Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок экологии в 6-м классе по теме: Лекарственные растения - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Урок экологии в 6-м классе по теме: Лекарственные растения


Автор(ы): Цуранова Галина Владимировна, учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи урока:
  • Познакомить учащихся с многообразием лекарственных растений, правилами и сроками сбора.
  • Развивать познавательную деятельность учащихся через игровые формы (ролевую игру, круглый стол).
  • Развивать умения применять знания, полученные на уроках биологии, литературы.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: рисунки, фотографии, иллюстрации с изображением лекарственных растений; выставка книг о лекарственных растениях; выставка травяных сборов лекарственных растений; видеофильм “Лекарственные растения”; таблички на столы участников: председатель, биолог, народный целитель, эколог, полевод, врач, цветовод, турист, на доске надпись “Зеленая аптека”. Время работы: 11.25-12.10.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
– Давно заметил человек, что многие растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Вспомнил, что звери тоже растениями лечатся, а среди великого множества нужные для себя разыскивают. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Из поколения в поколение передавались знания о целебных свойствах растений. Еще 4 тысячи лет назад в египетском папирусе описаны рецепты для лечения 450 болезней.
Оглянись вокруг себя, когда ты летом находишься в лесу, в поле или на даче. Вот куст шиповника с ароматными розовыми цветами, а рядом заросли белой ромашки, которая смотрит на тебя своим желтым глазком. Заманчиво шелестит листьями береза, приглашая отдохнуть в тени своих ветвей, а где-то тебя встретят и шипами кусты боярышника.
Чтение стихотворения учащимися:
Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Луга июльские – чудо простое,
Синее, белое и золотое.
Травы лечебные, травы целебные!
Нет на земле бесполезной травы!
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.
III. Вопросы для повторения
– Подумайте, а какую особенность зеленых растений использует человек в лечебных целях? (Способность образовывать органические вещества в зеленых листьях в процессе фотосинтеза.)
– Какие условия необходимы для процесса фотосинтеза? (Свет, вода, углекислый газ, хлорофилл.)
– А может ли фотосинтез протекать в подземных органах растений? Почему? (Не проникает солнечный свет, в клетках корня нет хлорофилла.)
– Какую роль в жизни растения играет корень? (Поглощает и проводит воду с растворенными минеральными солями, удерживает растение в почве, в нем откладываются в запас питательные вещества.)
IV. Определение цели урока
Учитель: А как вы думаете, зачем мы сегодня в нашу “Зеленую аптеку” пригласили такое большое количество специалистов? Какую цель мы ставим перед собой? (Познакомиться с лекарственными растениями, правилами и сроками сбора.)
V. Работа над новым материалом
1. Самостоятельная работа учащихся на протяжении урока.
Учащиеся вносят данные о лекарственных растениях в таблицу.
Название лекарственного растения Органы растения, используемые в лечебных целях Заболевание
2. Выступление председателя круглого стола.
Учитель: Слово передаю председателю круглого стола.
Председатель представляет участников встречи.
Председатель: Богат и разнообразен выбор лекарств в природной аптеке, но этикеток здесь нет. Ядовитые растения могут выглядеть также привлекательно, как и самые безобидные представители лекарственной флоры, поэтому обращаться за помощью к растениям следует только с рецептом врача. Да и знать их надо в “лицо”. А знакомиться заранее удобно по рисункам, фотографиям, гербарию. Целебные свойства лекарственных растений обусловлены активными веществами, которые образуются в растениях. Именно они наиболее ценны, хотя и содержатся в растениях в минимальных количествах, эти вещества помогают справиться больному организму с недугом. А теперь слово предоставляется участникам круглого стола.
3. Народный целитель о женьшене (показывает рисунки )
Загадка:
Есть корень кривой и рогатый,
Целебною силой богатый.
И может, два века
Он ждет человека
В чащобе лесной
Под кедровой сосной. (Женьшень)
– Препараты из женьшеня обладают тонизирующим и стимулирующим действием, они повышают общую сопротивляемость всего организма к различным неблагоприятным воздействиям. Крайняя редкость женьшеня в природе, обусловленная многовековыми поисками этого “растения-клада”, уже давно, около 600 лет назад, побудила к введению его в культуру в Корее, Китае, Японии. В старину существовало поверье: на какую часть тела похоже растение, ту часть оно и лечит. Сборщики женьшеня в Китае перед выкапыванием корня обязательно просили у растения прощение за такое насилие. В нашей стране дикорастущий женьшень взят под охрану, а культивируется он в специальном совхозе “Женьшень” на юге Приморского края.
Я – женьшень – чудесный корень,
Если кто-то сильно болен,
Разыщите корень мой,
И поправится любой.
Вам настойка из женьшеня
Аппетит вернет и смех,
Ведь “женьшень” обозначает –
Чудо “корень-человек”.
4. Цветовод о шиповнике (показывает рисунки и фотографии, а на столе в вазе – ветка шиповника)
Загадка:
На кустах цветы
Просто чудо красоты!
