Главная / Методические материалы / Преподавание истории
Программа предпрофильного элективного курса по истории Отечества для 9-го класса История в лицах: реформы и реформаторы
Автор(ы): Гоманюк Татьяна Дмитриевна, учитель истории и обществознания
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Служить Отечеству всяк и по совести и по должности обязан: Митрополит Амвросий ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа элективного курса предназначена для изучения учащимися 9 классов и рассчитана на 17 часов, количество часов может быть увеличено за счет изучения дополнительного материала, а также расширения данного материала. Особая значимость курса на современном этапе выражается в том, что данный курс - уникален по своему влиянию на формирование системы мышления, давая возможность человеку свободно передвигаться в историческом пространстве и вооружая его знанием исторического опыта, что в конечном итоге позволяет правильно оценивать современные политические и социальные процессы;
- исторические знания способствуют формированию собственной точки зрения личности, ее независимых оценок, но вместе с тем учат ценить и уважать мнения других;
- они воспитывают в личности такие важные для жизни в современном обществе качества, как широта мышления и мировоззрения, толерантность, гражданская смелость, творческое воображение;
- подготавливают молодежь к самостоятельной жизни в современном мире.
Новизной предлагаемого варианта программы является обращение к проблематике влияния личности на историю. История нашего Отечества многолика, но она одна. Она слагалась из деятельности многих замечательных людей: государей и реформаторов, военачальников и политиков, деятелей культуры и дипломатов, купцов и врачей, промышленников и священников. Поэтому эпиграфом данного элективного курса служат слова митрополита Амвросия Служить Отечеству всяк и по совести и по должности обязан:. А изучение истории российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить гражданские чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Цель элективного курса История в лицах - расширение знаний учащихся о роли личности в истории. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необходимые качества личности. Задачи данного курса: Углубить знания по предлагаемой проблеме, сформировать осознанный интерес к данной области знаний, помочь в выборе профиля. Программа составлена исходя из целей обучения истории в основной школе: - формирование у учащихся целостного представления об основных этапах исторического пути человечества, многообразии форм исторического развития;
- выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснении событий истории и современности;
- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, настоящего, пользуясь приемами исторического анализа, применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;
- формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами.
В процессе изучения курса происходит формирование общеучебных умений: - анализ и сопоставление фактов;
- работа с учебной, научной-поплярной и художественной литературой;
- анализ документов;
- оформление сообщений и рефератов и мультимедийных проэктов.
В связи с этим актуальным направлением является: Создание условий для самостоятельной проектной и исследовательской деятельности учащихся. Фактологический материал отбирается исходя из критериев, направленных на формирование личностного отношения к истории, и на стимулирование желания самостоятельного поиска и расширений знаний по истории. Методика работы со старшеклассниками предполагает в проведении элективного курса следующие формы и приемы: - лекции с последующим опросом; - лекции с обсуждением документов; - эвристические беседы; семинары - Круглые столы; практические работы; - мозговой штурм; - викторины, конференции. Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений, таких как: - умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения; - умение выдвинуть гипотезу; - умение делать обобщения; - умение систематизировать материал;; - умение составлять доклад по теме (на основе различных источников); -умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы); - умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности); - умение оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность. Чтобы оценить образовательную деятельность учащихся, важно не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется готовность связно, образно излагать факты, но и формировать собственное отношение к оценке персонажей и фактов. Курс позволяет использовать популярные формы проверки знаний - тесты, исторические диктанты, решение исторических задач, а также деформированные тексты, тексты с ошибками, обобщающие вопросы и задания. Они же и являются измерителем обученности учащихся. Применение рейтинговой системы оценивания дает возможность более творчески подойти к этой работе. По окончании изучения элективного курса учащиеся должны: - соотносить единичные факты и общие явления и процессы; - называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей; - сравнивать исторические события и исторических деятелей; - излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей; - объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; излагать оценки событий и личностей; - сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и отличия; - определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № | Наименование тем | Всего часов | Лекции | Практика | Семинары | Формы контроля | 1 | Введение. Знакомство со структурой курса. | 1 | 1 | | | Лекция с мультимедийным сопровождением | 2, 3 | Российское реформаторство | 2 | 1 | | 1 | Лекция - семинар. | 4, 5 | Первые отечественные реформаторы и их преобразования: Ольга и Владимир | 2 | | 1 | 1 | Практическая работа Круглый стол | 6, 7, 8 | Елена Глинская и Иван 4: как личности, правители, политики. | 3 | 1 | 1 | 1 | Лекция м/мСеминар Практическая работа Тестирование | 9,10,11 | Софья и Петр 1 - равносильные ли величины? Петр 1 - реформатор: чудо иль чудовище?: Птенцы Петрова | 3 | 1 | 1 | 1 | Лекция м/мКруглый стол Беседа (сообщения, эссе, документы), работа с карточками. | 12,13 | Александр 2 и его окружение: великие реформы | 2 | | 1 | 1 | Эвристическая беседаПрактикум | 14,15 | Витте Ю.С., П.А.Столыпин - последние реформаторы российской империи | 2 | 1 | 1 | | Лкция-мультимедияКруглый стол Сравнительный анализ - практикум | 16 | Викторина Интеллектуальный лабиринт | 1 | | 1 | | Мозговой штурм | 17 | Итоговое занятие. Конференция. | 2 | | 1 | | Защита рефератов, мультимедийных проектов | | Итого | 17 | 5 | 7 | 5 | | Условия для реализации Занятия по изучению элективного курса желательно проводить в кабинете истории, имея оборудование: комплекты настенных карт, атласов по истории, иллюстративный, справочный материал, научную и методическую литературу, дидактический и раздаточный материал, аудио- и видеоаппаратуру В программе предусмотрены вводный и обобщающий уроки, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении истории на уроках и на спецкурсе, лучшей организации познавательной деятельности школьни...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.10.12 | Просмотров: 1560
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|