Главная / Методические материалы / Администрирование школы
Анализ эффективности воспитательного процесса
Автор(ы): Пырова Лариса Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Эффективность воспитательного процесса определяется мерой отношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого. Изучение результата и эффективности воспитательного процесса выполняет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции. При этом: - выявляется реальное состояние воспитательного процесса с учетом конкретных критериев, показателей, поставленных задач;
- анализируются изменения, произошедшие в воспитательном процессе (изучение влияния разных условий и средств на результаты работы);
- выявляются возможности развития воспитательного процесса, происходит поиск путей и средств дальнейшего совершенствования воспитательного процесса;
- определяется эффективность влияния воспитательной работы на развитие личности учащихся и педагога, отношений в коллективе.
При отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности воспитательной деятельности необходимо использовать системный подход, позволяющий установить взаимосвязь полученных результатов с целями, задачами, содержанием и способами организации педагогического процесса. Основное предназначение воспитания заключается в его развивающем влиянии, поэтому только происходящие изменения в личности ребенка могут свидетельствовать об эффективности воспитания и образования в целом. Чтобы анализировать воспитательную работу в школе, необходимо ее тщательно контролировать: - проверять планы классных руководителей;
- проверять качество проведенных классных часов путем их посещения;
- проводить совещания с классными руководителями и учителями-предметниками регулярно;
- проводить тематические педсоветы и родительские собрания;
- контролировать деятельность студии дополнительного образования.
Итоговый анализ воспитательной работы за учебный год - самый сложный. Для анализа вычленяются основные блоки воспитательной работы, которые отражают задачи, приоритетные направления воспитательной работы. Анализ дает возможность раскрыть дополнительные ресурсы воспитания, применить новые методики, определить необходимые средства, и в итоге это должно способствовать продуктивности воспитывающей деятельности образовательного учреждения. Из чего складывается анализ? Материально-техническое обеспечения культурного уровня воспитания. Документация, фиксирующая организацию воспитательного процесса ( программа воспитания, план воспитательной работы; педагогическая картотека, отражающая индивидуальное и духовное развитие школьника). Документация, отражающая профессионализм педагогических кадров, осуществляющих воспитательный процесс (сведения о функционале, об организации методической работы и т.п.). Материалы по обобщению опыта работы классного руководителя, психолога, библиотекаря, социального педагога. Схематический анализ воспитательной работы можно представить следующим образом: При анализе необходимы не только количественные показатели, но и качественные показатели и оценочные выводы. При анализе воспитательного процесса необходимо руководствоваться следующим: - не сравнивать класс с классом, педагога с педагогом, ребенка с иным ребенком;
- рассматривать воспитательный процесс в его динамике, чтобы сравнить: это было, это есть;
- учитывать влияние социокультурной среды на формирование у подростков ценностных культурных ориентиров;
- обсудить на педагогическом совете полученные результаты, исходя из них, провести коррекцию сложившейся воспитательной работы и с учетом полученных выводов спланировать дальнейшую работу по воспитанию учащихся.
Подбор критериев и показателей является важным этапом, так как на нем определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности процесса воспитания обучающихся. Содержание критериев и показателей эффективности воспитательного процесса обусловлено комплексом целей и задач, решаемых школьным коллективом и педагогом. Каждая цель и задача должны быть подкреплены определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить об успешности реализации целевых ориентиров. Схема анализа воспитательной работы образовательного учреждения - Какие цели и задачи решались?
- Каков реальный результат: Обученность, воспитанность, динамика социально-культурного развития.
- Расхождение целей и реального результата. Тенденции.
- Причины положительных и отрицательных тенденций и расхождение целей с реальным результатом: что планировалось (система мер под цели и задачи), что выполнено, что не выполнено, почему?
Причинами могут быть: а) в области внутренних условий-факторов, влияющих на процессы воспитания, обучения и развития школьника: - система взаимоотношений (демократизация, гума...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.10.18 | Просмотров: 1709
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|