Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Урок экологии в 6-м классе по теме: Лекарственные растения
Автор(ы): Цуранова Галина Владимировна, учитель биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи урока: - Познакомить учащихся с многообразием лекарственных растений, правилами и сроками сбора.
- Развивать познавательную деятельность учащихся через игровые формы (ролевую игру, круглый стол).
- Развивать умения применять знания, полученные на уроках биологии, литературы.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: рисунки, фотографии, иллюстрации с изображением лекарственных растений; выставка книг о лекарственных растениях; выставка травяных сборов лекарственных растений; видеофильм “Лекарственные растения”; таблички на столы участников: председатель, биолог, народный целитель, эколог, полевод, врач, цветовод, турист, на доске надпись “Зеленая аптека”. Время работы: 11.25-12.10. ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Вступительное слово учителя – Давно заметил человек, что многие растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Вспомнил, что звери тоже растениями лечатся, а среди великого множества нужные для себя разыскивают. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Из поколения в поколение передавались знания о целебных свойствах растений. Еще 4 тысячи лет назад в египетском папирусе описаны рецепты для лечения 450 болезней. Оглянись вокруг себя, когда ты летом находишься в лесу, в поле или на даче. Вот куст шиповника с ароматными розовыми цветами, а рядом заросли белой ромашки, которая смотрит на тебя своим желтым глазком. Заманчиво шелестит листьями береза, приглашая отдохнуть в тени своих ветвей, а где-то тебя встретят и шипами кусты боярышника. Чтение стихотворения учащимися: Лес не только для нашей забавы, Он – богатство нашей страны. Все деревья в нем, ягоды, травы Нам на пользу, друзья, взращены. Луга июльские – чудо простое, Синее, белое и золотое. Травы лечебные, травы целебные! Нет на земле бесполезной травы! Все растения надо знать, Их беречь и охранять. Ведь из трав лесного царства Люди делают лекарства. III. Вопросы для повторения – Подумайте, а какую особенность зеленых растений использует человек в лечебных целях? (Способность образовывать органические вещества в зеленых листьях в процессе фотосинтеза.) – Какие условия необходимы для процесса фотосинтеза? (Свет, вода, углекислый газ, хлорофилл.) – А может ли фотосинтез протекать в подземных органах растений? Почему? (Не проникает солнечный свет, в клетках корня нет хлорофилла.) – Какую роль в жизни растения играет корень? (Поглощает и проводит воду с растворенными минеральными солями, удерживает растение в почве, в нем откладываются в запас питательные вещества.) IV. Определение цели урока Учитель: А как вы думаете, зачем мы сегодня в нашу “Зеленую аптеку” пригласили такое большое количество специалистов? Какую цель мы ставим перед собой? (Познакомиться с лекарственными растениями, правилами и сроками сбора.) V. Работа над новым материалом 1. Самостоятельная работа учащихся на протяжении урока. Учащиеся вносят данные о лекарственных растениях в таблицу. Название лекарственного растения | Органы растения, используемые в лечебных целях | Заболевание | | | | 2. Выступление председателя круглого стола. Учитель: Слово передаю председателю круглого стола. Председатель представляет участников встречи. Председатель: Богат и разнообразен выбор лекарств в природной аптеке, но этикеток здесь нет. Ядовитые растения могут выглядеть также привлекательно, как и самые безобидные представители лекарственной флоры, поэтому обращаться за помощью к растениям следует только с рецептом врача. Да и знать их надо в “лицо”. А знакомиться заранее удобно по рисункам, фотографиям, гербарию. Целебные свойства лекарственных растений обусловлены активными веществами, которые образуются в растениях. Именно они наиболее ценны, хотя и содержатся в растениях в минимальных количествах, эти вещества помогают справиться больному организму с недугом. А теперь слово предоставляется участникам круглого стола. 3. Народный целитель о женьшене (показывает рисунки ) Загадка: Есть корень кривой и рогатый, Целебною силой богатый. И может, два века Он ждет человека В чащобе лесной Под кедровой сосной. (Женьшень) – Препараты из женьшеня обладают тонизирующим и стимулирующим действием, они повышают общую сопротивляемость всего организма к различным неблагоприятным воздействиям. Крайняя редкость женьшеня в природе, обусловленная многовековыми поисками этого “растения-клада”, уже давно, около 600 лет назад, побудила к введению его в культуру в Корее, Китае, Японии. В старину существовало поверье: на какую часть тела похоже растение, ту часть оно и лечит. Сборщики женьшеня в Китае перед выкапыванием корня обязательно просили у растения прощение за такое насилие. В нашей стране дикорастущий женьшень взят под охрану, а культивируется он в специальном совхозе “Женьшень” на юге Приморского края. Я – женьшень – чудесный корень, Если кто-то сильно болен, Разыщите корень мой, И поправится любой. Вам настойка из женьшеня Аппетит вернет и смех, Ведь “женьшень” обозначает – Чудо “корень-человек”. 