Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Развитие творческих способностей младших подростков - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Развитие творческих способностей младших подростков


Автор(ы): Попова Светлана Павловна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Развитие творческих способностей младших подростков.
Актуальность затронутой, на мой взгляд, проблемы очевидна. По данному вопросу на сегодняшний день имеется много литературы, но в то же время остаётся широкое поле для исследований в данной области познания. Разработанная мной программа развития творческих способностей предназначена для младших подростков, вместе с тем, при её уплощении работать по ней возможно и с младшими школьниками, а также и со старшими подростками, если усложнять предложенные упражнения.
Задача нашего исследования состояла в разработке программы развития креативности для младших подростков (с использованием элементов методики Гатанова Ю.Б. с соавторами) с учетом возраста и пола. Также учитывались психосоматические особенности подростков, обнаруженные в ходе исследования.
Основная цель программы - развитие креативности, что предполагает осознание её в себе и развитие.
В ходе тренинга, с первых минут работы, создаётся и удерживается среда со следующими параметрами:
  • Проблемность;
  • Неопределённость;
  • Принятие;
  • Безоценочность.
В ходе работы участники тренинга получают возможность для осознания того, что такое креативность, каковы её проявления, а также барьеров, препятствующих актуализации их собственных творческих ресурсов. Тренинг рассчитан на 14 занятий, продолжительность которых 60 минут, регулярность проведения 2 раза в неделю, причём частоту проведения можно варьировать. Структура занятий состоит из трёх частей: разминка, основная часть, заключительная часть, рефлексия.
Этапы, стадии и фазы творческого процесса по-разному рассматривались многочисленными исследователями. Основное, что объединяет известные нам описания творческого процесса – это присутствие в подавляющем их большинстве осознаваемых и неосознаваемых этапов, причём запуск процесса происходит в сознательной сфере, продолжается в его неосознаваемых структурах и вновь попадает в область сознания.
Г.Уэллэс (1926) предложил выделять такие стадии творческого процесса: подготовка, инкубация, озарение и проверка. На стадии подготовки осуществляется сознательное исследование проблемы; на стадии инкубации наступает перерыв в сознательной работе над проблемой и используется энергия подсознательного. Решение возникает совсем внезапно после периода инкубации и проверяется на последнем этапе.
Kneller (1965) добавил в этот процесс пятую стадию, которую назвал “Первый инсайт”. Она предшествует стадии подготовки, и именно здесь впервые возникает ещё сырая, но всё-таки оригинальная идея.
Ещё один шаг в развитии представлений о креативном процессе был сделан Boles (1990), который ввёл понятие “Точка креативной фрустрации”. Он считает, что именно в этот момент индивид принимает сознательное решение, которое непосредственно оказывает влияние на конечный результат.
Sapp D. (1992), поддерживая идею Kneller о наличии первого инсайта в креативном процессе, вносит два уточнения. Во-первых, он обращает внимание на то, что уже в этот момент индивид переживает, пусть не столь сильное, но вдохновение, сходное с тем, которое возникает во время инсайта, находящегося в середине креативного процесса. Во-вторых, Sapp D. Утверждает, что первый инсайт – это скорее точка, момент, стадия. Она занимает существенно меньше времени по сравнению со стадиями подготовки и проверки.
Важным качеством, которое определяет возможность “вхождения” в креативный процесс, по мнению К.Роджерса (1961), является открытость опыту. На наш взгляд, это очень важно для глубинного понимания того, что происходит с человеком на разных стадиях креативного процесса. И как это сказывается на конечных результатах, является следующая идея, высказанная Sapp D. (1992). Он утверждает, что на этапе подготовки фомируется мотивация, приверженность первоначальной идее, и от степени этой приверженности зависит характер реакций, возникающих в точке креативной фрустрации. Этот момент является, возможно, самым важным, поскольку именно здесь происходит выбор, влияющий на исход дела. Sapp D. (1992) считает, что в ответ на фрустрацию возникает одна из следующих четырёх реакций:
Отрицание (отказ): в этом случае индивид бросает работу и отрицает то, что направление размышлений и пройденный путь были ценными, стоящими;
Рационализация: в этом случае человек избегает фрустрации. Он ошибочно оценивает результат, считая его действительно ценным и творческим.
