Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Рукотворная война. Программа кружка военно-исторического моделирования для учащихся 5–11-х классов - Преподавание технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание технологии

Рукотворная война. Программа кружка военно-исторического моделирования для учащихся 5–11-х классов


Автор(ы): Гречишников Андрей Евгеньевич, учитель технологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка
Стендовое моделирование имеет богатую и интересную историю. Ещё с древних времён, прежде чем построить здание, а позже при изготовлении машин и механизмов, вначале выполняли его уменьшенную модель-копию.
Неоценима роль моделирования и конструирования в умственном развитии. Изготавливая модель той или иной машины, ребята знакомятся не только с ее устройством, основными частями и узлами, но и назначением, областью применения ее человеком, получают сведения общеобразо-вательного характера, учатся планировать и исполнять намеченный план, находить наиболее раци-ональное конструктивное решение, создавать свои, оригинальные поделки. Занятия развивают интеллектуальные и инструментальные способности, воображение и конструктивное мышление, прививают практические навыки работы со схемами и чертежами.
Моделируя, ребята определяют форму и устройство машины, конструкций и сооружений, подбирают цвет, в который они будут окрашены, составляют композиционное расположение отдельных частей и элементов. Таким образом, происходит эстетическое обучение, развитие и воспитание. Моделирование и конструирование имеют большие возможности в развитии ребят. Развивающий характер обучения определяется всей системой занятий. Ребята вначале пополняют определённую сумму знаний, которая является основой для последующей работы. С накоплением знаний они постепенно переходят к изготовлению более сложных моделей и самостоятельной разработке конструкций. При этом вся трудовая деятельность способствует развитию творческих способностей. Существенны и воспитательные возможности занятий по моделированию и конструированию. С их помощью мы знакомимся с историей развития не только техники, но и с её создателями, а значит - с историей Родины и всего человечества. Практически все изделия могут служить выставочными экспонатами, наглядными пособиями, подарками, и поэтому мы стараемся выполнить их как можно лучше. Групповой метод вырабатывает у ребят чувство коллективизма, товарищества, ответственности за порученное дело.
Программа кружка рассчитана на три года обучения. Ребята занимаются в разновоз-растных группах, при этом старшие помогают в обучении начинающих технике изготовления моделей и их окрашивания.
Форма занятий – в основном практикум по сборке моделей военной техники и созданию диорам. В теоретической части ребята знакомятся со схемами и чертежами будущих моделей и диорам, использованием различных видов инструментов и материалов, выступают с докладами и сообщениями на исторические темы, изучают исторические факты создания техники и ее применения.
Силами учащихся, посещающих секцию военно-исторического моделирования кружка технического творчества, были созданы диорамы, посвященные 60-летию Курской битвы: “Вихрь огненной атаки” и “Суровые будни войны” (см. Приложения). Они пополнили экспозицию школь-ного музея. Диорамы были использованы в качестве наглядных пособий на уроках истории и клас-сных часах, посвященных событиям Великой Отечественной войны. Свои работы учащиеся могут использовать как наглядные пособия для рефератов на ученической научно-практической конференции.
Итогом первого года обучения стала школьная творческая выставка диорам, I место в районном смотре технического творчества в 2004 году, II и III места в районной выставке техни-ческого творчества в 2005 году, II и III места в окружном конкурсе творческих работ, посвя-щенном 60-летию Победы в Великой Отечественной войне в 2005 году (см. Приложения). Данная программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе российской федерации “Об образовании” и других законодательных актах:
  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
  • воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, родине;
  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
  • создание условий для самореализации личности;
  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми.
Занятия моделированием соответствуют требованиям безопасности и одобрены Министерством Образования России (письмо 1201/11 от 13.08.96г.).
Следует отметить, что в методической литературе по дополнительному образованию есть программы кружков судомоделирования, авиамоделирования, общего технического творчества. С программой по стендовому военно-историческому моделированию встречаться не приходилось.
