Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Развитие способности к самопознанию у младших школьников
Автор(ы): Лихачева Светлана Ивановна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Впервые вопросы «Кто я? Какой я? Что я могу?» обычно возникают у человека в подростковом возрасте. Однако уже в младшем школьном возрасте многие дети просят своих родителей рассказать о том, какими они были в раннем детстве. «А вы хотите прочитать книгу о себе?» – впервые спросила я второклассников 14 лет назад. Со смешанным чувством удивления и радости они ответили: «Да!», и мы начали работу над «Книгой о том, кто я такой». Содержание книги иногда изменялось, расширялось. Это происходило каждый раз, когда дети сами предлагали новые темы. Сейчас «Книга» состоит из двух частей. Часть первая – «Кто я такой, и что мне нравится», в ней каждый ребёнок пишет всё о себе, о том, что он любит, что не любит, что может, умеет делать, о своих чувствах, о чём мечтает, о чём хочет узнать. В главе «Дни моей жизни» описывается распорядок обычного дня, выходного, каникулярного. Такие детали, которые на первый взгляд могут показаться мелкими, незначительными, по прошествии лет 10, а то и больше, могут оказаться очень интересными и трогательными. Если об этом ребёнок может написать самостоятельно, то при написании первой главы «Моё рождение» без помощи родителей не обойтись (т.к. этот момент ребёнок «не помнит»). Беседа ребёнка с родителями на эту тему положительно сказывается на их взаимоотношениях, особенно в тех семьях, где эмоциональные контакты нарушены. Какой это был день недели, какая была погода, какие события в жизни города, страны, семьи произошли в этот день? Почему дали такое имя? Но большую трудность вызывает последняя глава этой части, в которой ребёнок задумывается над вопросом: «Что мне нравится в самом себе, а что я хотел бы изменить».Практика показывает, что дети легко могут назвать свои недостатки, но достоинства… Тогда я предлагаю детям обратиться за помощью к своим друзьям, одноклассникам. Таким образом, эта работа позволяет откорректировать самооценку ребёнка, повысить или понизить её, но в любом случае приблизить к адекватной. В процессе работы над «Книгой» дети совершают открытие своего «Я». Именно здесь многие, пожалуй, впервые задумываются над поставленными вопросами, у кого-то с этого момента начинается процесс самопознания. И чем раньше он начнётся, тем раньше человек станет находить ответы на вопросы о себе. Возможно, это поможет ему в будущем избежать многих проблем личностного развития, реализовать весь свой потенциал через самоактуализацию. А необходимым условием самоактуализации, по мнению Маслоу, является нахождение человеком верного представления о самом себе. Часть вторая называется «Как я живу рядом с другими». Уже по названию понятно, что в этой части ребёнок рассказывает о своих родных, друзьях, одноклассниках, учителях и даже о своих питомцах, домашних животных, а также о себе в контексте взаимоотношений с окружающими. Начинается вторая часть рассказом о своей семье, а в качестве иллюстрации к главе – рисунок «Моя семья». По желанию дети рисуют портрет семьи или так, чтобы все члены семьи были чем-нибудь заняты. Эта глава, а особенно рисунок, являются очень информативными для родителей, поскольку как в зеркале отражают состояние семьи, уровень её психологического благополучия. В заключительной главе дети задумываются о своём будущем. Ответ на вопрос «Кем и каким я хочу стать» дополняет образ своего «Я». Таким образом, создавая книгу о себе, младшие школьники осваивают процесс самопознания, смысл которого можно представит в виде цепочки: познать себя – понять – принять – развивать себя во взаимодействии с окружающими людьми, с реальностью окружающего мира. Тематический план № занятия
| Тема
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
| Оформление титульного листа. Автопортрет. Ладонь. Часть I . Кто я такой и что мне нравится. Глава 1. Моё рождение. Глава 2. Дни моей жизни. Глава 3. Дом, в котором я живу. Глава 4. Что я люблю. Глава 5. Что я не люблю. Глава 6. Что я могу, умею. Глава 7. Я – ученик. Глава 8. Мои мечты. Глава 9. О моих чувствах. Глава 10. О чём я хочу узнать. Глава 11. Кто я? Какой я? Часть II . Как я живу рядом с другими. Глава 1. Моя семья. Глава 2. Мои питомцы. Глава 3. Мой класс. Глава 4. Мои друзья. Глава 5. Моё будущее.
| Цитаты из книг - Я родился 9 ноября 1994 года, среда, дождь, на утро ударил мороз.
- Я родилась в 1988 году 28 августа в 9.00. Весила 3 кг 100гр. Я очень счастлива, что родилась на этот свет, и что Бог дал мне жизнь.
- Я родился в городе Томске. У меня были светлые волосы, но их было мало.
- Я родился июня 11 1994 г. рано-рано утром, без двадцати шесть.
- У меня есть и мама, и папа. Я очень горжусь ими.
- Моей маме 28 лет, но все говорят, что ей 20.
- Я люблю своих маму, папу, своего кота, мультики, играть и всех родственников.
- Мне нравится, что возле моего дома есть горка. Мне не нравится, что возле горки есть помойка.
- В каникулы я люблю погулять и гуляю так, что прихожу домой как снеговик.
- Мне нравится, что в школе есть спортзал, что она двухэтажная, но всего больше ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.10.16 | Просмотров: 1277
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|