в тестовой форме по всем предметам, приобрели сборники по подготовке к ЕГЭ. Система анализа КМС упростилась.
С целью выявления проблем в содержании программ начальной школы и среднего звена по русскому языку и математике были проведены совместные МО учителей начальных классов с языковедами и математиками. На заседаниях МО учителей русского языка и математики были разработаны диагностические таблицы классификации ошибок. На заседаниях МО привлекается внимание учителей к слабоизученным разделам, совместно продумываются действия по ликвидации пробелов знаний, предусматривается индивидуальная работа.
2. Уровень мотивации. Исследовали уровень мотивации обучения. Выявили ее падение. Чем ниже уровень обученности, тем больше снижается мотивация. 65% обучающихся выс...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.10.12 | Просмотров: 1894

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340