Цели и задачи военно-исторического моделирования
Главная цель работы секции военно-исторического моделирования – формирование у учащихся элементов культуры труда и творчества, составной частью которых являются знания ос-нов технологических знаний и компонентов художественно-изобразительной деятельности, граж-данское и патриотическое воспитание учащихся. При создании моделей и диорам школьники открывают для себя новые страницы истории родной страны, знакомятся более детально с герои-ческим прошлым России.
На занятиях кружка школьники учатся работать с различными видами материалов, созда-вать композиции, воспроизводить окружающую обстановку, природу – различные виды почв, растительности, фрагменты жилых построек, оборонительных сооружений. Развиваются эстети-ческие вкусы учащихся, повышается их интеллектуальный уровень благодаря работе с энциклопе-диями и справочниками. Совершенствуется мелкая моторика пальцев рук. Воспитывается чувство коллективизма, взаимопомощи.
Из истории военно-исторического моделирования в России
Широкое распространение стендовое моделирование получило в 70-е годы XX века. Первые в стране смотры-конкурсы микромоделей военной и транспортной техники устраивали под эгидой журнала “Техника молодежи”. На них выставлялись изделия искусных самодельщиков, мастеривших из картона, дерева, пластика и других подручных материалов великолепные миникопии самолетов, танков, автомобилей и кораблей всех времен и народов. Впрочем, многие их коллеги уже тогда предпочитали появившиеся в продаже пластмассовые сборные модели. Однако модели были лишены множества мелких подробностей и деталей – мел-ких, конечно, только с точки зрения изготовителя, но очень дорогих сердцу энтузиастов-моделис-тов. По началу стремились как можно точнее раскрасить модели в соответствии с оригиналами – наносился характерный камуфляж, национальные опознавательные знаки, символы отдельных соединений, подразделений, вплоть до личных обозначений командиров экипажей и летчиков. Имитировали разными способами на моделях копоть от выхлопных газов двигателей, следы от попаданий снарядов, осколков и пуль.
Следующий этап в творчестве самодеятельных моделистов ознаменовался появлением на смотрах-конкурсах композиций. Самодельщики упорно искали изображение оригиналов техники во всех доступных тогда источниках – книгах, альбомах, музейных экспозициях, даже в черно-белой фото- и кинохронике военных лет. Все это приближало к полному правдоподобию, что, собственно, и требовалось от военно-исторических миниатюр. Конечно, при таком методе ошибки были неизбежны, тем не менее, создатели подобных композиций достигали совершенства. Общим стимулом был горячий интерес к прошлому и настоящему техники. Особенно боевой, что легко объяснимо – ведь в ней издавна и в первую очередь воплощались все лучшие и эффективные достижения ученых, инженеров и изобретателей.
Но лишь сравнительно недавно на помощь любителям пришло производство. Теперь при-лавки магазинов буквально ломятся от всевозможных изделий. Это сборные модели всего, чего угодно: самолетов, танков, самоходок, автомобилей, боевых кораблей и многое другое. Все это богатство позволяет создавать любому желающему диорамы, которые раньше можно было уви-деть только в музеях.
В разных регионах России энтузиасты военно-исторического моделирования объединяются в клубы по интересам, организовывают и проводят выставки, организуют экскурсии. Занятие моделированием становится увлечением на всю жизнь.
