Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа предпрофильного элективного курса по истории Отечества для 9-го класса История в лицах: реформы и реформаторы - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Программа предпрофильного элективного курса по истории Отечества для 9-го класса История в лицах: реформы и реформаторы


Автор(ы): Гоманюк Татьяна Дмитриевна, учитель истории и обществознания


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Служить Отечеству всяк и по совести и по должности обязан:
Митрополит Амвросий
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса предназначена для изучения учащимися 9 классов и рассчитана на 17 часов, количество часов может быть увеличено за счет изучения дополнительного материала, а также расширения данного материала.
Особая значимость курса на современном этапе выражается в том, что данный курс
  • уникален по своему влиянию на формирование системы мышления, давая возможность человеку свободно передвигаться в историческом пространстве и вооружая его знанием исторического опыта, что в конечном итоге позволяет правильно оценивать современные политические и социальные процессы;
  • исторические знания способствуют формированию собственной точки зрения личности, ее независимых оценок, но вместе с тем учат ценить и уважать мнения других;
  • они воспитывают в личности такие важные для жизни в современном обществе качества, как широта мышления и мировоззрения, толерантность, гражданская смелость, творческое воображение;
  • подготавливают молодежь к самостоятельной жизни в современном мире.
Новизной предлагаемого варианта программы является обращение к проблематике влияния личности на историю. История нашего Отечества многолика, но она одна. Она слагалась из деятельности многих замечательных людей: государей и реформаторов, военачальников и политиков, деятелей культуры и дипломатов, купцов и врачей, промышленников и священников. Поэтому эпиграфом данного элективного курса служат слова митрополита Амвросия Служить Отечеству всяк и по совести и по должности обязан:. А изучение истории российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить гражданские чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории.
Цель элективного курса История в лицах - расширение знаний учащихся о роли личности в истории. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необходимые качества личности.
Задачи данного курса:
Углубить знания по предлагаемой проблеме, сформировать осознанный интерес к данной области знаний, помочь в выборе профиля.
Программа составлена исходя из целей обучения истории в основной школе:
  • формирование у учащихся целостного представления об основных этапах исторического пути человечества, многообразии форм исторического развития;
  • выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснении событий истории и современности;
  • развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, настоящего, пользуясь приемами исторического анализа, применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;
  • формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами.
В процессе изучения курса происходит формирование общеучебных умений:
  • анализ и сопоставление фактов;
  • работа с учебной, научной-поплярной и художественной литературой;
  • анализ документов;
  • оформление сообщений и рефератов и мультимедийных проэктов.
В связи с этим актуальным направлением является: Создание условий для самостоятельной проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Фактологический материал отбирается исходя из критериев, направленных на формирование личностного отношения к истории, и на стимулирование желания самостоятельного поиска и расширений знаний по истории.
Методика работы со старшеклассниками предполагает в проведении элективного курса следующие формы и приемы:
- лекции с последующим опросом;
- лекции с обсуждением документов;
- эвристические беседы; семинары - Круглые столы; практические работы;
- мозговой штурм;
- викторины, конференции.
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений, таких как:
- умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения;
- умение выдвинуть гипотезу;
- умение делать обобщения;
- умение систематизировать материал;;
- умение составлять доклад по теме (на основе различных источников);
-умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы);
- умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности);
- умение оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность.
Чтобы оценить образовательную деятельность учащихся, важно не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется готовность связно, образно излагать факты, но и формировать собственное отношение к оценке персонажей и фактов. Курс позволяет использовать популярные формы проверки знаний - тесты, исторические диктанты, решение исторических задач, а также деформированные тексты, тексты с ошибками, обобщающие вопросы и задания. Они же и являются измерителем обученности учащихся. Применение рейтинговой системы оценивания дает возможность более творчески подойти к этой работе.
По окончании изучения элективного курса учащиеся должны:
- соотносить единичные факты и общие явления и процессы;
- называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей;
- сравнивать исторические события и исторических деятелей;
- излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей;
- объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; излагать оценки событий и личностей;
- сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и отличия;
- определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование тем Всего часов Лекции Практика Семинары Формы контроля
1 Введение. Знакомство со структурой курса. 1 1 Лекция с мультимедийным сопровождением
2, 3 Российское реформаторство 2 1 1 Лекция - семинар.
4, 5 Первые отечественные реформаторы и их преобразования: Ольга и Владимир 2 1 1 Практическая работа Круглый стол
6, 7, 8 Елена Глинская и Иван 4: как личности, правители, политики. 3 1 1 1 Лекция м/мСеминар Практическая работа Тестирование
9,10,11 Софья и Петр 1 - равносильные ли величины? Петр 1 - реформатор: чудо иль чудовище?:
Птенцы Петрова
3 1 1 1 Лекция м/мКруглый стол
Беседа (сообщения, эссе, документы), работа с карточками.
12,13 Александр 2 и его окружение: великие реформы 2 1 1 Эвристическая беседаПрактикум
14,15 Витте Ю.С., П.А.Столыпин - последние реформаторы российской империи 2 1 1 Лкция-мультимедияКруглый стол
Сравнительный анализ - практикум
16 Викторина Интеллектуальный лабиринт 1 1 Мозговой штурм
17 Итоговое занятие. Конференция. 2 1 Защита рефератов, мультимедийных проектов
Итого 17 5 7 5
Условия для реализации
Занятия по изучению элективного курса желательно проводить в кабинете истории, имея оборудование: комплекты настенных карт, атласов по истории, иллюстративный, справочный материал, научную и методическую литературу, дидактический и раздаточный материал, аудио- и видеоаппаратуру
В программе предусмотрены вводный и обобщающий уроки, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении истории на уроках и на спецкурсе, лучшей организации познавательной деятельности школьни...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.10.12 | Просмотров: 1869

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340