Главная / Методические материалы / Социальная педагогика
Программа элективного курса Свой среди чужих!
Автор(ы): Одежкина Любовь Михайловна, учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Программа элективного курса “Свой среди чужих” предназначена для изучения учащимися 9 классов. Курс рассчитан на 17 часов. Вся история человечества – это, с одной стороны, сосуществование разных человеческих групп и общностей, экономические, культурные, политические контакты и взаимодействия, а с другой – отношение к “другому” как к чужаку, чуждому, неприемлемому, завоевания, конфликты, войны. Прошли долгие тысячелетия, прежде чем, пробудилась мысль, что “ мы” может совпадать со всем человечеством и, следовательно, не противостоят никакому “они”. Для человека 21 века, какое бы место он не занимал в социальной структуре, одним из главных качеств является терпимость – умение находить компромисс в различных ситуациях, с уважением относится к представителям других национальностей и религий, вырабатывать у себя навыки практических действий и поведения в духе толерантности. Цели курса: - воспитание у подрастающего поколения миролюбия, уважения к правам человека, отрицание насильственных методов разрешения социальных конфликтов;
- гуманное отношение к людям другой национальности, вероисповедания, культуры;
- развитие способности к восприятию и пониманию другого человека.
Задачи курса: - научить школьников конструктивно относиться к конфликтам и конструктивно взаимодействовать;
- развивать коммуникативные навыки, укрепляющие взаимоотношения между людьми;
- одвести учащихся к осмысленному восприятию и практическому применению принципа толерантности.
Технология учебно-познавательной деятельности при изучении курса “Свой среди чужих” отличается от обязательных курсов, так как направлена на формирование атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки, на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся. В процессе изучения курса происходит формирование общеучебных умений: - анализ и сопоставление фактов;
- анализ документов;
- работа с периодической печатью;
- оформление памяток;
- публичные выступления;
- работа с картой;
- аргументация своей позиции.
Содержание программы предоставляет возможность использовать следующие формы и приемы: - кооперативный метод обучения;
- деловые игры;
- дискуссии;
- умение активного слушания;
- мозговой штурм;
- попс-формула.
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование безопасной учебной среды, в которой практикуется диалог, терпимость, плюрализм, уважение демократических ценностей в личных и групповых отношениях. По окончанию изучения элективного курса учащиеся должны: - приводить аргументы для обоснования своего мнения;
- резко реагировать на все, что нарушает человеческие и конституционные права, права сообщества;
- использовать ежедневную прессу и другие средства массовой информации для получения сведений по избранным вопросам и проблемам;
- быть готовым и способным к диалогу, пониманию и солидарности.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности учащихся. Программа реализуется на основе интерактивных методов обучения с использованием социальных “крючков”, проблемных ситуаций, разборов казусов, разработок памяток. Программа курса. Тема № 1. Проявление нетерпимости и описание толерантности (4 часа) Лекция. “ Природа толерантности и интолерантности”. Практическое занятие. “ Предпочтения рождают многообразие и общность”. Видение ситуации с точки зрения другого человека. Упражнение “Полет на луну”. Выстраивание качественных отношений между участниками игры, готовность признать другого имеющим равные права на определенные жизненные ценности. Семинар. “Признаки толерантности и признаки нетерпимости”. Знакомство с возможными стратегиями преодоления насилия. Принципы ценностного воспитания. Многозначность и разнообразие определения интолерантности и толерантности. Составление словаря “Симптомы нетерпимости и знаки толерантности” Тема № 2. “Права человека: пределы толерантности – ограничения и ответственность” (4 часа) Практическое занятие. “Всеобщая Декларация прав человека”. История создания Декларации прав человека. Упражнение “Словесные ассоциации” с понятием “права человека”. Значение прав человека в жизни людей. Дидактическая игра “Права человека”. Составление списка прав человека данного ученического сообщества. Семинар “Я и мои права”. Обмен мнениями о значимости “Всеобщей Дек...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.10.17 | Просмотров: 1074
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|