Принятие стагнации: индивид смиряется даже без попыток отрицания или оправдания проделанной до сих пор работы. Уровень мотивации настолько низок, что размышления над проблемой остаются незавершёнными. Индивид не способен противостоять фрустрации и двигаться дальше. Эта реакция является самой деструктивной, она связана с состоянием скуки или апатии у индивида.
Новый рост: это наиболее желательный ответ на фрустрацию. Он осуществляется совсем просто – продолжением работы. Индивид начинает искать новые варианты, актуализирует свои ресурсы, осознанно отказывается от привычных, хорошо знакомых, поэтому безопасных, способов решения проблемы. В этом случае индивид принимает решение двигаться дальше. С большей готовностью на это идут те, в чьём опыте есть переживание инсайта за точкой креативности.
В программе предлагаются следующие этапы креативного процесса:
1. Подготовка.
Этот этап характеризуется сознательными усилиями по поиску выхода из проблемной ситуации. Субъект логически прорабатывает, анализирует задачу, проблему, как в целом, так и отдельные её элементы, собирает дополнительную информацию. На этом этапе возникают и проверяются варианты решения, субъект совершает многократные попытки применить для разрешения проблемы известные ему схемы и алгоритмы. Критерий, на который чаще всего ориентируются люди, выбирая вариант решения или поведения, - степень сходства, подобия актуальной проблемы или ситуации тем, которые встречались ранее. В случае если проблема действительно относится к творческим, обнаруживается несостоятельность известных, разработанных ранее способов решения и вариантов поведения. Возможно, поэтому наиболее креативные люди обнаруживают тенденцию к постоянному поиску новых фактов, идей, опыта, что проявляется в их стремлении к взаимодействию с самыми разными людьми, постоянному поглощению информации, которая не всегда непосредственно касается актуальных проблем.
2. Фрустрация.
Переход на этот этап происходит в тот момент, когда, проанализировав всю имеющуюся в его распоряжении информацию и проверив возникшие варианты решения, индивид всё-таки не находит ответа. Традиционные подходы к описанию креативного процесса пренебрегают этим эффектом, более того, рассматривают его как нечто, не имеющее отношения к творческому мышлению, а скорее как оппозиционный феномен. Возникающее при этом чувство “тупика” воспринимается не как закономерный этап, сигнализирующий о том, что исчерпаны возможности решения задачи на основе познанной реальности, а как барьер, преграду для проявления креативности. Подобное мнение, как правило противоречиво, так как в скрытом виде включает в себя идею границы, предела познания и развития.
Негативное отношение к фрустрации, стремление избежать её, “закрыть глаза” на её существование во многом объясняется крайне дискомфортным характером её переживания. Индивид испытывает напряжение, раздражение, обескураженность, скуку, усталость. Возникает ощущение, что решения в принципе не существует, что кто-то виноват в сложившейся ситуации. Это переживание тем сильнее, чем больше насыщено сознание субъекта стереотипами, установками, ставшими жёсткими идентификациями.
Конструктивное отношение к фрустрации предполагает признание за ней роли закономерного этапа креативного процесса, который служит сигналом для реорганизации деятельности. В этот момент целесообразно осознать, какой барьер или барьеры препятствует проявлению креативности, в рамках какого стереотипа мы находимся, в какой области нам недостаточно информации и где её можно получить. И в этом случае происходит “новый рост” (Sapp D. 1992).
3. Инкубация.
Специфика этого этапа креативного процесса обусловлена положением о функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга. Особенности организации работы этих полушарий, в частности, описывается с помощью понятий латерализации и реципрокности. Латерализация усиливается по мере развития человека и приводит к тому, что полушария головного мозга начинают по-разному участвовать во всех психических проц...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.10.16 | Просмотров: 1457

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340