Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Путешествие из Петербурга в Москву — вечно актуальное и универсальное произведение
Автор(ы): Сергеева Лидия Александровна, учитель литературы и русского языка
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Четыре года назад мне в руки совершенно случайно попала уникальная книга “Путешествие из Петербурга в Москву”. В аннотации стояло: “Сост., предисл., примеч., перевод В.Б. Феркеля. //Челябинск, 1998. –160с.” И далее: “Особенность книги, которую вы держите в руках, заключается в том, что это – перевод с русского языка на русский”. Книга действительно уникальна: во-первых, её тираж – всего 100 экземпляров; во-вторых, в “Необходимом предисловии” автор-переводчик в очень лаконичной форме объяснил и цель своего труда (желание сделать произведение А.Н. Радищева накануне его 250-летия более доступным для читателя-школьника), и причину обращения к этому творению (“обидно, что столь замечательная энциклопедия русской жизни (после, после был “Евгений Онегин”!) остаётся незнакомой массовому читателю и лишь истинные ценители и знатоки русской словесности могли обратиться к первоисточнику и в полной мере насладиться витиеватым неторопливым повествованием путешественника, направляющегося из одной российской столицы в другую”). Естественно, что “Путешествие...” – перевод побудил меня к параллельному чтению двух текстов, что дало возможность убедиться в правоте В.Б. Феркеля: “Текст “Путешествия...” ... во многом отличается от канонического, для удобства читателей многие термины и понятия сознательно растолкованы и объяснены. Однако переводчик не пошёл по пути упрощения мыслей, высказываемых А.Н. Радищевым, не стал сокращать и опускать самые сложные и малопонятные современному читателю места...” При прочтении текста-перевода и открылись мне главы “Чудово”, “Подберезье”, “Новгород”, “Крестцы”, “Едрово”, содержание которых для современного читателя не менее интересно, чем ранее традиционно изучавшихся. О двух последних главах – особый разговор. Когда подошло время изучения темы “Радищев” в 9 классе, предложила главы “Крестцы” и “Едрово” прочитать не только детям, но и их родителям, а если чтение вызовет интерес, то обсудить потом прочитанное на совместном собрании. Поскольку в этом классе я была и классным руководителем, предложение моё было принято. (К слову, на следующий учебный год и дети, и родители вместе с классным руководителем опять согласились на совместное прочтение и обсуждение глав из книги Радищева. Только разговор происходил отдельно с учениками – на классном часе и с родителями – на родительском собрании). После обсуждения дети отметили, что им такое занятие не просто понравилось (в первую очередь необычностью), но и принесло пользу, так как заставило более основательно готовиться, более внимательно читать (“Не позориться же перед всеми родителями!”). Родители вначале были несколько скованными (давненько их не “вызывали” отвечать “урок”), но потом и они втянулись в разговор. Позднее отмечали, что и им такая форма общения была приятной и полезной, ведь обсуждаемые проблемы так соответствовали их насущным заботам и потребностям! В главе “Крестцы” мы наблюдаем эпизод прощания отца с сыновьями. Подобные сцены встречались в “Капитанской дочке”, в “Мёртвых душах”. О наказе отца сыну читали в “Горе от ума”, в “Гамлете” - есть возможность сравнивать. Обсуждаем и проблему формирования качеств гражданина, готового служить Отечеству, и то, что должно лежать в основе воспитания гражданственности. А чего опасается Радищев, думая о судьбе своего сына? К серьёзным размышлениям приводит вопрос, почему 4 раза (!) отец говорит детям, что они ему ничем не обязаны, что они ему ничего не должны. Приходится “погружаться” в текст... Оказывается, родительский долг понимается по-разному героем Радищева и некоторыми семьями (если не сказать: большинством семей). Почему для матери и отца нет и долга за пропитание и воспитание? Оказывается, родители и дети – друзья, единомышленники... - Почему отец именно ТАК воспитывал мальчиков? Кстати, воспитывал один, без жены? Дети никогда не чувствовали принуждения. А если шли не тем путём?
- Почему предпочёл воспитание трудностями, неудобствами, трудом? Ведь мальчики – дворянские дети?
- Что для отца важнее: воспитание манер как дань моде или подготовка к жизни практической?
- Почему отец заботится о формировании в юношах силы, трудовых навыков, обучает умению рисовать, музыке?
- Как следует относиться к точке зрения героя, что детям следует давать не готовые знания, не зазубренные, а путь познания, показывать пользу знания?
- А почему необходимо знание языков? Каким должно быть соотношение между родным языком и иностранными?
- Как отец рассуждает об опрятности и чистоте? Об обуздании страстей?
- В вопросах супружества на первом месте должен стоять ли пример родителей?
А как вы относитесь к наставлениям типа: - спросите сердце, т.к. слушать рассудка в молодости – безумие; - высшая цель человека – творить добро; - следуя народным обычаям, добьёшься уважения семьи; - повинуясь законам, заслужишь звание честного человека; - кто бы ни склонял тебя ко лжи или нарушениям, оставайся твёрд; - всегда стремитесь к самоуважению, чтобы, оценивая собственные поступки, вы не раскаивались в них, а смотрели на себя с гордостью. И взрослые, и дети с удовольствием отмечают афористичность высказываний и наставлений героя Радищева. Работа с текстом помогает детям в усвоении теоретического понятия “сентиментализм”. Налицо и публици...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1660
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|