Главная / Методические материалы / Преподавание биологии
Авторская программа кружка Юный эколог–исследователь
Автор(ы): Шенкевич Галина Борисовна, педагог дополнительного образования
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у старшеклассников. Данная программа может востребована учителями биологии, экологии, географии, педагогами дополнительного образования эколого-биологического направления. Цели и задачи программы Цель: - формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика.
Задачи: - привить учащимся навыки работы с методами, необходимыми для исследований - наблюдением, измерением, экспериментом, мониторингом и др.;
- воспитать экологическое мировоззрение и культуру;
- развить умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую);
- развить творческие и коммуникативные способности учащихся;
- научить правильно оформлять результаты работы, защищать.
Содержание программы первого года обучения. Учебно-тематический план программы "Юный эколог - исследователь". Первый год обучения. Тема | Всего часов | В том числе | теоретич. занятия | практич. занятия | исслед. деят-ть | экскурсии | 1.Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | | | 2.Определитель флоры и фауны | 12 | 1 | 3 | | 8 | 3.Гербарий растительности | 10 | 1 | 5 | | 4 | 4.Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Приморского края | 14 | 3 | 7 | | 4 | 5.Особо охраняемые территории Приморского края | 14 | 4 | 6 | | 4 | 6.Экофакторы и среды жизни | 48 | 12 | 16 | 16 | 4 | 7.Биоценоз и экосистемы | 24 | 8 | 8 | 4 | 4 | 8.Популяции | 12 | 6 | 6 | | | 9.Биосфера | 6 | 3 | 3 | | | 10. Заключительное занятие | 2 | | 2 | | | ИТОГО: | 144 | 39 | 57 | 20 | 28 | Вводное занятие 2 ч. (1/1/-/-) Теор. часть. Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии. Практ. часть. Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов. Определители флоры и фауны 12 ч. (1/3/-/8) Теор. часть. Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников, зверей, птиц, рыб. Практ. часть. Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий. Экскурсии. В парк, на луг, к водоему. Работа с определителями флоры и фауны. Гербарий растительности 10 ч. (1/5/-/4) Теор. часть. Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария. Практ. часть. Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев. Экскурсии. В лес, на луг. Сбор материала для составления гербариев древесно-кустарниковой и травянистой растительности. 4. Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Приморского края 14 ч. (3/7/-/4) Теор. часть. Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений и животных Приморского края, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры и фауны Приморского края. Практ. часть. Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги Приморского края. Составление карты ареалов редких видов животных и растений Приморского края на примере леопарда и женьшеня. Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Приморского края". Экскурсии. В Ханкайский заповедник. "Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами флоры и фауны края". Особо охраняемые территории Приморского края 14 ч. (4/6/-/4) Теор. часть. Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Заповедники Приморского края: Ханкайский, Уссурийский, Кедровая падь, Сихотэ-Алиньский, Лазовский, Дальневосточный морской. Флора и фауна Ханкайского заповедника. Практ. часть. Работа с зоогеографическими картами заповедников. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой (флора и фауна Ханкайского заповедника). Написание реферата "Флора и фауна Ханкайского заповедника". Экскурсии. "Изучение флоры и фауны Ханкайского заповедника". Экологические факторы и среды жизни организмов 48 ч. (12/16/16/4) Теор. часть. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Законы Аллена, Бергмана, Ламотта, Вант-Гоффа. Биологические ритмы. Теория расчетных низкочастотных ритмов (физический цикл - 23 дня, эмоциональный цикл - 28 дней, интеллектуальный цикл - 33 дня). Фотопериодизм. Закон Хопкинса. Лимитирующие факторы. Законы Либиха, Вильямса, Шелфорда. Эдафический фактор. Растения-индикаторы. Биотические отношения: внутривидовые (конгруэнции, каннибализм), межвидовые (конкуренция, аллелопатия, хищничество, паразитизм, симбиоз, мутуализм, комменсализм, аменсализм). Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания. Жизненные формы организмов (классификации И.Г.Серебрякова, К. Раункиера, Д.Н. Кашкарова). Практ. часть. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению". Составление индивидуальных биологических ритмов. Составление климадиаграмм. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к влажности". Работа с атласами, зоогеографическими картами. Знакомство с растениями - индикаторами. Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума. Создание экосистемы аквариума. Решение экологических задач. Работа со справочной литературой. Написание рефератов: "Наблюдение за растениями - индикаторами", "Жизненные формы растений городского парка", "Описание экосистемы аквариума". Иссл. работа. Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений. Суточная активность животных зооуголка. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений. Самоизреживание растительной популяции. Экскурсии. В городской парк. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений. Биоценоз и экосистемы 24 ч. (8/8/4/4) Теор. часть. Биоценоз. Компоненты биоценоза: почва, фитоценоз, зооценоз, энтоценоз. Структура биоценоза: видовая, пространственная, экологическая, трофическая. Учение В.Н. Сукачева о биогеоценозе. Биогеоценоз и экосистема. Экологическая ниша. Экосистема. Типы экосистем (природная, агроэкосистема, индустриально-городская). Экологическая сукцессия, климакс сообщества, гомеостаз экосистемы. Создание органического вещества в экосистеме. Продуктивность экосистемы. "Экологические пирамиды". Распад "пирамид". Закон Р. Линдемана (правило 10%). Практ. часть. Описание экологической ниши 2-3 организмов (аквариум). Решение экологических задач. Написание реферата по результатам экскурсии. Иссл. работа. Влияние световой энергии на процесс фотосинтеза (на примере комнатных растений). Экскурсии. В лес "Лесной биогеоценоз и экологические ниши организмов". В парк. "Надземная ярусность растительности парка". Популяции 12 ч. (6/6/-/-) Теор. часть. Популяция. Типы популяций. Структура популяций (половая, возрастная, пространственная, этологическая). Численность и плотность популяций. Акклиматизация и интродукция. Рациональное и нерациональное использование популяций. Практ. часть. Решение экологических задач. Составление диаграмм зависимости половой структуры, возрастной структуры популяций на примере животных зооуголка. Определение численности популяции методом вторичной выборки. Составление памятки о правилах поведения в лесу, о рациональном использовании лесных богатств. Биосфера 6 ч. (3/3/-/-) Теор. часть. Биосфера. Состав биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Распределение жизни в биосфере. Живое вещество и его функции в биосфере. Круговорот веществ и элементов в биосфере (вода, кислород, углерод, азот, фосфор, сера). Ноосфера. Практ. часть. Решение задач. Моделирование круговорота химических элементов. Заключительное занятие 2 ч. (-/2/-/-) Практ. часть. Конференция исследовательских работ кружковцев. Содержание программы второго года обучения. Учебно-тематический план программы "Юный эколог - исследователь". Второй год обучения. Тема | Всего часов | В том числе | теоретич. занятия | практич. занятия | исслед. деят-ть | экскурсии | 1.Вводное занятие | 6 | 1 | 2 | | 3 | 2.Исследовательская деятельность | 12 | 3 | 9 | | | 3.Проектная деятельность | 15 | 3 | 9 | | 3 | 4.Экологический мониторинг | 9 | 3 | 6 | | | 5.Экстремальные и особые виды воздействия на биосферу | 24 | 3 | 6 | 15 | | 6.Антропогенные воздействия на биосферу, в том числе: | | | | | | 6.1. основные виды воздействий | 24 | 3 | 6 | 9 | 6 | 6.2. воздействия на атмосферу | 39 | 4 | 8 | 24 | 3 | 6.3. воздействия на литосферу | 24 | 4 | 8 | 6 | 6 | 6.4. воздействия на биотические сообщества | 27 | 3 | 9 | 9 | 6 | 6.5. воздействия на гидросферу | 30 | 3 | 6 | 12 | 9 |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3385
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|