Шипы-коготочки
Стерегут цветочки. (Шиповник)
– Недаром этот колючий кустарник получил такое название: острые шипы причинят неприятности любому, кто необдуманно захочет познакомиться с этим красавцем. В начале лета шиповник украшен душистыми цветами, которые напоминают розу. Отсюда и второе название шиповника – дикая роза. Лекарственным сырьем являются плоды шиповника различной формы и величины. Вспомните, а как называются плоды шиповника? (Ягода – ложный плод, образовавшийся из разросшегося цветоложа, настоящие плоды – мелкие беловатые орешки, развивающиеся внутри бокаловидного цветоложа).
– Шиповник собирают до заморозков при полной спелости. В домашних условиях плоды сушат при температуре 90-1000 С, не допуская подгорания. Правильно высушенное сырье должно иметь буровато-красноватый или желтый цвет.
Препараты из плодов шиповника обладают желчегонным, противовоспалительным, мочегонным, кровоостанавливающим действием. Его применяют при язвенной болезни желудка, трофических язвах, при заболеваниях, связанных с дефицитом витамина С, особенно в детском и пожилом возрасте. Лепестки цветков, сваренные с медом, применяют при лечении рожистого воспаления кожи. Промышленность выпускает масло из семян шиповника. Его прикладывают к ранам, ссадинам и другим поражениям кожи.
5. Народный целитель о мать-и-мачехе.
Едва в апреле снег растает,
На склонах или вдоль дорог,
Глянь! Весна уж примеряет
Из мать-и-мачехи венок.
– Снег только что сошел, а на солнечном припеке уже появились первые желтые цветочки на голых стеблях. Когда цветки отцветут, то на их месте появятся белые пуховые шарики, а в них парашютики с семенами. При первом небольшом ветерке разлетятся они в разные стороны, а там, где были желтые цветки, появятся зеленые листья.
А кто из вас знает, откуда растение получило такое название? (Одна сторона, нижняя, у листьев опушенная, теплая при прикосновении – “мать”, другая – зеленая, холодная –“мачеха”).
– Листья мать-мачехи сушат, заваривают как чай, и пьют такой чай от кашля.
6. Турист о кипрее, или иван-чае (на доске – рисунок)
– Как только не назовут иван-чай! Медовым цветком – пчеловоды, гаревиком, новоселом за то, что первым заселяет пустыри и лесные гари. Пуховиком зовут, а еще копорским чаем. Под Петербургом, в деревне Копорье, из иван-чая делали заменитель китайского чая, а потом даже в Европу продавали. По цвету и аромату их могли отличить только специалисты. Кто любит походы, тот знает, что вкуснее чайку, чем из кипрея, нигде не найдешь. Закипит в котелке вода, бросишь пару горсточек листьев и цветков чудо-растения и наслаждайся.
Молодые корневые отпрыски применяются аналогично спарже или цветной капусте. Из сухих корней при их размалывании получают муку, пригодную для оладий. Кипрей применяют при язве желудка и кишечника, как жаропонижающее, от головной боли и снотворное средство. Цветки и листья заготавливают во время цветения, сушат в тени и хранят в плотно закрытых банках, коробках.
7. Биолог о березе (картина)
Загадка:
Клейкие почки,
Зеленые листочки,
С белой корой,
Стоит под горой. (Береза)
– Несомненно, это наша русская красавица береза. Чувства, которые она вызывает, созвучны щедрой, отзывчивой и доброй душе русского человека. Береза – это символ Родины. На земле насчитывается около 120 видов берез, только не все они с белой корой. У некоторых она желтая или совсем темная, почни черная.
Много веков служит береза верой и правдой, принося пользу не только душе, но и телу. Недаром с незапамятных времен русские люди парились березовыми вениками в бане. Листья березы обладают способностью за 2-3 часа убивать болезнетворные микробы. Настои из березовых почек и молодых листьев применяют внутрь от простуды, ломоты в костях, при спазмах и расстройствах желудка, как мочегонное, потогонное, противозолотушное, желчегонное средство. Особенно полезно употребление березового сока, собираемого ранней весной. Он вызывает общеукрепляющее действие, повышает сопротивляемость организма, способствует заживлению вялотекущих язв.
В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору березы, –
И капли сока, точно слезы,
Текли прозрачною струей.
– Подумайте, какой вред наносится дереву при сборе березового сока? (Повреждается кора, нарушается защитная функция, повреждаются ситовидные трубки луба, по которым растворы органических веществ весной оттекают к распускающимся почкам.)
Сбор березового сока проводят только со старых деревьев, которые подлежат вырубке.
8. Председатель:
Люди добрые, по чести
Приношу такие вести,
Что послушать их не грех –
Радость будет здесь для всех.
К вам приехал мудрый, славный,
Врач великий, что исправно
Исцелит любой недуг.
Равных нет ему вокруг! (Врач в белом халате и шапочке)
9. Врач о зверобое. (На столе гербарий и рисунки)
Загадка:
Листочки парные,
Цветки янтарные,
Плоды коварные:
И лечат, и калечат. (Зверобой)
– Попав в корм скоту, зверобой обыкновенный повышает чувствительность некоторых домашних животных, особенно овец, к солнечному свету. Эти свойства сохраняются и в сене, поэтому народ дал растению такое название. И тем не менее, народ читает его средством от 99 болезней.
“Как без муки нельзя испечь хлеба, так и без зверобоя нельзя лечить некоторые недуги”, - говорит народная медицина. Лекарстве...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.10.15 | Просмотров: 3035

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340