4. Цветовод о шиповнике (показывает рисунки и фотографии, а на столе в вазе – ветка шиповника) Загадка: На кустах цветы Просто чудо красоты! Шипы-коготочки Стерегут цветочки. (Шиповник) – Недаром этот колючий кустарник получил такое название: острые шипы причинят неприятности любому, кто необдуманно захочет познакомиться с этим красавцем. В начале лета шиповник украшен душистыми цветами, которые напоминают розу. Отсюда и второе название шиповника – дикая роза. Лекарственным сырьем являются плоды шиповника различной формы и величины. Вспомните, а как называются плоды шиповника? (Ягода – ложный плод, образовавшийся из разросшегося цветоложа, настоящие плоды – мелкие беловатые орешки, развивающиеся внутри бокаловидного цветоложа). – Шиповник собирают до заморозков при полной спелости. В домашних условиях плоды сушат при температуре 90-1000 С, не допуская подгорания. Правильно высушенное сырье должно иметь буровато-красноватый или желтый цвет. Препараты из плодов шиповника обладают желчегонным, противовоспалительным, мочегонным, кровоостанавливающим действием. Его применяют при язвенной болезни желудка, трофических язвах, при заболеваниях, связанных с дефицитом витамина С, особенно в детском и пожилом возрасте. Лепестки цветков, сваренные с медом, применяют при лечении рожистого воспаления кожи. Промышленность выпускает масло из семян шиповника. Его прикладывают к ранам, ссадинам и другим поражениям кожи. 5. Народный целитель о мать-и-мачехе. Едва в апреле снег растает, На склонах или вдоль дорог, Глянь! Весна уж примеряет Из мать-и-мачехи венок. – Снег только что сошел, а на солнечном припеке уже появились первые желтые цветочки на голых стеблях. Когда цветки отцветут, то на их месте появятся белые пуховые шарики, а в них парашютики с семенами. При первом небольшом ветерке разлетятся они в разные стороны, а там, где были желтые цветки, появятся зеленые листья. А кто из вас знает, откуда растение получило такое название? (Одна сторона, нижняя, у листьев опушенная, теплая при прикосновении – “мать”, другая – зеленая, холодная –“мачеха”). – Листья мать-мачехи сушат, заваривают как чай, и пьют такой чай от кашля. 6. Турист о кипрее, или иван-чае (на доске – рисунок) – Как только не назовут иван-чай! Медовым цветком – пчеловоды, гаревиком, новоселом за то, что первым заселяет пустыри и лесные гари. Пуховиком зовут, а еще копорским чаем. Под Петербургом, в деревне Копорье, из иван-чая делали заменитель китайского чая, а потом даже в Европу продавали. По цвету и аромату их могли отличить только специалисты. Кто любит походы, тот знает, что вкуснее чайку, чем из кипрея, нигде не найдешь. Закипит в котелке вода, бросишь пару горсточек листьев и цветков чудо-растения и наслаждайся. Молодые корневые отпрыски применяются аналогично спарже или цветной капусте. Из сухих корней при их размалывании получают муку, пригодную для оладий. Кипрей применяют при язве желудка и кишечника, как жаропонижающее, от головной боли и снотворное средство. Цветки и листья заготавливают во время цветения, сушат в тени и хранят в плотно закрытых банках, коробках. 7. Биолог о березе (картина) Загадка: Клейкие почки, Зеленые листочки, С белой корой, Стоит под горой. (Береза) – Несомненно, это наша русская красавица береза. Чувства, которые она вызывает, созвучны щедрой, отзывчивой и доброй душе русского человека. Береза – это символ Родины. На земле насчитывается около 120 видов берез, только не все они с белой корой. У некоторых она желтая или совсем темная, почни черная. Много веков служит береза верой и правдой, принося пользу не только душе, но и телу. Недаром с незапамятных времен русские люди парились березовыми вениками в бане. Листья березы обладают способностью за 2-3 часа убивать болезнетворные микробы. Настои из березовых почек и молодых листьев применяют внутрь от простуды, ломоты в костях, при спазмах и расстройствах желудка, как мочегонное, потогонное, противозолотушное, желчегонное средство. Особенно полезно употребление березового сока, собираемого ранней весной. Он вызывает общеукрепляющее действие, повышает сопротивляемость организма, способствует заживлению вялотекущих язв. В весенний день мальчишка злой Пронзил ножом кору березы, – И капли сока, точно слезы, Текли прозрачною струей. – Подумайте, какой вред наносится дереву при сборе березового сока? (Повреждается кора, нарушается защитная функция, повреждаются ситовидные трубки луба, по которым растворы органических веществ весной оттекают к распускающимся почкам.) Сбор березового сока проводят только со старых деревьев, которые подлежат вырубке. 8. Председатель: Люди добрые, по чести Приношу такие вести, Что послушать их не грех – Радость будет здесь для всех. К вам приехал мудрый, славный, Врач великий, что исправно Исцелит любой недуг. Равных нет ему вокруг! (Врач в белом халате и шапочке) 9. Врач о зверобое. (На столе – гербарий и рисунки) Загадка: Листочки парные, Цветки янтарные, Плоды коварные: И лечат, и калечат. (Зверобой) – Попав в корм скоту, зверобой обыкновенный повышает чувствительность некоторых домашних животных, особенно овец, к солнечному свету. Эти свойства сохраняются и в сене, поэтому народ дал растению такое название. И тем не менее, народ читает его средством от 99 болезней. “Как без муки нельзя испечь хлеба, так и без зверобоя нельзя лечить некоторые недуги”, - говорит народная медицина. Лекарстве...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.10.15 | Просмотров: 3035
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|