Учебно-тематический план занятий
Тема Кол-во часов Теория Практика
Первый год обучения
1. Вводное занятие. 3 3 -
2. Выбор модели и чтение схем и чертежей. 3 1 2
3. Инструменты и материалы. 6 1 5
4.Изготовление модели. 75 5 70
5. Окраска модели. 18 3 15
6. Заключительное занятие. 3 3 -
ИТОГО 108 16 92
Второй год обучения
1. Вводное занятие 3 3 -
2. Выбор моделей и чтение схем и чертежей. 3 1 2
3. Проектирование диорамы. 9 3 6
4. Изготовление моделей. 30 3 27
5. Изготовление грунта, травы и деревьев. 36 6 30
6. Окраска элементов диорамы. 21 3 18
7. Сборка диорамы. 3 1 2
8. Заключительное занятие. 3 3 -
ИТОГО 108 23 85
Третий год обучения
1.Вводное занятие. 3 3 -
2. Выбор моделей, проектирование диорамы. 9 3 6
3. Изготовление моделей строений. 36 6 30
4. Изготовление моделей. 36 3 33
5. Окраска элементов моделей. 15 3 12
6. Сборка диорамы. 6 1 5
7. Заключительное занятие. 3 3 -
ИТОГО 108 22 86
Содержание программы
Первый год обучения – 108 часов (теория - 16 и практика - 92)
Тема: Великая Отечественная война. 60-летие Курской битвы.
Цель: воссоздание эпизодов битвы на Курской дуге – диорамы “Вихри огненных атак” и “Тяжелые будни войны”
Трудовая деятельность Художественно-творческая изобразительная деятельность
Организация рабочего места при работе с различными материалами.О правилах пользования инструментами: резцами, кусачками, напильниками, надфиля-ми, пинцетом, кисточкой.
О правилах и технике безопасности использо-вания клея ПВА, специального модельного и клея “Момент”.
О материалах: природные материалы (песок, древесина, сухоцветы), виды пластмасс, металлы. Их свойства и возможности применения.
Организация рабочего места при окрашива-нии деталей моделей и диорам.Виды художественных кистей и приемы работы кистью, гелевыми ручками.
Художественно-графические материалы: специальные краски (изготовитель – фирма “Звезда”), пастель, графит, гуашь, глина, гипс.
О конструкции: многодетальные изделия, неподвижное и подвижное соединение деталей.Основы экономических знаний: об экономном расходовании материала и использовании вторичного сырья. Основы композиции. Представление о композиции как части и целом. Мера. Соотношение частей диорамы.
Компоненты технологии: разметка, чтение чертежей, использование предметных инструкций.Разделение заготовки на части при помощи кусачек и резцов, зачистка деталей.
Соединение деталей: клеевое, неподвижное и подвижное.
Отделка: окраска по схемам и чертежам, фотографиям и рисункам в специальной литературе.
Сушка изделий: атмосферная и воздушно-тепловая.
Сборка диорамы.
Компоненты изобразительной деятельности: изготовление и подготовка к работе палитры, способы разведения и смешивания красок, нанесение точек, линий, мазков, выполнение камуфляжа военной техники, формы солдат.Оформление диорамы: выполнение рельефа местности, расположение моделей военной техники и фигурок солдат, макетов деревьев и оборонительных сооружений.
Результаты обучения и развития учащихся
К концу первого года обучения учащиеся должны:
По трудовой деятельности знать:
  • Виды материалов, их свойства и способы применения при изготовлении диорам и моделей.
  • Многодетальные конструкции, неподвижное и подвижное соединение деталей.
  • Назначение и методы использования специальных ручных инструментов.
  • Технологическую последовательность изготовления моделей и простейших диорам.
  • Способы соединения с помощью клея.
  • Виды отделки.
Уметь организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, правильно работать ручными инструментами. Контроль осуществляет учитель.
Анализировать и планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качест-ва результатов собственной практической деятельности. Самостоятельно правильно осуществлять клеевое соединение деталей и их сушку. Экономно использовать материалы при изготовлении диорам.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
Знать особенности материалов, используемых при оформлении работы, их возможности для создания моделей и диорам.
Уметь реализовать замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой и трудовой деятельности.
Второй год обучения – 108 часов (теория - 23 и практика - 85)
Тема: Великая Отечественная война. Взятие Берлина.
Цель: воссоздание эпизодов битвы за Берлин – диорамы “Бои на улицах Берлина”, “Проверка документов”, “Ремонт в полевых условиях”, “От...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.10.14 | Просмотров: 2421

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340