Главная / Методические материалы / Преподавание химии
Обобщающий урок по теме: Спирты. Альдегиды
Автор(ы): Фазылова Гульназ Анваровна, учитель биологии и химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи: - обобщить и закрепить знания школьников о составе, свойствах классов кислородсодержащих органических соединений;
- раскрыть особенности свойств соединений на основе функциональных групп;
- на конкретных примерах получения одних веществ из других показать существование связи между классами органических соединений;
- научить составлять уравнения реакций по схеме;
- научить решать расчетные задачи.
Оборудование и материалы: - раствор глицерина;
- раствор сульфата меди;
- раствор гидроксида натрия;
- раствор формалина;
- медная проволока;
- спиртовка;
- раствор спирта.
Методы обучения: беседа в сочетании с самостоятельной работой, лабораторная работа, демонстрационный эксперимент. Виды работ: составление формул органических соединений, определение основных химических понятий, выполнение лабораторной работы, составление уравнений реакций по схеме, решение расчетных задач. ХОД УРОКА I. Постановка задачи. Урок начинаем с актуализации опорных знаний. Напоминаем, что в процессе изучения органической химии познакомились со свойствами углеводородов, спиртов, альдегидов. На этом уроке полученные ранее знания необходимо привести в стройную систему, установить связи между изученными классами веществ, выяснить о необходимости знаний об этих веществах на практике. II. Закрепление знаний. Проведем блицтурнир по основным химическим понятиям этой темы: 1. Функциональная группа спиртов. 2. Формальдегид. 3. Двухатомный спирт. 4. Реакция гидрирования. 5. Реакция дегидрирования. 6. Трехатомный спирт. 7. Функциональная группа альдегидов. 8. Формула древесного спирта. 9. Реакция с аммиачным раствором оксида серебра. 10. Продукты горения органических веществ. 11. Катализатор в реакции Кучерова. 12. Гомологи. 13. Изомеры. 14. Карбонильная группа. 15. Фенильный радикал. Подводятся итоги. Продолжим урок по закреплению знаний о составе спиртов, альдегидов. Учащимся предлагаем задания: 1) из предложенных формул веществ составить гомологические ряды спиртов, альдегидов. Назвать каждое соединение по систематической номенклатуре: - СН3 – СН2 – СОН
- (СН2)2 – (ОН)2
- СН3 – ОН
- СН3 – СОН
- СН3 – СН2 – СН2 – ОН
- СН3 – СН(ОН) – СН3
- СН3 – СН(СН3) – СОН
- НСОН
- С6Н5 – ОН
- СН3 – СН2 – ОН
Ответ: - гомологический ряд спиртов: метанол; этанол; пропанол – 1; пропанол – 2;
- гомологический ряд альдегидов: метаналь; этаналь; пропаналь;
- другие органические соединения: этиленгликоль, 2 – метилпропаналь, фенол.
2) по структурным формулам веществ определить , какими свойствами должны обладать данные органические вещества: а) Н – С(ОН) = С(ОН) – Н б) СН2(ОН) – С – ОН Учащиеся определяют наличие функциональных групп, двойной связи в соединениях, делают вывод, что первое вещество должно иметь свойства непредельных соединений и свойства непредельных соединений и свойства спиртов, а второе вещество должно иметь свойства альдегидов и спиртов. III. Экспериментальная часть. 1. Лабораторная работа по распознаванию глицерина и формалина путем качественных реакций. Результаты записывают в тетрадь: Задание | Необходимые реактивы | Наблюдения, выводы | Определить в какой пробирке находится глицирин и формалин. | раствор СuSО4, раствор NаОН, спиртовка, держатель, спички | СuSО4 + 2NаОН = Сu(ОН)2 + Nа2SО4 Раствор в 1 пробирке + Сu(ОН)2 = ярко-синий цвет Вывод: в первой пробирке находится раствор глицерина. СН2 – ОН | СН – ОН + Сu(ОН)2 = t глицерат меди | СН2 – ОН Раствор во 2 пробирке + Сu(ОН)2 = t красно-желтый цвет Вывод: во второй пробирке находится альдегид. Н – СОН + Сu(ОН)2 = t НСООН + СuОН 2СuОН = t Сu2О + Н2О | Отмечаем что изученные органические соединения (спирты, альдегиды) являются ценным сырьем для получения других продуктов. 2. Просмотр демонстрационного опыта окисления спирта в альдегид (окисление с оксидом меди). На демонстрационном столе: медная проволока, спирт, спиртовка. Учащимся предла...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.10.14 | Просмотров: 2094
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|